Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о добродетели



Добро, благо – общее понятие. Бог как источник добра. Преизбыток Божественной любви как «причина» творения мира. Слова Божии «Хорошо весьма» (Быт.1:31) – указание на благость творения.

Содержание творения силою Божественной благости и сотрудничество человека Богу в возделывании мира как назначение человеческой природы. Области приложения творческих сил человека.Дело как необходимое выражение добра.

[80],[81]5.1.1. Что такое добродетель.

Слово «добродетель» имеет в своем составе два корня: добро и дело, делание. Из значения этих слов, из их понимания выясняется и то, что такое добродетель: «Под именем христианской добродетели мы разумеем свободное, сознательное, искреннее и постоянное исполнение нравственного закона, или свободное, сознательное, искреннее и деятельное стремление христианина свои мысли, желания и действия сообразовать с нравственным законом Божиим по духу учения и примеру жизни Иисуса Христа». (Свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому православному нравоучению, СПб., 1914, гл.10, стр.61.)[82]

Однако дать ответна этот вопрос – не в теоретической, словесной формулировке, а в восприятии данного понятия всем своим духовным существом – не под силу человеку и не поддается точному определению и в том случае, когда к последнему приступает перо и великих богословов.

«Люблю я добродетель, – говорит св. Григорий Богослов в одном из своих таинственных стихотворений, – однако ж это не научило меня тому, что такое добродетель и откуда она придет ко мне, который так много любит ее. А неудовлетворенное желание мучит».

Поэтому у святых отцов мы находим лишь общие определения добродетели, тождественные между собой. Вот два таких определения, принадлежащих мужам, достигшим края добродетелей, исчерпавшим их в совершенстве.

«Делание добродетели, – говорит св. Исаак Сирин, – есть хранение заповедей Господних». «Добродетель, собственно, не что иное есть, как исполнение воли Божией», – вторит ему св. Симеон Новый Богослов.

Некоторые подвижники во главе со св. Василием Великим определяют еще добродетель как некую «красоту», нечто «прекрасное», «художество», «соразмерность» во всем, «средину», в противоположность пороку, который есть безобразие, неумеренность, излишество. К сему еще замечание. «Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета, имеет отличительным признаком свободное произволение. А что не от произвола, то и блаженным не делает» (св. Василий Великий).

«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели и голову и ноги, подобно телу; и как телу нельзя быть без головы и ног, так и им. Ноги добродетели – смиренномудрие; а глава – любовь. Совокупность добродетелей можно еще уподобить колонне, которой основанием служит смиренномудрие и верхом (капителью) любовь, которая есть престол Божий. Под любовью находятся благоутробие, сострадание, милостивость, щедродательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею делают человека богом по благодати. Окрест же смиренномудрия стоят послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все, все почитая благодеянием, коим Он благодетельствует нам, т. е. и десное и шуее: славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность и прочее... А произвольная нищета, пост, обуздание гнева и языка и всякой другой бессловесной похоти состоят под игом правды...» Из многих добродетелей, приведенных здесь св. Симеоном Новым Богословом, некоторые суть главные, другие – второстепенные, и между ними есть глубокая связь.

 

Также очень важно распознавать примеры подлинно добродетельной жизни, распознавать насколько добрые дела являются действительно добродетелями, так как человек может всю жизнь обманываться результатами своих добрых поступков, или быть обманутым современным лживым миром с перевернутыми нравственными ценностями, может быть обманутым дьяволом.

Ведь совершаются добродетели только с помощью Божественной благодати, которая «есть достояние человека-христианина и вместе отличительное свойство его жизни». Поэтому вне Церкви не может быть истинно добродетельной жизни, так как, «к тем, кто вне ее, не приходит Божия сила, около них нет воспитательной благодатной атмосферы, которая доставляется только таинствами и всем чином церковных священнодействий».[83]

Добро, благо.

Что такое добро? Благо? – «Это все то, что происходит от Бога» – можно так ответить на этот вопрос. Но тут требуется уточнение, потому что святые отцы говорят о том, что вообще все, что ни происходит, происходит в некотором смысле (только в некотором) происходит «от Бога», а именно об этом можно говорить в трех смыслах:

По благодати.

По домостроительству(страдание, смерть, бедствия... смерть Христова...).

По попущению.

Конечно, не все из этого есть добро! В собственном смысле добро есть только то, что происходит по благодати. Совершаемое по домостроительству имеет признаки и добра и зла, не будучи в собственном смысле ни тем, ни другим. Впрочем, совершается оно ради добра. Происходящее по попущению, конечно, есть грех и зло.

Святые говорят о преизбытке Божественной любви, от которого происходит все многообразие творения. Каждое, даже самое мельчайшее и ничтожное творение, тварь (жучок, песчинка, пылинка...), живет, существует, содержится, имеет бытие – силой Божией; все содержится Самим Богом, при Его непосредственном участии.

