Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дополнение к теме о послушании



- Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию. Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян.5:29). Хорошо послушание, соблюдаемое ради Бога; ... поэтому узнавай, какое послушание благоугодно Богу (Святитель Василий Великий)

- Послушание входит в число трех основных обетов xристианских монахов (наряду с обетами безбрачия и нестяжательства). В православных монастырях, иноки первой ступени (рясофорные монахи) дают только обет послушания.

- Ювенальная юстиция – возможность юридических отношений детей по отношению к родителям с раннего возраста – иллюзия равноправия? Есть ли здесь место послушанию?

- Татьяна Шишова: «Своевольный ребенок». Православный взгляд на воспитание детей в современном мире. Своя ли воля у своевольного (непослушного) ребенка?

- «В душевном плане пятая заповедь (чти отца твоего и матерь твою) представляет собой учение об иерархии. Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи (как бы включить себя в некую энергетическую сеть) - подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможно никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством, даже более того: начиная с атома и кончая космосом» (арх. Рафаил «Умение умирать или искусство жить», изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, стр. 158)

[92]- «Иногда, чтобы подавить дух и свободу клириков и мирян, не просто лишить прав, но подавить саму волю к свободе, творчеству и активности, вводится принцип, выраженный словом «послушание». Оно воскрешает древнюю традицию, освящено богатым опытом монашеского подвига. Остается наполнить слово нужным содержанием, чтобы никто не заметил подмену. Тогда слово станет орудием подавления клириков и господства над стадом Христовым. Что стоит за великим словом, которое определяет меру нашей любви к Богу: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Иоан.14:23-24). Это слово выражает существенный принцип христианской этики. Каждое дитя принимает его как заповедь матери. Однако нельзя забыть об опасности, сопутствующей всякой добродетели. Есть такая опасность и в послушании. Эту опасность несет грех человекоугодия.

Добродетель послушания и грех человекоугодия оказываются рядом: «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Откровение увещает: «Слуги повинуйтесь господам» (1Петр.2:18). «Дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф.6:1); «повинуйтесь пастырям» (1Петр.5:5); «повинуйтесь наставникам вашим» (Евр.13:17) Одно из увещаний апостола дает ключ к смыслу послушания: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5:22). Послушание инока имеет задачу отсекать своеволие, исполнить волю Божию, а не обеспечить игумену господство: «Пасите Божие стадо.., не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Петр.5:2-3).

Христос запретил ученикам господство над человеком: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой» (Мф.10:42-43). Апостолы заповедали: «должно повиноваться Богу больше, нежели человекам» (Деян.5:29). «Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1Петр.5:5). Эти слова обращены к любому христианину, в том числе к епископу.

В основе послушания лежит доверие. Поэтому послушание становится подвигом. Доверие связано с риском. Говоря о послушании, обыкновенно предъявляют условия только послушнику, словно послушание выражает односторонний акт. Первым условием послушания является верность наставника. Он должен быть достоин доверия. Мы доверяем тому, кто не обманет. Мы слушаемся Бога, ибо «Бог верен, и нет неправды в Нем»(1Петр.5:5). Исаак покорно восходит на костер, доверяя отцу жизнь. Авраам заносит нож над сыном, доверяя Богу. Жертва доверия связывает их золотой цепью в единство с Богом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.