Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хиазмы в Книге Мормона (Окончание)



(Джон У. Уэлч, BYU Studies, т. 10, № 1, стр. 69)

 

Хиазм может еще служить логическим средством, ибо его целостность убедительно завершает мысль и связана воедино во всех ее многочисленных аспектах. Нефий столь успешно использовал подобный способ для убеждения своих восставших братьев, что когда он позже давал описание двенадцатилетнего путешествия своей семьи, то с гордостью мог вспоминать свое мудрое аргументирование. В предыдущем примере, точкой инверсии является пронзительный вопрос: "Не помните ли вы того, что сказал Господь?" Та же самая мысль о том, что Господь сказал или скажет, появляется в крайних членах хиазма, как и в середине его. Отметьте также, что первая часть хиазма содержит слова Нефия, в то время как вторая построена на словах Господа, что осуществляется с помощью искусного поворота в центре. Есть ли у Нефия лучший напарник в этой дискуссии, чем Священные Писания? Действительно, только два элемента в этом отрывке не являются идентично параллельными: "губите себя" и "спросите Меня с верою". Вероятно, Нефий противопоставляет живую силу истинной веры и зловещий страх смерти, который сопровождает любое путешествие через пустыню.

ПРИМЕР 5.

 

А Вот Господь сотворил землю

для того, чтобы она была населена,

и Он сотворил детей Своих,

дабы они могли владеть ею.

 

Б И Он воздвигает

праведный народ,

но уничтожает

народы нечестивые.

 

Б1 И Он ведет праведных

в земли благословленные,

а нечестивых Он истребляет

и проклинает землю для них.

 

А1 Он владычествует высоко на небесах,

ибо сие есть престол Его,

а эта земля

есть подножие Его (1Неф.17:36-39). А этот отрывок есть замысловатая жемчужина. В нем мастерски скомбинированы сочетания прямых и обратных параллелизмов. Части А и А1обе содержат по два прямых параллелизма, а именно, в части А - Господне творение земли и Его детей, в части А1- трон Господа и Его подножие. Интересно, как слово "земля" появляется в обеих частях. Части Б и Б1построены из четырех поэтических строк, каждая из которых состоит из трех составляющих. Две из них инвертируются при втором появлении, например,

 

праведный / народ

народы / нечестивые

 

Он ведет / праведных

нечестивых / Он истребляет.

Более того, эти инвертированные составляющие подходят к окончанию строк в части Б, но появляются в начале строк в части Б1. Это ставит слова "воздвигает" и "уничтожает" (в части Б), а также слова "земли благословленные" и "проклинает землю" (в части Б1) в форме прямого параллелизма. Таким образом, другой хиазм формируется между прямыми параллелизмами в частях Б и Б1. То есть:

 

Б1 инвертированный параллелизм прямой параллелизм

Б прямой параллелизм инвертированный

Оцените еще то, что первая строка в части Б и первая строка в части Б1выражают одну и ту же идею - благословение праведных; вторая же строка в частях Б и Б1- идею о том, что зло будет наказано. Так что в середине инвертированного параллелизма искусно умещается еще и прямой.

Вот еще несколько примеров, демонстрирующих силу и притягательность риторических построений основанных не только на хиазмах, но и на сочетании прямых и обратных (инвертированных) параллелизмов.

 

ПРИМЕР 6.

 

Х И все равны пред Богом,

как еврей,

так и иноверец.

Но, вот, в последние дни,

или во дни иноверцев

да, вот, все народы иноверцев,

также, как и Иудеи...

 

А будут упоены беззакониями и всякого рода мерзостями.

И когда наступит тот день, Господь Саваоф посетит их...

 

Б И как сон, как ночное сновидение

будут все народы, воюющие против Сиона...

 

В да, они будут наподобие

голодного человека,

которому снится,

будто он ест,

но пробуждается,

и душа его тоща;

 

В1 или как жаждущему

снится,

будто он пьет,

но пробуждается,

и вот, он томится, и душа его жаждет;

 

Б1 да, то же будет и множеству всех народов,

воюющих против горы Сиона.

 

А1 Ибо, вот, все вы, творящие беззакония,.. вы будете упоены,..

Ибо, вот, Господь навел на вас дух глубокого усыпления;

 

X1 и вы, вот, закрыли глаза ваши

и отвергли

пророков;

ваших правителей

и прозорливцев

[помрачил Он]

за беззакония ваши (2Неф.27:1-5). ПРИМЕР 7.

 

А О сын мой,..смысл слова восстановление

заключается в том, чтобы вернуть обратно

злое за злое,

плотское за плотское,

дьявольское за дьявольское,

 

к1 к2 доброе за то, что есть доброе

 

л1 л2 праведное за то, что есть праведное,

 

м1 м2 справедливое за то, что есть справедливое,

 

н1 н2 милостивое за то, что есть милостиво.

 

А потому, сын мой,

 

н'1 соблюдай милость к твоим братьям,

 

м'1 поступай справедливо,

 

л'1 суди праведно

 

к'1 и всегда делай доброе

 

И если будешь исполнять все это,

тогда получишь твою награду;

 

н'2 да, милость будет снова возвращена тебе;

 

м'2 справедливось будет снова возвращена тебе;

 

л'2 праведное суждение будет снова возвращено тебе;

 

к'2 и ты снова в награду получишь доброе.

 

Ибо то, что ты вышлешь,

снова вернется к тебе

и будет восстановлено;

А а потому слово восстановление более осуждает грешника,

и ни в чем не оправдывает его (Алма 41:13-15).

 

Этот узор здесь весьма замысловатый. После перечисления четырех пар терминов, Алма группирует два списка из этих четырех терминов, одновременно инвертируя их. Короче говоря, нужно использовать хиазм, чтобы описать этот хиазм: Алма пишет список пар, а затем - пары списков. А если очень серьезно, то это великая игра слов.

