Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Добродетель смирения и ее стяжание. Смиренномудрие



[93]"Смирение" и "смиренномудрие"– Сущность, смысл и значение этой добродетели, по учению св. Писания и аскетической письменности. – Отношение „смиренномудрия" к христианской "любви". – Метафизическое и мистическое значение этой добродетели.

Молитва и все другие христианские совершенства являются лишь частными проявлениями и выражениями христианской любви, этой "совокупности совершенства", и потому должны быть рассматриваемы именно по отношению к ней, так как только в связи с истинно-христианскою любовию, на почве ее, они приобретают истинно-христианский характер и получают высокое, надлежащее нравственно-аскетическое и мистическое значение.

Такое значение – и по существу и по аскетическому истолкованию – прежде всего и преимущественно принадлежит вхристианстве добродетели "смирения"(ταπεινοφροσύνη).

В то время, как ταπεινωσιζ как у LХХ, так и в Новом Завете употребляется для обозначения внешнего положения, в котором кто-либо находится и, следовательно, оттеняет прежде всего и преимущественно момент пассивный, ταπεινοφροσύνη дает мысль о "смирении", как об акте и проявлении жизни сознательно-свободной. Отмеченный признак выражается, конечно, второю составною частью названного слова.

 

Уже филологический смысл термина содержит указание на то, что им выражается собственно смиренный образ мыслей человека и предполагается – непременно – момент сознательно-свободного участия в обозначаемом им настроении. Историко-филологическая справка о коренном значении первой составной части анализируемого термина с наглядностью убеждает, какой существенно новый смысл вложило в него христианство и особенно аскетическое истолкование этого последнего. В самом деле, ταπεινόζ = humilis (низменный, низкий, ничтожный) находится– по своему употреблению и значению –"в ближайшем синонимическом родстве" с прил. χθαμαλόζ употребляемое в приложении к растениям, низко растущим по земле, а также по отношение к животным, живущим на этой последней. Равным образом и прилагательному ταπεινόζ не чужда мысль о наклонении к земле, о пресмыкании; в приложении к явлениям духовной жизни, ταπεινόζ употребляется по отношению к проявлениям, свойственным простому, грубому народу и выражающим его покорный образ мыслей, в смысле приниженности, забитости. Как ταπεινόζ, так и humilis – вместе со своими производными – у классиков употреблялись преимущественно в дурном смысле, означая: рабский, низший, обыденный; случаи употребления их в добром значении вообще редки. Правда, начиная с Платона, анализируемый термин начинает иногда употребляться и в похвальном, одобрительном смысле, выражая идею подчинения законам Божества (Платон и Плутарх). Однако, нежелательное, уничижительное значение разбираемых слов все же остается, по-видимому, преобладающим.

Но и доброе значение разбираемых терминов все же далеко не заполняет собою всей глубины "смирения" христианского, – греческое понятие о "смирении" по существу не выше скромности, непритязательности. Христианство углубило данное понятие и возвело добродетель "смирения" на пьедестал благороднейшей и необходимейшей из всех добродетелей, поскольку ею определяется существо и характер самых внутренних отношений человека и к Богу и к ближним. "Смирение" в отношении к Богу возникает на почве сознания и признания собственной греховности, является тесно связанным с этим именно настроением (ср. Лук.18:14 – «возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»), а в своем проявлении и обнаружении "смирение" обусловлено настроением страха Божия, веры и надежды на Бога. По своей психологической природе представляя полную и решительную противоположность „гордости", "смирение неразрывно связано с "кротостью" (πραότηζ). (Ср.Мф.11:29 – «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»).

По своему психологическому источнику, "смирение" ближе всего имеет отношение к "сердцу". По учению преп. И. Кассиана, истинное смирение (humilitas vera) осуществляется и проявляется "в глубине сердца". Последнее обстоятельство не должно быть упускаемо из внимания даже и в том случае, если принять определение „смирения", по коему оно "есть добродетель по преимуществу ума". (Еп. Игнатий.Поучение в неделю о слепорожденном. Собр. соч., т. IV. стр. 171).

