Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хиазмы в Книге Мормона



(Джон У. Уэлч, BYU Studies, т. 10, № 1, стр. 69)

 

Практически с того дня, как Книга Мормона вышла из-под печатного станка в 1830 году, те, кто верил в нее, утверждали, что она явно читается как еврейский текст. Те же, кто не имел такого доверия к ней, заявляли, что она читается как что угодно, только не как еврейский текст. В действительности же, очевидным было только наличие факта, что и верующие, и неверующие не приводили в защиту своего мнения какие-либо особые доказательства. Тем не менее, феномен, открытый в настоящее время в Книге Мормона, позволяет нам привести из нее ряд особых примеров, которые несут в себе отчетливую характеристику древне-еврейских литературных форм. Феномен, который открыл для нас такую возможность это присутствие хиазмов в тексте Книги Мормона.

Что такое "хиазм"?

 

Хиазм, по-видимому, зародился как структурная форма, которая развилась в интересное риторическое средство, использовавшееся периодически в прозе и поэзии многими авторами в течение почти трех тысячелетий. Однако, знания о наличии такой формы, за исключением отдельных случаев, оставались достоянием интеллектуальной элиты в современной Западной Европе до тех пор пока не было открыто то, что в Библии часто используются хиазменные построения.

С того времени, с середины XIX века, появилось небольшое количество ученых, в основном теологов, публиковавшихся на эту тему. Их труды показали, что хотя хиазмы встречаются в греческом, латинском и английском языках, эта форма изначально еврейская и датируется, по меньшей мере, VIII и X веками до Р.Х. в книгах Исайи и в Псалтире, например.

Название "хиазм" является описательным нименованием самой формы. Оно является производным от chi (Х или "хи"), двадцать второй буквы греческого алфавита, и от греческого же chiazein ("отмечать крестиком"); и вот по каким причинам:

Две поэтические строки могут быть названы параллельными, если составляющие компоненты одной строки полностью соответствуют компонентам или элементам другой, как говорится, в соотношении один к одному. Есть многочисленные примеры прямого параллелизма среди Притч, как например:

 

"Кроткий ответ отвращает гнев,

а оскорбительное слово возбуждает ярость"

(Прит. 15:1).

Если элементы второй строки инвертированы или переставлены в обратном порядке, то есть если ее первый элемент становится последним, а последний - первым, то возникает хиазм или обратный параллелизм. Следующий стих приведен как пример:

 

"Мои мысли - не ваши мысли,

ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь"

(Ис.55:8).

Или из Нового Завета:

 

"Сберегший душу свою потеряет ее;

а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее"

(Мф.10:39).

Если изобразить это схематически, хиазм приобретает видимую форму буквы Х:

А б

Б а

 

Итак, однажды придуманный термин "хиазм" довольно быстро прижился. Точно так же, как прижилось наименование "хиазм", вошла в оборот и сама идея хиазма в западных умах. Гераклит, один из ранних до-сократовских греческих философов, использовал хиазмы, чтобы акцентировать свою идею о вечной изменчивости и противоположностях:

 

"Холодное теплеет,

что значит, теплое остывает;

влажное высыхает,

сухое увлажняется" (Фр.39).

 

"Бессмертное – смертно,

смертное – бессмертно,

смертью друг друга они живут,

жизнью друг друга они умирают" (Фр.67)

Несколькими веками позже Цицерон использует хиазмические построения в качестве риторического средства, чтобы подчеркнуть что-либо, например:

 

Matrem habemus, ignoramus patrem (Rep. 2:33).

Некоторые из английских авторов, достаточно поднаторевших в классике, действительно обратились к хиазмам как к поэтической форме. Так в "Essay on Man" появляется такой короткий хиазм:

 

"...необузданное пламя во всем пространстве, уничтожая других, собою уничтожается".

