Методология помогает избрать правильное направление в развитии психологической науки, систематизировать полученные знания, выбрать методику исследований, обосновать и интерпретировать полученные результаты (В.В.Романов, 1998). В психологии содержание методологии обеспечивается идейно-теоретическими и мировоззренческими позициями и принципами, определившими диалектический подход к изучаемым явлениям, и методами испытаний, объяснившими различные феномены и результаты в ходе проводимых исследований.
Заинтересованность психологии в разработке методологических проблем объясняется сложностью и многоплановостью психики человека как предмета изучения. При этом психологические исследования, имея свои принципы и методы, активно участвуют не только в научных и практических разработках, но и при решении экспертных вопросов в уголовном и гражданском процессах.
Методологические принципы, принятые в современной психологии:
- объективное исследование, то есть изучение психики и психических явлений по их объективным показателям, проявляющиеся в какой-либо деятельности;
- детерминизм, то есть психика и психические явления определяются образом жизни людей и изменяется в зависимости от влияния внешних условий; этот принцип объясняет причины изучаемых психических феноменов;
- системность, то есть изучение психики, психических явлений, поведения человека рассматривается в целом, с учетом индивидуально-психологи-ческих особенностей конкретной личности;
- единство сознания и деятельности, то есть психика, подвергаясь постоянному воздействию окружающей среды, не является нечто застывшим, а находится в постоянном изменении, как и сознание и последующие действия; которые в тоже время находятся в неразрывном единстве, причем сознание предопределяет деятельность человека;
- динамическое развитие, то есть психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии – как процесс и результат деятельности.
Главная методологическая проблема психологии – рассмотрение ее предмета и метода исследования в динамике, поэтапно, непрерывно.
Методологическая основа изучения психологии – диалектический материализм и теория отражения. При этом психика людей рассматривается как продукт развития живой материи, порождаемый ею и выполняющий важную функцию ориентирования в свойствах среды и управления в зависимости от этого своим поведением. При этом решающее значение имеет исторический подход к психике человека, то есть рассмотрение ее как продукта развития человека через его труд.
Диалектический материализм доказывает, что психика является продуктом длительного развития материи, и лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи. В истории развития было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа и растительный мир психической жизнью не обладали. У них отсутствовала способность восприятия, мышления и чувствования. Психика же возникла на стадии появления живых существ, животного и человека. В ходе эволюции животных у них сформировался специальный орган психики – нервная система, а позднее ее высший отдел – головной мозг.
Теория отражения (В.И.Ленин) обосновывает особое свойство головного мозга, которое выражается в способности воспринимать внешне объективный мира как объективную реальность. Ее суть заключается в том, что предметы и явления окружающего нас мира, воздействуя на человека и его органы чувств, отражаются в коре головного мозга и виде образов этих предметов и явлений. Возникающие при этом в головном мозге психические процессы в виде восприятия, ощущения, запоминания, осознания, мышления, воображения и др. – различные формы отражения.
Отражение человеческим мозгом предметов и явлений объективной действительности и есть познание этой действительности. Так, человек узнает свойство предметов и явлений внешней среды: их цвет, форму, величину и т.д. В результате процесса отражения реальной действительности возникают и формируются чувства человека, его стремления и действия, определенные качества личности, интересы, способности и характер, складывается его жизненный опыт.
Все психические процессы, то есть все формы отражения, возникают только при активном взаимодействии человека с внешним миром и обществом. Например, восприятие – не пассивное отражение мозгом предметов и явлений окружающего мира, а сложная деятельность, связанная с активностью человека на практике (в учении, труде, профессиональной или общественной деятельности). На своем опыте человек проверяет правильность отражения внешнего мира и таким образом, достигает полного и объективного познания окружающего его мира.
Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (независящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него).
Отражение объективно, поскольку оно является результатом воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире.
Отражение субъективно, поскольку его отражает конкретный человек, со всем присущим только ему своеобразием. То есть, отражение зависит от особенностей личности человека, оно обусловлено целями и задачами, которые он ставит перед собой. Познавая окружающую действительность, человек субъективно выражает к реальным предметам и явлениям то или иное, но свое, индивидуальное отношение. Поэтому отражение нашим головным мозгом предметов объективного мира всегда является субъективным.
