Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя сторона таинства



1) Необходимость Причащения Святых Тайн.

Святые отцы объясняют, что бесы бояться трех вещей: крещения, креста и причастия. Но часто люди в силу своей порочности и невнимательности уничтожают силу благодати таинств, а потому бесы вновь могут приступать к ним и властвовать над ними. В жизнеописании преподобного Макария Великого имеются слова его к одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: "Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн".

2) Важность и значение Святого Причащения.

В размышлениях о Божественной литургии епископа Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн.

Важность Причащения. Подвижник видел "огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: "Перейди через это море". Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос. "Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло – Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя".

3) Условия Причащения: Православная вера, т.е. принятие того, что излагают Символ веры и другие Церковные догматы.

Внешняя сторона таинства

1) Обряд Причащения: до Причащения обязательно делать земной поклон перед Святыми Дарами; Причастие желательно не жевать, а сразу проглотить; обязательно запить.

2) Частота Причащения: Святитель Феофан Затворник: «Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхою и Рождество по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

3) Приготовление к Причастию: прочитать каноны, Спасителю, Богородице, Ангелу хранителю, перед Причащением, последование ко Святому Причащению; три дня поста и воздержание в пище и питии после полуночи пред днем причащения; побывать на службах в храме во все дни подготовки; воздержание в супружеских отношениях; примириться с теми, с кем находишься в ссоре; ограничение внешних впечатлений, связанных с действием СМИ; исповедь.

4) Поведение после причастия: обязательно прочитать или выслушать благодарственные молитвы; пребывать в воздержании и молчании; хранить совесть по отношению к Богу, людям и вещам.

Молитва

Определение. Молитвой называется обращение священнослужителя или верующего человека (мирянина) к Господу Богу Нашему, к Богородице или к Святым угодникам Божьим. Такое обращение содержит в себе просьбу о ниспослании милости, защиты от зла, или состоит из благодарности и восхваления. В православии понятие молитвы формулируется так: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу, Которого при этом мы просим о чем-либо или благодарим и прославляем» В Священном Писании сказано: «И буду Вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18). Поэтому во время молитвы, мы, верующие, обращаемся к Богу, как к своему родному Отцу Небесному. Такое обращение к Богу и есть молитва.

[79]4.10.1. Условная классификация молитв.

I. По способу воплощения в Православии традиционно различаются внутренние(мысленная, сердечная)и внешние молитвы (см: Брянчанинов 1905: II, 185, 188; Искатель. Книга священнослужителя 1988: VI, 404–408; Горностаев 1993: 210–212 и др.). Молитва внутренняя, или сердечная, мысленная, (когда мы молимся в душе без слов), определяется как непрестанная, то есть заключающаяся «в непрерывном молитвенном настроении души человеческой, в стоянии ее перед Богом, когда человек непрестанно мыслит о Боге и все делает только во славу Божию» (Молитвенник 1989: 359). Внутренние молитвы не проговариваются вслух, читаются «про себя». Внешние молитвы – факт звучащей речи. Внешние молитвы подразделяются на гласные и устные. Гласныемолитвы пропеваются в соответствии с русским осмогласием, представляющим собой систему из 8 напевов (гласов), заимствованную из византийской традиции церковной музыки (Никольский 1915; Мартынов 1994: 51–52; Мень 1991: 177; Православие 1988: 138–139). В отличие от гласных молитв устные молитвы проговариваются. Их можно разделить на: каноническое молитвенное чтение, сохраняющее традиции чтения церковнославянских священных текстов, и неканоническое молитвенное чтение, максимально сближающееся с современным декламационным стилем.

Псалмодия, или особое чтение псалмов, канонов и текстов Священного Писания, восходит к передаваемому по традиции старокиевскому чтению (Металлов 1912а: 93; 1912б: 72) и зафиксирована в 26-й главе Стоглава, предписывающей учителям обучать учеников не только чтению и пению, но и псалмодии и канонаршению (чтению канонов) как особым дисциплинам. Псалмодию отличает распевно-речитативное чтение сакральных текстов, которое определяется регламентирующей интонацию "погласицей". В зависимости от вида читаемого текста (Священное Писание, паремии и т.д.) различаются типы погласиц, общим свойством которых является удлинение последнего слога в конце синтагмы (Успенский 1968: 25).

II. По адресату различаются молитвы ко Господу, Богородице, Ангелу-хранителю, святым, архангелам и ангелам, апостолам и пророкам, пастырям и учителям, мученикам и мученицам, преподобным отцам и матерям, святому, имя которого носит молящийся, и святому, которому посвящена церковь, где крещен и обычно молится на общественных богослужениях прихожанин.

III. По содержанию молитвы подразделяются на 5 групп: хвалебные, благодарственные, просительные, призывательные, нарративные (повествовательные).