Даже в современенных детских стихах и афоризмах естественный ритм и назидательный смысл явно становятся хиазмичными. Так могут быть нахваны очаровательное "Old king Cole was a merry old soul, and a merry old soul was he" (Старый король Кол был веселым старичком, и веселым старичком он был). Или "He who fails to prepare, prepares to fail" (Кто неудачлив в подготовке, готовится к неудаче), которое звучит веско и убедительно. А вот пример рекламного слогана: "Ваши деньги - это бумага, а наши бумаги - это деньги". Тем не менее читатель отметит, что все эти хиазмы имеют только по два элемента, расположенных в обратном порядке. Это служит значительным фактором в различении хиазмов, ставших известными на Западе лишь совсем недавно, от хиазмов древних евреев.

Там, где в греческом, латинском или английском хиазмы часто, если не всегда, составлены не более чем из двух элементов, в еврейском как бы нет предела числу компонентов или идей, которые могут быть использованы в формировании хиазма. Хиазм в еврейском представляет из себя конструкцию из сколь угодно долгой цепочки выражений, написанных в определенном порядке, которые затем располагаются в точности наоборот. То есть:

 

a - b - c - d -. . .- x - x -. . .- d - c - b - a

 

Эти структуры могут составлять несколько стихов и даже несколько глав. Простая иллюстрация такого хиазма, состоящего из пяти элементов, что расположены в виде обратного параллелизма, находится в Псалтири 3:8-9:

 

спаси меня,

Боже мой!

ибо Ты поражаешь

в ланиту

всех врагов моих;

[нечестивых]

зубы

[сокрушаешь]

От Господа

спасение

(Два слова в скобках переставлены в соответствии с первоначальным текстом)

Следующий пример, взятый из книги Исайи 60:1-3, еще длиннее:

 

Восстань,

светись, Иерусалим,

ибо пришел свет твой,

и слава

Господня

взошла над тобою.

Ибо вот, тьма покроет землю

и мрак - народы;

а над тобою

воссияет Господь,

и слава Его явится над тобою.

И придут народы

к свету твоему

и цари - к восходящему над тобою сиянию.

Есть весьма существенные причины, почему столь необычная литературная форма прижилась в умах древних евреев. Во-первых, хиазмы просто запоминаются. Еврейская традиция, в отличие от греческой письменной, была устной. Редкими были не только манускрипты и свитки, но и те, кто сумел бы их прочесть. Поэтому истории древнего Израиля и песни его пророков передавались в семьях из поколения в поколение устно, и длинные отрывки из Торы приходилось запоминать. В этом запоминании и последующем цитировании группирование и повторение элементов хиазмов оказали евреям существенную помощь. Во-вторых, хиазмы просто были в моде. Каждая эпоха и культура характеризуется присущей ей письменной формой: Англия шестнадцатого века покоилась на сонетах; греки в четвертом веке, особенно Платон, были замечены в частом употреблении диалектических построений в речи. Хиазмы же оставались всеобщей литературной формой в среде евреев вплоть до первого века после Р.Х., когда и она, и многие иудейские институты были уничтожены.

Тому, что хиазмы вновь были открыты в Библии, мы обязаны трем теологам XIX века. Это Роберт Лоус (Lowth), Джон Джебб (Jebb) и Джон Форбс (Forbes). Лоус, епископ Лондонский, и Джебб, епископ Лимерикский, оба написали 300-страничные труды, описывающие евраизмы в Священных Писаниях. Однако, их акцент почти полностью падал на поэтическую образность речи и прямые параллелизмы, и только Джебб большую часть внимания сконцентрировал на эпанодах (epanodos - наименование, которое он дал хиазмам). В 1854 году, как бы ни было, Джон Форбс завершил свое намного более обширное исследование, "Симмертричные Структуры Писания" (The Symmetrical Structures of Scripture). С момента публикации этой книги стало возможным говорить о сравнительно широко распростроненной осведомленности о хиазмических построениях в Библии. Волна других писателей последовала за Форбсом, и в 1860 году раздел о хиазмах был добавлен в знаменитую энциклопедию Т. Х. Хорна (Horne) "Introduction to the Critical Study and Knowledge of the Holy Scriptures". Это послужило вехой в признании чистоты и значения этой формы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.