К нему можно только призывать. Подвиг всегда свободен. Этим подвиг отличается от насилия. Послушание имеет нравственную ценность, пока оно свободно. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее» (Ин.10:17-18).
Послушание бескорыстно и выражает сыновние отношения: «Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной» (Фил.2:8) Он «исполнил волю Отца» (Мф.7:21). Послушание часто смешивают с подчинением и повиновением, имеющими разную природу и выражающими различные социальные и нравственные отношения.
Подчинения можно требовать. Высший чин требует подчинения от низших. Это требование не выражает любви и доверия. Эта гражданская обязанность является условием дисциплины и основана на трудовом договоре. Подчинение выводит из области нравственных отношений в область права. Подчинение обязывает исполнять волю шефа. Однако указание чиновника действует в пределах закона. Если приказ нарушает закон, подчиненный может его не выполнить. Евангелие называет «наемниками» работающих за плату. Договор налагает обязанности на обе стороны и каждой стороне предоставляет права. В случае конфликта стороны могут расторгнуть договор и защищать свои права в суде. Психология наемника конструктивна. Он подчиняется и выполняет работу, «как наемник, ожидающий платы» (Иов.7,2). Корысть является стимулом к работе, но не к единству.
Во-первых, наемник дистанцируется от хозяина: «Я уже не достоин называться сыном твоим; прими меня как одного из твоих наемников». (Лк. 15:19).
Во-вторых, наемника интересует личная выгода, а не успех общего дела. От добросовестного наемника можно ожидать качественной работы. Нельзя ожидать «верности до смерти» (Ап.2:10). «Пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник не пастырь, овцы ему не свои. Видит волка идуща, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает и разгоняет овец. А наемник бежит, потому что наемник, и не заботится об овцах» (Иоан.10:11-13).
Название «наемник» обидно для епископа и священника. Каждый стремится выглядеть «добрым пастырем».
Третью область отношений представляет рабское повиновение. Давно отжившая система оставила поныне глубокий след в человеческой психологии. В системе рабства только господин обладает человеческим достоинством. Рабы живут на положении домашних животных, и не обладают достоинством и правами. Отсюда родился термин «повиновение»: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом». (Еф.5:6). «Повиновение» означало, что раб виновен по определению, и должен жить в постоянном страхе перед наказанием: «страхом смерти чрез все житие повинны были рабству». (Евр.13:17)
Повиновение из страха не имеет нравственной ценности: «Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь их» (Втор.33:29). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр.2:19). Рабское повиновение унижает достоинство раба и господина. Апостол предостерегает: «Не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:15).
Единство, основанное на порабощении, отвергнуто Богом. Во-первых, как неконструктивное: «Не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Иоан.15:14). Во-вторых, как временное и случайное: «Раб не пребывает в доме вечно» (Иоан.8:35). Церковное единство нельзя построить на порабощении властью, силой, страхом, голодом.
Рабское повиновение и наемническое подчинение приобретают относительный смысл только как ступени, возводящие к сыновнему послушанию и духовному единению. «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» (Гал.4:1-2). Подвиг сыновнего послушания как фундамент заложен в Домостроительстве Cына: «Смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп.2:8).
Подлинное единство Христос указал в сыновней любви. «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии. Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим.8:14-16). Сыновняя любовь свободна от корысти и страха. Сын совершает дело, порученное отцом, отдаваясь ему до самопожертвования: «Жизнь Мою полагаю за овец. Сию заповедь Я получил от Отца Моего» (Иоан.10:15,18).
Раб обязан «повиноваться» господину, от наемника естественно требовать «подчинения».