Человек живет, значит, он действует. Без бытовой, производственной и общественной деятельности личности невозможна жизнь человека. Только в процессе своей деятельности он познает окружающий мир, его закономерности, различные явления, создает продукты и материальные блага (пищу и одежду, машины и жилище и т.д.), духовные ценности (музыку, поэзию, науку).
Психологическая деятельность человека – это форма активного отношения личности к окружающему миру. В отличие от животного психологическая деятельность человека всегда:
- сознательна (сохранена критика и воля);
- целенаправленна (можно поставить цель и задачи);
-планируема(возможно, построение рабочей гипотезы);
- предсказуема (позволяет учесть трудности и препятствия);
- перестраиваема (на другие возможности и варианты);
- предвидима;
- носит общественный характер;
- определяется общественно-историческими условиями;
- приносит удовлетворение обществу или личности;
- накладывает отпечаток на самого человека и его психику;
- формирует характер и его отдельные черты;
- создает динамический стереотип.
В любой деятельности (поступке, действие, поведении) человека всегда выделяют следующие этапы:
- постановки цели и осознание конкретной задачи, ее необходимости;
- планирования работы (выбор наиболее рационального способа и рабочей гипотезы действия);
- выполнения (осуществление деятельности);
- проверки результатов;
- исправления ошибок (если они были);
- анализа, синтеза и сопоставления полученных результатов
- подведения итогов.
Необходимым условием любой человеческой деятельности являются психические процессы, которые ориентируют личность в окружающей действительности, делают осознанной, приводят действия в соответствие с условиями их совершения.
Так осуществляется взаимосвязь и реализуется взаимозависимость психических процессов и деятельности личности, которые распадаются на различные действия. Разберем более подробно этот термин.
Действиями называют составные части или отдельные акты (осознанной или не осознанной) деятельности человека. Они бывают:
- осознанными, которые совершают по определенным мотивам, они направлены на достижение целей, предусматривая определенный порядок и последовательность действий, предполагая их определенные результаты;
- не вполне осознанными или плохо осознанными, когда не совсем понятна цель и последовательность действий, и возможность контроль за ними;
- не осознанными, но производимыми под влиянием сильных чувств или сильнодействующих раздражителей, часто неожиданными и не редко импульсивными.
Действия личности по характеру содержания различают:
- практические, имеющие большое значение в познавательной деятельности и формирование характера людей, а также овладение ими той или иной профессии;
- умственные, возникающие на основе практических действий, и помогающие глубже познать изучаемые предметы и явления окружающей действительности; в свою очередь они поднимают на более высокий уровень практическую деятельность человека.
Действия человека, могут выражать его отношение к окружающему, людям и обществу, что характеризует поступки человека, его поведение (молодой человек уступил место вошедшей пожилой женщине и т.п.).
Действия человека (его деятельность) не могут осуществляться без регулирующей и направляющей деятельности коры головного мозга. И чем сложнее деятельность, тем сложнее и нейрофизиологические процессы регуляции. Это происходит тогда, когда в передние отделы коры головного мозга (где находятся нервные клетки, ведающие сложными процессами движения) поступают сигналы из внешней среды (через систему слуховых и зрительных анализаторов, проводящих путей спинного мозга и т.д.). Но осуществляется и обратная связь: от органов (конечностей), то есть внешних раздражителей, в кору головного мозга, вносятся поправки в те или иные движения или действия (например, на возникшее препятствие во время движения).
Действия могут возникать не только под влиянием внешних раздражителей – предметов и их свойств, но и под влиянием слова, словесно оформленной задачи действия и словесно намеченного плана действия. При этом в кору головного мозга поступают соответствующие сигналы, которые вызывают, обеспечивают и контролируют необходимые действия и движения.
В структуре действия, взаимодействия, деятельности (общения) людей выделяют всегда три составляющих компонента (по Я.Л.Коломинскому): поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Разберем их:
а) поведенческий компонент – к нему относят результаты деятельности, поступки, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (динамику перемещения), речь;
б) эмоциональный компонент – он проявляется в разнообразных эмоциональных (аффективных) состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологических проявлений эмоций (по интенсивности как положительные, так и отрицательные; по наличию конфликтности как межличностные, так и внутриличностные; по удовлетворенности, как собой, так и партнером, работой);
в) когнитивный компонент – он включает негативные психические процессы (состояния), вызванные личностными противоречиями между потребностями и интересами в получении возможного и желаемого, связанного с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, восприятия, представления, памяти, мышления и т.д.), и вследствие того, личность вынуждена действовать в направлении перестройки своих знаний и отношений, а также получения опыта.
Человек действует, работает, живет среди людей, с которыми у него устанавливаются те или иные отношения (официальные, производственные, деловые, правовые, нравственные, спортивные, религиозные, личные и др.). Отношения людей (личностей) между собой в процессе какой-либо деятельности носит характер межличностных отношений. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми во время той или иной совместной очной или заочной деятельности.
Виды деятельности личности: учебная, трудовая, спортивная, научная, медицинская и др. В этих случаях выделяют своеобразный вид деятельности, выражающейся в общении и взаимоотношениях с товарищами, коллективом и обществом, в стремлении действовать и жить общими интересами.
Таким образом, психология деятельности личности – та область знания, овладение которой имеет наибольшее значение не только в обычной бытовой, но и производственной и общественной деятельности. Незнание возможностей психики и психологических особенностей людей может привести к негативным последствиям в их жизни и даже к преступной деятельности.