[86]Общеславянское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.
[87]В человеке должен произойти глубочайший переворот – «обращение» ко Христу. Это выражается таким всепроникающим настроением человека, которое называется «спасающей верой». (Филип.2:8-10) Это усвоение правды Христовой, самоотречение, повиновение Божественной воле, предание себя на служение Господу, что включает и состояние любви ко Христу. Такое состояние веры приходит через покаяние.
Озаренный светом истины во Христе, человек переживает глубокий, коренной внутренний переворот. Сущность этого переворота заключается в том, что все лучшие, благороднейшие, богоподобные элементы человеческой природы устремляются ко Христу, а от элементов, чуждых жизни Христовой, человек отрекается, отвращается, чувствует к ним ненависть.
Покаяние и вера тесно связаны между собой – они вызывают и определяют друг-друга и определяются как «покаянная вера». В этом смысле происходит возрождение человека через покаяние. Это волевая решительность, сознательное избрание пути, свободного устремления на встречу Божественной благодати. Это решение бросить грех и начать святую жизнь.
Все эти качества присущи таинству Крещения, и вновь проявляются в восстановлении общения с Богом – в покаянии, так как, по словам Иоанна Лествечника, «покаяние есть возобновление крещения».
[88]Без покаяния нет спасения. Как бы ни искал человек других путей ко спасению (например – так называемых – эзотерических), он их не найдет.
Однако надо обязательно помнить, что покаяние даровал Бог, что делания, хотя бы и великого, телесного или духовного, мало. Покаяние есть именно благодать Божия, дарование Христово, милость Господня. Оно есть райская дверь в Божие жилище, в самую Любовь Божию, при помощи этой же Любви. От человека требуется немногое, а великое дает Бог и дает даром.
Но покаяние у человека есть только, пока он жив. По смерти за гробом его нет. (Мф.9:6; Лк.13:24-25; Рим.2:4-6).
Певцом покаяния является прп. Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысел самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве» (Леств.5:1).
[89]Один из современных подвижников святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии следующее: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог. Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создастся та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Кроме того, человек с таким устроением ищет исполнения только воли Божьей и в конце концов может достигнуть полного подчинения или слияния своей слабой человеческой воли с всемогущей волей Творца, и тогда сила его вырастает до божественной силы чудотворений, ибо тогда действует не он, но в нем действует Бог».
По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.