Таким образом, в подлинном своем виде и собственно христианском значении "смирение" по отношению к Богу является на почве истинной "любви" к Нему. По самому своему этико-психологическому существу истинная любовь «не превозносится и не гордится» (Крф.13:4). Как бы много в действительности ни значил любящий для любимого, он, однако, никогда не ставит себе в заслугу и достоинство свои труды и попечения о последнем – он считает их маловажными, ничтожными, всегда стремится сделать больше, чем он делает в данное время. Любящий не только не чувствует и не выставляет своего превосходства над любимым, напротив, искренне признает и чувствует, что его собственная жизнь и деятельность имеет смысл и значение только при условии близкой внутренней связи его с объектом любви; при лишении его он чувствует себя ничтожным, жалким, беспомощным и слабым.

Указанная психологическая основа в общем – по существу – присутствует и в добродетели христианского "смирения", хотя, конечно, в зависимости от высочайшего Объекта ее, видоизменяются одни, выступают более рельефно другие черты этой общей психологической основы. Истинно христианское "смирение" человека пред Богом есть глубокое сознание и живое чувство того, что он сам по себе ничего не значит и (ничего) не может, а если чем и становится в христианском смысле, то достигает этого только Господом, Его силою, Его милостью, снисхождением и любовию. По словам св. Василия В.,что бы ни сделал христианин доброго, причину успеха в деле он приписывает Господу, ни мало не думая, что он в чем-либо добром может успевать собственною силою. Препод. I. Кассиансущество "смирения" полагает в том, что человек в глубине своего существа питает твердую уверенность, что без покровительства и помощи Божественной, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому с усилием стремится. По учению препод. Макария, "смирение", по своему происхождению и существу, теснейшим образом, неразрывно связано с христианскою любовию к Богу, определяясь в самых характерных своих особенностях специфическими свойствами этой последней, ее "горячностью", ее "неудержимостью", "ненасытимостью". По словам св. Отца, истинные христиане имеют горячую и неудержимую любовь к Богу.

Чем более они стараются преуспевать в ней и приобретать ее, тем более признают себя нищими, скудными и ничего не приобретшими. Отсюда, признак христианства – смирение. Душа, истинно боголюбивая, хотя бы совершила тысячи дел праведных, и сподобилась различных дарований Духа, откровений, и тайн, ведет себя так скромно, как бы еще и не начавшая жизни по Богу, не приобретшая ничего доброго. И это потому, что она с горячею приверженностью и ненасытимостью расположена к любви Христовой.

Таким образом, связь "смирения" и "любви" неразрывная и взаимная. Если "смирение" поддерживает "любовь", то "любовь утверждает смирение"(Симеон Новый Богослов). Отсюда по мере нравственного совершенствования человека, "смирение" не только не ослабевает, а напротив, укрепляется, углубляется и возрастает. "Чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником". Смирение является, таким образом, как бы показателем, свидетелем и доказательством нравственного преуспеяния человека. "Преуспеяние человека – смирение; насколько он склоняется к смирению, настолько возвышается к совершенству". Таким образом, "смирение" фактически осуществляется, раскрывается и развивается в человеке только по мере его действительного прогрессивного религиозно-нравственного роста. "Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто, достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах" (Исаак Сирин). С этой точки зрения "смирение" заключает в себе "все", являясь "матерью, корнем, питательницею, фундаментом и связью всех благ" (Иоанн Златоуст); в частности и в особенности она служить "основанием" христианского "гносиса", христианского аскетизма, – всего, что обнимается понятием христианского "любомудрия" (φιλοσοφία).Таким образом, христианское "смирение" обусловливается самым существом христианского идеала, его основным содержанием и специфическим характером. Существо христианства – жизнь человека по образу Божию, живое единение с Богом в союзе любви. Но эта жизнь, как вечно осуществляемая и никогда не осуществимая, приводит человека к живому сознанию своей недостаточности, несостоятельности, несовершенства, ничтожества.