Изучая психические процессы в норме и патологии, индивидуальные особенности конкретной личности, психологи применяют определенные методы (т.е. приемы и способы) исследования. Они должны быть пригодны для понимания психического развития и становления в жизни всех участников испытания. Например, у юриста следует выяснить основные психологических закономерностей его становления, трудовой деятельности, определить повторяемость успеха или ошибок судебно-следственной или адвокатской работы. Кроме того, необходимо на основе психологического исследования наметить приемы дальнейшего совершенствования деятельности юриста в коллективе как руководителя и рядового исполнителя, так и следователя, судьи, адвоката.
Методы психологии. Онидолжны отвечать следующим требованиям:
- быть объективными;
- учитывать знания физиологических законов высшей нервной деятельности;
- связаны с практикой и пригодными для решения жизненных задач;
- отвечать на поставленные вопросы (почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы и свойства личности; судить о помыслах и чувствах человека только на основании его действий и поступков).
Методы психологии бывают основные и частные. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. К частным методам относят: беседы, анкетный (в т.ч. и тестирование), психоанализ и др.
Кратко рассмотрим методы психологии (более подробно методы, применяемые в практике юридической психологии, будут представлены в главе, посвященной судебно-психологической экспертизе).
Наблюдение – это метод пассивного изучения в естественных условиях психической деятельности человека, который широко применяется в психологии. При помощи наблюдения изучают отдельные психические процессы (память, внимание, эмоции), психические свойства (характер, темперамент, способности) и психические состояния (настроения, эмоции, аффекты), которые внешне выражаются в разнообразной психической деятельности (трудовой, учебной, коммерческой, игровой и др.) личности.
Метод наблюдения характеризуется тем, что изучение внешних проявлений психики человека (действий, поступков, высказываний, взаимоотношений с другими, поведения в целом) происходит в обычных жизненных условиях.
Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом нужно отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать. Иначе наблюдение превращается в собирание случайных фактов. Оно проводится по определенному плану или программе для выработки основной линии наблюдения. Иначе можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение следует проводить:
а) систематически (а не от случая к случаю);
б) длительное время (чем больше накопить фактов, тем надежней будут психологические выводы);
в) с фиксацией результатов (в дневнике или в виде психологических характеристик, протоколов).
По результатам наблюдения судят об особенностях психической жизни людей. При этом идут от объективных внешних факторов к пониманию субъективного внутреннего мира человека.
Эксперимент – это метод активного наблюдения, при котором исследователь сам определяет необходимые условия для изучения интересующих его психических процессов у испытуемого, то есть производится опыт (эксперимент, испытание).
В этом случае экспериментатор обеспечивает:
а) постоянство условий проведения опыта;
б) возможность повторения опыта;
в) исследование особенностей протекания психических процессов у каждого испытуемого;
г) замену условий проведения опыта для получения лучшего результата (на рабочем месте, на учениях, тренировках и т.д.);
д) объективное получение интересующих данных, таких, например, как время протекания психических процессов (быстрота реакции, скорость формирования тех или иных навыков).
Применяют два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент – проводится в специально организованных условиях, часто с применением регистрирующих приборов (электронной установки, полиграфа и т.д.). При этом можно исследовать восприятие, узнавание, реакцию и т.д. Он применяется при необходимости получения точных и надежных показателей протекания психических процессов в строго определенных условиях (при изучении особенностей памяти, мышления, речи и т.д.). Его недостаток – это искусственность испытания, что может привести к ошибочным выводам.
Естественный эксперимент – проводится в обычных, жизненных или рабочих условиях. Он сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. При этом сохраняется естественность процедуры наблюдения и точность эксперимента. В этих условиях изучают психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, интересы). Такой обстановкой может быть рабочий кабинет, банк, квартира, магазин, общественное место и т.д. При этом возможны видеосъемки и фотосъемки, которые могут производиться, и скрыто от испытуемых. Но для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к лабораторному эксперименту.
Частные методы – это беседа, анкетный, психоанализ. Они применяются главным образом при изучении личности, ее склонностей, возможностей, интересов, характера, а также познавательных процессов (восприятия, представления, воображения и мышления).
Беседа – как метод, носит произвольный характер, хотя и преследует определенную цель. Это диалоговый метод, который позволяет выявить и оценить интересующее психическое явление и уровень развития психики у испытуемого.
