Коллектив осужденныхявляется важным фактором психологического воздействия на личность каждого члена отряда, бригады, группы, в котором он находится в ИУ. Прежде всего, необходимо учесть эффективность воздействия коллектива на личность, исследовать структуру коллектива осужденных, связи между отдельными ее группами. Но прежде чем переходить к такому анализу, следует остановиться на некоторых типичных особенностях коллектива лиц, отбывающих наказание в ИУ. Разберем их.
1).Довольно большую группу осужденных составляют лица, вообще отрицательно относятся к их обучению. Они не желают учиться ни в школе, ни в профтехучилище колонии. Мотивы отказа от этого следующие:
- убеждение, что у осужденного уже имеется хорошая специальность, и учеба ничего к ней не прибавит;
- трудности в учебе в связи с большим перерывом, когда многое забылось;
- возраст, при котором уверенность в том, что учиться поздно высока;
-учеба на заработок не влияет;
- боязнь, что на учебные занятия не хватит терпения и сил;
- страх перед необходимостью учиться после рабочего дня;
- нежелание тратить время на учебу;
- немотивированный отказ от учебы.
Многие из не желающих учиться в школе ИУ не осознают и не понимают значения образования вообще. Они не видят в повышении образования реальных, прежде всего сиюминутных выгод для себя.
2).У многих осужденных познавательные потребности вообще развиты плохо. Поэтому значительная часть из них не считает нужным повышать свой образовательный уровень, хотя бы читать художественную литературу. В основном они читают уголовную и бульварную беллетристику, вызывающую у них определенные жизненные переживания.
В тоже время необходимо указать, что имеется целый ряд личностных особенностей, которые можно воспитать только в коллективе осужденных. Это привычка к коллективным действиям, чувство коллективизма, альтруизм, доброта, трудовые навыки и др. Такие особенности невозможно воспитать без коллективного трудом, который является одним из главных факторов воздействия на осужденного. Коллектив осужденных не представляет, как уже отмечалось выше, однообразную массу. Он состоит из отдельных групп и личностей (А.И.Мокрецов, И.В.Шмаров 1979). Для того чтобы психологически верно воздействовать на коллектив осужденных, каждому сотруднику ИУ необходимо иметь ясное представление об его структуре, удельном весе каждой входящей в него группы, о месте личности в данном коллективе. Рассмотрим структуру коллектива осужденных.
Группа актива, – это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и общественной жизни и, что самое главное, активными действиями невольно способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа актива, тем легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва, – это осужденные, которые встали на путь исправления, принимают участие в трудовой деятельности, но инертны в жизни коллектива и не оказывают помощи в перевоспитании других.
Группа пассива – это осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации в коллективе и волевых усилий администрации ИУ (нередко принудительных).
Группа трудновоспитуемых – это те осужденные, которые не только не встали на путь исправления, но и уклоняются от участия в трудовом процессе, стремятся противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части положительно настроенных осужденных. Эта группа совместно с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно такую группу раздробить и прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы ИУ.
Воспитатели контактируют с осужденным не только в больших группах прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне лица, относящиеся к ней, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.
Малые группы.Психологически становится понятным, что лишение свободы человека разрушает сложившуюся ранее систему отношений личности с другими людьми. В общении личности возникает «вакуум». Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника. При этом невольно он руководствуется или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т.д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством личной симпатии. Друг из числа осужденных может выбираться также по национальному признаку, профессиональным интересам, схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), возрастному признаку, землячеству и т.д. Первоначально, как правило, осужденный ориентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа.
Малые группы возникают в ИУ самостоятельно, независимо от администрации, стихийно. В коллективе осужденных различают три типа направленности малых групп: положительной, отрицательной и неопределенной. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются такие группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияний на поведение осужденных. Здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения.
В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, групповыми традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и убеждения, а также установки осужденного, образ его поведения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе (коллективе), трансформируются под их воздействием. Это обязывает воспитателя иметь полное представление о господствующих взглядах и убеждениях в том или ином коллективе и группе осужденных. В противном случае воспитатель не сумеет заранее подготовить контраргументы своим оппонентам, и будет вести работу с тем или иным осужденным вслепую. Важно также уметь максимально использовать социально-психологические механизмы группы (заразительность, групповое давление, авторитет, пример, подражание и др.).
Возникнув, каждая малая группа проходит свой путь развития, внутри ее выкристаллизовывается определенная структура, выражающаяся в установление иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяются лидер (вожак – «первый номер»), «вторые», «третьи» и т.д.
В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, «вожак» перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черновую работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию организатора, идеолога, судьи. Поэтому ни о какой истинной дружбе между членами малой группы отрицательной направленностью не может быть речи. В то же время в малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии.
Выявление групповых лидеров связано расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. В тоже время, существует опасность допустить ошибку в этом: во-первых, потому, что личность может играть разные роли в официальных и неофициальных отношениях, и, во-вторых, потому, что лидеры отрицательных групп и преступных группировок тщательно маскируют свое истинное отношение к администрации, установленным порядкам в ИУ и свою роль в группе.
Таким образом, коллектив осужденных представляет ту силу, которую воспитатель обязан привлечь себе в помощь для психологического воздействия в воспитательном процессе, как на группу, так и на отдельных личностей, отбывающих наказание в ИУ.