Следовательно, христианство, указывая человеку на его высокое, абсолютное назначение – достижение богоподобия – внушает ему и искреннее, глубочайшее смирение, в виду и вследствие необходимо присущего ему – на всех ступенях религиозно-нравственного развития – элемента несовершенства и несоответствия его тому религиозно-нравственному идеалу, который указан ему христианством. Признавая свое недостоинство, несовершенство в каждый момент своей духовной жизни, человек тем самым подтверждает бесконечное значение своей личности, как носящей в себе высшее сознание бесконечного идеала. На этом основывается в высшей степени важное, высокое не только нравственное, но и метафизическое значение добродетели "смирения". По учению препод. Исаака Сирина., «смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание».

Из представленного понятия о существе и особенностях христианской добродетели "смирения" ясно видно, что оно не есть состояние пассивное, ослабляющее и принижающее самосознание человека и парализующее его самодеятельность. Напротив, – оно неразрывно связано с всецелым напряжением всех сил человека, с целью постепенного, бесконечного приближения к идеалу безусловного религиозно-нравственного совершенства. Сознавая свою жизнь и служение ничтожными, поскольку они относятся лично к нему – человеку ограниченному и слабому, – христианин, вместе с тем и не смотря на это, признает за ними высший смысл и глубокое значение, поскольку они являются жизнью и служением Христу, "возлюбившему" человека и "предавшему себя" за него. В этом отношении и с указанной точки зрения каждое действие и состояние христианина, всякий момент его жизни приобретают значение, как совершающаяся силою Христа, для Христа, во славу Его. Совершенный образец и характерный тип такого истинно-христианского смирения представляет в своем лице св. Ап. Павел. Он называет себя "наименьшим из Апостолов", "недостойным называться Апостолом". Однакоже он говорить о себе: «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их (т. е. других Апостолов) потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» (1Крф.15:9-10). – «Я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу. Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, что не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере словом и делом» (Римл.15:17-18).

Таким образом, по смыслу христианского учения, особенно определенно истолкованному в аскетическом мировоззрении, "смирение" есть великая и всеобъемлющая сила религиозно-нравственного порядка, обеспечивающая подвижнику успешное, правильное, целесообразное и непрерывное поступательное движение по пути безостановочного религиозно-нравственного совершенствования, определяемого в своем содержании и направлении бесконечным идеалом богоподобия. Но "смирению", точнее "смиренномудрию", принадлежит далеко не одно только методологическое, аскетическое значение в деле религиозно-нравственного совершенствования. Этому совершенству принадлежит в высшей степени важное метафизическое и глубокое мистическое значение. Наиболее углубленное раскрытие этого значения принадлежит препод. Исааку Сирину.

По учению св. Отца, "смиренномудрие есть одеяние Божества". В него облеклось вочеловечившееся Слово, и чрез него беседовало с людьми в их теле. И всякий, облеченный в смирение, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему доблесть величия Своего и славу Свою прикрывшему "смиренномудрием". По своему существу "смирение есть некоторая таинственная сила, которую, по совершении всего (т.е.подвижнического) жития, получают совершенные святые". "Смирение" "таинственно", мистично как по своему источнику, так и по своему значению в духовной жизни христианина. "Сила эта не иначе, как только одним совершенным в добродетели дается силою благодати" С другой стороны, смирение важно и потому, что делает человека способным к восприятию тайн, каковые "открываются" только "смиренномудрым". Только "смиренномудрые" сподобляются принять внутрь себя Духа откровений, показующего тайны. Поэтому-то и сказали некоторые святые, что "смирение усовершает душу в божественных созерцаниях".

[94]Глава 10 «Смирение»

§1. Страх Божий. Страх Бесовский.

§2. Память смерти.

§3. Молчание и безмолвие.

§4. Самоукорение. Плач.

§5. Смирение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.