Анкетный метод – это в основном тестовый метод (англ. – проба, испытание). В психологии сложились определенные требования к тестам. Они состоят в следующем:
а) он должен быть подлинным показателем изучаемого явления (не близким или сходным);
б) необходимо обращать внимание не только на результаты решения теста, но проанализировать и сам процесс его решения;
в) неприемлемо установление с помощью тестов «потолка возможностей» испытуемого, уровень его возможных успехов или неудач.
Но главное в анкетном методе – это психологический анализ процесса психической деятельности испытуемого на практике. Например, психологу при изучении результатов тестирования юриста всегда необходимо выяснить, сравнить и проанализировать процесс и течение его служебной деятельности. Важно знать, как тот или иной работник добился определенных результатов, проследить процесс интеллектуального создания работником продукта такой служебной деятельности (проведение следствия или суда), и его конечный результат (обвинительное заключение, приговор, защитительная речь адвоката и т.д.). Этот метод всегда применяется конкретно и целенаправленно для изучения последовательности процесса решения различных задач в профессиональной деятельности; интересов работников, особенно его творческой деятельности; результатов беседы и т.д.
Психоанализ – как метод, является основным в изучении подсознания личности. Он впервые предложен и применен выдающимся психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939). Последний в качестве двигательной силы психической деятельности рассматривал инстинкты, а развитие личности им определялось, главным образом, инстинктами половыми и самосохранения. Он утверждал, что сознание человека не детерминировано условиями внешнего мира, а определяется импульсами, постоянно идущими из бессознательного. Приоритетным в изучение личности им признавались генетические и наследственные факторы. По мнению автора, данный метод заключался в собирании у испытуемого подробного анамнеза о прошлых (детских) и настоящих (сексуальных) переживаниях и отношениях, изучаемого путем анализа доверительных с ним бесед в сопоставлении с объективной и субъективной психиатрической и психологической диагностикой. Успех этого метода во многом зависел от личной способности исследователя расположить к себе испытуемого. Он требовал определенной подготовке и должен был протекать в виде откровенного диалога. В этом случае речь шла не только об истории жизни испытуемого, но и его оценки тех или иных событий (главным образом, сексуальных), что являлось, по мнению З. Фрейда, основой невротических и психотических (неосознаваемых) расстройств.
В настоящее время установлено, что метод психоанализа (как беседа и анкетный метод) дает положительный результат только в случае, когда он будут отвечать следующим требованиям:
а) всесторонний охват проблемы исследования;
б) вопросы должны быть заранее продуманными, краткими и понятными испытуемому, не наводящими и не подталкивающими к определенным ответам;
в) между исследователем и испытуемым должны быть установлены доверительные взаимоотношения, построенные на искренним уважении, располагающие к правдивым ответам на задаваемые вопросы;
г) результаты должны фиксироваться, затем анализироваться и обобщаться.
Современные исследователи в психоанализе находят и рациональное зерно – интерес к изучению проблем неосознаваемых форм психической деятельности, выделение механизма психологической защиты.
Следует отметить, что о психической деятельности и особенностях человека можно судить также и по материалам его деятельности (рисункам, произведениям, письмам, дневникам, стихам, техническим поделкам и т.д.).
Самонаблюдение – это вспомогательный прием и метод в психологии. В этом случае человек сам наблюдает и фиксирует у самого себя течение тех или иных психических процессов. Результаты самонаблюдения следует проверять материалами, полученными объективными методами.
Этапы психологического исследования. В психологии предопределено практикой системность в исследовании. Поэтому в любом исследовании предполагают проведение не менее трех этапов.
Подготовительный этап: изучение состояния проблемы; определение цели и задач вопроса; установление рабочей гипотезы; разработка методики.
Основной этап: сбор фактических данных и материала; применение различных методов; обработка материалов исследования (подсчет абсолютных и относительных выражений; определение средних величин и ошибок, коэффициентов корреляции и т.д.).
Заключительный этап: интерпретация полученных данных; формулирование заключения и выводов.
Таким образом, в этом разделе представлены основные и частные методы и этапы исследования, применяемые в психологии, которые нашли широкое применение в практической деятельности психологов и юристов.
Контрольные вопросы:
1.Что изучает психология? Ее основные направления.
2 Что является объектом и предметом общей психологии?
3.Какие основные и частные методы исследования применяются в общей и юридической психологии? Дать их краткое описание
4.Какие основные этапы исследования применяются в общей и юридической психологии?