(Внутри каждой группы молитвословий термины даются в алфавитном порядке):

1) хвалебные молитвословия, которые содержат прославление Всевышнего, Святой Троицы, Богородицы или святых:

• акафист – молитвословия, состоящие из хвалебных песнопений и молитв;

• благословение – прославляющий Господа возглас священника, которым начинается богослужение;

• величание – краткое молитвословие или песнопение, в котором прославляется Иисус Христос, Богородица или какой-либо святой;

• канон – молитвословие, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого;

• славословие – краткая молитва, прославляющая Иисуса Христа или Святую Троицу;

2) благодарственные молитвословия, которые содержат изъявления признательности Спасителю, Пресвятой Деве Марии, святым за всякое благодеяние:

• благодарение – молитвы со словами благодарности, обращенными к Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-хранителю или какому-либо святому;

• благодарственные молитвы по Святом Причащении – последовательность молитвословий, которые читаются после совершения таинства причащения;

3) просительные молитвословия, которые представляют собой, обращение ко Всевышнему, Богородице, святым с какой-либо просьбой:

• ектения – молитвенные прошения, входящие в чин литургии и состоящие из возглашений диакона, на каждое из которых клир и прихожане ответствуют «Господи, помилуй»;

• молитва-прошение – молитвословие, которое содержит "испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных" (Умное делание, 1936: 38);

• отпуст – краткое прошение о милости Божией, произносимое священником или архиереем в конце богослужения;

• разрешительная молитва – прошения об избавлении от грехов, с которыми священник обращается ко Господу на исповеди при отпуске кающемуся исповеданных грехов либо в конце отпевания;

4) призывательные молитвословия, или призывания, которые могут быть обращены к Иисусу Христу, Богородице, Святому Духу, каким-либо святым и содержать просьбу о помощи во всяком добром деле (например: Царю небесный...);

5) нарративные молитвословия, которые могут включать описание событий жизни поминаемого святого, либо повествование о сути церковного праздника или священного события:

• икос – церковное песнопение и молитва, содержащие описание жизни какого-либо святого; делятся на икосы канона, которые поются после 6-й Песни канона, и на икосы акафиста, где представляют собой 12 песнопений с обращением к Богородице;

• ипакои – краткое песнопение, посвященное Воскресению Христову или событиям церковных праздников;

 

• кондак – песнопение, в котором содержится краткое описание церковного праздника или наиболее важных моментов, связанных с деяниями прославляемого святого;

• тропарь (не входящий в состав канона) – молитвенная песня, которая либо повествует о сущности праздника и поминаемого священного события, либо представляет главные события жизни и подвигов прославляемого святого; выделяется пасхальный – тропарь Христос воскресе, читаемый в обычном начале богослужений от Пасхи до Вознесения; троичен – тропарь, посвященный прославлению Святой Троицы; богородичен – тропарь, обращенный ко Пресвятой Богородице; мучиничен – тропарь, в котором прославляется какой-либо мученик.

IV. По структуре содержания выделяются молитвы простые, сложные и молитвенные чины.

Простые молитвы включают какой-либо один содержательный компонент и представляют собой либо только прошения, либо только благодарения, либо только славословия, например:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков .

Сложные молитвы соединяют в себе несколько разновидностей простых молитв и обычно имеют трехчастную форму, включающую призывание, славословие и прошения. Вместе с тем в патристической литературе можно встретить указания на необходимость 4-х обязательных частей молитвы. Как писал преподобный Никодим Святогорец, "в своей молитве надлежит тебе совмещать четыре действия... Сначала восславь Бога, потом возблагодари Его за явленные тебе благодеяния, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него необходимое тебе, особенно в деле спасения" (Невидимая брань 1904: 181).

Молитвенный чин представляет собой совокупность молитвословий (с обозначением их последовательности), которые объединены по содержательному принципу и предназначены для определенного богослужения. Выделяются следующие установленные чинопоследования:

• акафист – молитвословие, включающее 13 кондаков и 12 икосов;

• ектения – молитвенные прошения, которые начинаются с призыва к молитве, состоят из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога;

• канон – молитвословие, состоящее из 3, 4, 8 или 9 песен, в каждую из которых входит ирмос (который поется) и 4–6 тропарей (которые читаются);

• лития– моление об умерших, которое совершается священником в притворе или в храме перед кануном по желанию настоятеля или по просьбе верующих и состоит из благословения, начала обычного, так называемых покойных тропарей, ектении об умерших и отпуста;

• начало обычное – совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений, включает благословение, молитву Святому Духу Царю Небесный (от Пасхи до Вознесения читается пасхальный тропарь Христос воскресе; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается трисвятое), троекратное трисвятое, малое славословие, молитву Святой Троице, троекратное Господи, помилуй, малое славословие, молитву Отче наш, возглас "Яко Твое есть Царство...", двенадцатикратное «Господи, помилуй», малое славословие, троекратное призывание "Приидите, поклонимся...";

• последование ко Святому Причащению – совокупность молитвословий, произносимых перед причастием.

V. По объему различаются полные молитвословия и представляющие собой их сокращенный вариант краткие молитовки. Сравните: а) полную молитву Честному Кресту и б) краткую молитву Честному Кресту:

а) Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь;

б) Огради мя, Господи, силою Честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

VI. По месту молитвенного чтения выделяются молитвы церковные и домашние. Церковные молитвы читаются во время совершения богослужений суточного круга, таинств, погребений, а также специальных служб на разные случаи, например на молебнах за здравие, по случаю засухи и т.п. Домашние молитвы произносятся во всяком месте за пределами храма.

Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» (Леств.28:1).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.