Но наиболее неуловимой особенностью хиазмов является их роль в структурном строении больших отрывков и даже целых книг. Книга Мосии являет собой один из таких примеров, когда включает хиазмическую структуру в основу всей своей организации.

 

ПРИМЕР 8.

 

А Царь Вениамин поучает своих сыновей (1:1-8)

Б Мосия избран преемником отца (1:10)

В Мосия получает летописи (1:16)

Г Речь Вениамина и слова ангела (2:9 - 5:15)

Д Народ вступает в завет (6:1)

Е Посвящены священники (6:13)

Ж Аммон уходит из Зарагемля

в землю Легий-Нефия (7:1-6)

З Народ в рабстве. Аммон в заточении (7:15)

И 24 золотых листа (8:9)

К Летопись Зениффа и его уход из Зарагемля (9:1)

Л Защита против Ламанийцев (9:14 - 10:20)

М Царь Ной и его священники (11:1-15)

Н Гонения и заточение Авинадея (11-12)

О Авинадей читает пророчества (13-14)

О' Авинадей пророчествует сам (15-16)

Н' Мученическая смерть Авинадея (17:5 - 20)

М' Ной и его священники (18:32 - 20:5)

Л' Ламанийцы угрожают народу Лимхая (20:6-26)

К' Конец летописи Зениффа и его уход из земли Легий-Нефия

И' 24 золотых листа (21:27; 22:14)

З' Народ Алмы в рабстве (23)

Ж' Уход Алмы из земли Легий-Нефия

в Зарагемля (24)

Е' Алма организует Церковь (25:14-24)

Д' Неверующие не вступают в завет (26:1-4)

Г' Слова Алмы и слова ангела Господня (26-27)

В' Алма младший получает летописи (28:20)

Б' Судьи избираются вместо царя (29:5-32)

А' Мосия поучает свой народ (29:5-32)

Очевидно, что основа хиазмической литературы не была понята, пока не была открыта лежащая в ее фундаменте организация. Книга Мосии служит достаточным основанием для таких выводов, ибо она действительно не имеет хронологического построения и могла бы сбить с толку, если бы следовала неверной организационной схеме. Подобно книге Мосии, Первая книга Нефия, речь царя Вениамина и 36-я глава книги Алмы имеют в основании хиазмическую структуру. Например, в Первом Нефии сравните главы 7-ю и 16-ю, затем 8-ю и 15-ю, затем 9-ю и 14-ю и т. д.. Это объясняет также и разделение писаний Нефия на две книги.

Чем короче подобные изученные отрывки, тем больше вероятность, что они возникли случайно (см. пример 1). А вот отрывки в виде целых комплексов, как несколько последних примеров, не могли произойти по воле случая. ПРИМЕР 9.

 

Алма 36

 

Сын мой, внемли словам моим (ст.1)

Соблюдай заповеди и будешь преуспевать на земле (ст.1 )

Пленение наших праотцев - рабство (ст.2)

Воистину, Он избавил их (ст.2)

Уповать на Бога (ст.3)

Помощь в испытаниях, тревогах и страданиях (ст.3)

Я не от себя это знаю, но от Бога (ст.4)

Рдился от Бога (ст.5 )

Не мог владеть членами тела (ст.10)

Агония обращения

 

разрушать (ст.11 )

Терзаем вечным мучением (ст.12)

Подвергалась до неимоверной степени (ст.12)

Муки за все мои грехи (ст.12)

Терзаем адскими мучениями (ст.13)

Непостижимый ужас (ст.14)

Изгнан и уничтожен (ст.15 )

Муки проклятой души (ст.16)

 

Призвал Иисуса Христа (ст.18)

Радость обращения

 

Не помнил мучений (ст.19)

О, какая радость (ст.20)

какой чудесный свет (ст.20)

Радость столь же велика, как было мучение (ст.20)

Острота ощущений (ст.21)

Ничто не может быть так сладко, как радость (ст.21)

Воспевая и хваля Бога (ст.22)

Жажда быть с Богом (ст.22)

 

Члены тела приобрели силу (ст.23)

Возрождение от Бога (ст.26)

Знание, имеющееся у меня, от Бога (ст.26)

Поддержка во всех испытаниях и страданиях (ст.27)

Надежда на Бога (ст.27)

Он еще спасет меня (ст.27)

Египет - рабство и плен (ст.28-29)

Исполняя заповеди, будешь преуспевать на земле (ст.30)

Все это согласно слову Его (ст.30)

 

Поразительно!

 

Еще два момента заслуживают комментария: первое - то, что контраст между агонией и радостью, который Алма постарался сделать столь же ярким, как и реальным, был подытожен в стихе 20-м: "...душа моя наполнилась такой же великой радостью, какой раньше было мучение мое!" Второе, Алма помещает повествование о поворотном моменте своей жизни в поворотную точку всей главы, то есть, Христос стоит в центре всего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эта статья была попыткой представить концепцию формального анализа в исследованиях Книги Мормона. Форма, которая показала себя достойной для этой цели, - хиазмы, основной речевой элемент в литературе древних евреев. Несмотря на то, что все знание об этой форме оставалось недоступным в течение многих веков, оно было заново открыто в XIX веке, когда формальная критика стала популярной. Но к этому времени Книга Мормона уже давно была издана. А так как она содержит в себе многочисленные хиазмы, то, по логике, может рассматриваться, как произведение древних времен, а ее литературные качества могут быть оцениваемы в соответствии с этим. Рассмотрение Книги Мормона с этой точки зрения впечатляет; она стоит того, чтобы читать ее более внимательно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.