Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возможно дать несколько определений добродетели рассуждения



1. Святые отцы и подвижники Церкви определяют рассуждение как духовное зрение. Прп. Иоанн Лествичник говорит о том, что рассуждением мы также видим духовное, как глазами – телесное. Паисий Святогорец также называет рассуждение духовным зрением, подчеркивая, что для него необходимы: чистота ума, ясность духа, просвещение от Бога. Исходя из этого, мы можем дать следующее определение: добродетель рассуждения есть видение предметов духовных сквозь оболочку земного, оно совершается в человеке действием Святого Духа и силой Христовой. Священное Писание так говорит об этом словами апостола Павла: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знатьдарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:12-16).

2. Несколько другой акцент дает нам следующее определение: рассуждение есть познание воли Божией, осуществленное через просвещение сил человеческой души, и, прежде всего, ума. То есть, это есть добродетель ума, но – непременно связанная и с остальными силами человеческой души (через такую внутреннюю цельность человек будет способен получить и благодатное просвещение от Бога). Об этом говорит апостол Павел: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17).

Прп. Иоанн Лествичник замечает, что рассуждение в том и познается, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всяком времени, месте и вещи. Оно находится, – говорит он, – только в чистых сердцем, телом и устами.

Как Божий дар познавать волю Божию определяет добродетель рассуждения и архиеп. Никон Рождественский: «Рассуждение – особый дар Божий, дающий исполнителю заповедей Божиих способность познавать: как лучше и душеспасительнее делом совершить ту или другую добродетель, совершить дело доброе возможно согласнее с волею Божией».

Итак, добродетель рассуждения есть благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

Признаки рассуждения.

Каковы главные признаки добродетели рассуждения? Или, если сказать по другому, что прежде всего необходимо человеку на пути рассуждения для того, чтобы развивать в себе эту добродетель? Можно выделить следующие главнейшие признаки такого правильного пути:

1. Контролировать себя на предмет правильности своего духовного пути. (Если та или иная добродетель или доброе дело сопровождаются в человеке покаянием, смирением, желанием угодить Богу, то это верный путь; и наоборот).

2. Особенно важно человеку осознавать собственную духовную меру и избегать крайностей во всем, особенно – в аскетическом подвиге. (Святые отцы говорят о «царском пути» – пути избегания крайностей в духовной жизни и во всем, что касается предметов Божественных.) Тем более важно осознавать духовную меру другого человека, например, для духовника или для человека, который дает кому-то духовный совет.

3. Мы живем в Церкви, а еще шире – в мире. И в некотором отношении каждый христианин ответственен за судьбы всей Церкви и всего мира.

А поэтому каждому человеку необходимо также сообразовывать собственные действия, собственную аскезу и духовную пользу окружающих людей.

4. Необходимо развивать в себе навыки различения жизненных ситуаций. Особенно это важно для духовника, духовного наставника, ведь нерассудительный наставник подобен слепому в роли поводыря – такой человек представляет для своих пасомых потенциальную духовную опасность.

Необходимо понимать, что универсальными являются лишь немногие, наиболее общего характера духовные советы (поститесь, молитесь...). На более глубоком, более тонком уровне каждый духовный совет должен быть глубоко индивидуален. То, что хорошо для одного человека, плохо для другого, и наоборот. Или даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни могут быть потребны разные вещи. Совет неразумный, данный без духовного рассуждения может вместо того, чтобы послужить к развитию в человеке добродетели, ввергнуть его в грехи – гордости, уныния, лени, тщеславия и т. д.

Степени рассуждения.

Прп. Иоанн Лествичник дает следующее понятие о степенях духовного рассуждения в человеке:

1). В новоначальных – истинное познание своего душевного устроения.

2). В средних – умное чувство, различающее истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму.

3). В совершенных – духовный разум, дарованных Бож. просвещением, который может просвещать своим светом то, что есть темного в душах других.

Паисий Святогорец приводит другой образ: каковы в нас все добродетели (наше духовное состояние в целом), таково и рассуждение: если добродетели бумажные, оно бумажное, медные – медное, золотые – золотое, алмазные – с алмазами...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.