И вот эта сила Божия, или Его энергия, благодать (благодать в 1-ом значении этого слова; есть и 2-ое значение – благодать церковная, оживотворяющая дух человека, а затем и всю человеческую природу соделывающая духовной), эта сила Божия по преизбытку Божией любви содержит весь мир и делает его прекрасным, благим, добрым, хорошим. Именно поэтому Священное Писание говорит о всем, что было сотворено Богом: «Хорошо весьма». Сотворенный мир был прекрасен и благ, и добр, потому что именно таков Бог. Мир несет в себе отражение Божественной благости и Божественной доброты.

Именно поэтому все то, что созидается уже человеком (который есть образ Божий!) по благословению Божию и с Его помощью можно – по подобию создаваемого Самим Творцом – назвать благим, добрым, хорошим.

А областью приложения творческих внутренних сил человека является:

- Прежде всего, его собственная душа, собственное сердце, собственная природа, он сам. Именно об этом говорит прп. Серафим Саровский: «Стяжи Дух Святой – и вокруг тебя спасутся тысячи!»

- И уже после себя самого – окружающие люди, ближние... и весь мир, который человек призван преобразить и в конечном итоге привести к Богу.

Таким образом, для человека добро есть то, что с помощью Божией, при содействии Его благодати, он совершает, приводя себя и весь мир ко Творцу, продолжая дело рук Божиих. Содействие благодати есть важнейший и неотъемлемый признак совершения добра.

Дело, делание.

Дело, делание – не обязательно нечто видимо совершаемое человеком, поступок, дело в привычном для нас понимании. Внутренний, духовный труд является также делом.

С другой стороны, всякий внутренний труд в конечном итоге обретает, обязательно имеет свое внешнее выражение, как и вообще все в человеческой жизни.

 

Ведь человек – существо двусоставное, состоящее из души и тела, и потому его жизнь всегда протекает в этих двух сферах – внутренней и внешней.

Ап. Иаков говорит о необходимости добрых дел для человека («Вера без дел мертва есть»). Но мы знаем, что были святые подвижники (и сейчас есть) которые окружающим их людям помогали только молитвой, и, казалось бы на первый взгляд, их жизнь была лишена внешних. Но в действительности это не так – несмотря на то, что чисто физически сами они ничего не делали, их труд также имеет внешнее выражение. Оно проявляется в жизни мира, как в духовной, так и в видимой жизни других людей, которая менялась под действием молитвы святых.

Следует указать и на то, что дело всегда связано с действием воли человека.

Можно что-то знать – но это будет только знание...

Можно иметь к чему-то свое личное отношение, сердечную оценку...

Но дела не произойдет, если и знание, и сердечное движение не соединятся с направлением воли – третьей силы человеческой души. Тогда душевное действие будет полным, гармоничным, согласованным не разорванным в самом себе. Таким образом, знание, чувство и воля человека должны содействовать Божией благодати.

Непреложное свидетельство же этой внутренней цельности, внутреннего делания – внешнее, телесное выражение – от доброго поступка человека... до животворности мощей и чудес, совершаемых по молитвам святых. Так, благодать Святого Духа, поселяющаяся в душе человека, неминуемо простирается и на видимый, физический мир, преображая его и насаждая в нем добро.

5.1.3. О естественном добром устроении души

Зла и страстей по естеству нет в человеке, и Бог не творец страстей. Наоборот, Он даровал нашей природе многие добродетели. Так, человеку свойственны милосердие, ибо и язычники милосердствуют; любовь, потому что часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; надежда, потому что мы взаймы берем и взаймы даем, и сеем, и в плавание пускаемся, надеясь обогатиться; вера, ибо мы всегда готовы поверить...

Хотя вера и Божий дар (Еф.2:8) (как и все добродетели, даже естественные), она проявляется и у неверующих (обычно в детстве, когда сердце чисто и не осквернено срамными страстями, и посему не боятся приступать к Богу и веровать в Него), но они сами ее теряют... Следовательно, на Страшном Суде все неверующие и безбожники будут судиться за то, что потеряли дар Божий, а не за нечто такое, чего никогда и не имели...

О естественныхдобродетелях говорит св. Василий Великий в своем «Шестодневе: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь; так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла... По этой-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Эти добродетели душе более свойственны, чем телу здоровье.

Чада, любите отцов; родители, не раздражайте чад (Еф.6:4). Не то же ли говорит и природа? Не новое что советует Павел, но скрепляет узы естества. Если львица любит рожденных ею и волк вступает в бой за своих волчат, что скажет человек, и заповедь преступающий и природу искажающий, когда или сын не уважает старости отца, или отец, вступив во второй брак, забывает прежних детей?».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.