Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические принципы, методы и этапы психологического



Исследования

 

Методология помогает избрать правильное направление в развитии психологической науки, систематизировать полученные знания, выбрать методику исследований, обосновать и интерпретировать полученные результаты (В.В.Романов, 1998). В психологии содержание методологии обеспечивается идейно-теоретическими и мировоззренческими позициями и принципами, определившими диалектический подход к изучаемым явлениям, и методами испытаний, объяснившими различные феномены и результаты в ходе проводимых исследований.

Заинтересованность психологии в разработке методологических проблем объясняется сложностью и многоплановостью психики человека как предмета изучения. При этом психологические исследования, имея свои принципы и методы, активно участвуют не только в научных и практических разработках, но и при решении экспертных вопросов в уголовном и гражданском процессах.

Методологические принципы, принятые в современной психологии:

- объективное исследование, то есть изучение психики и психических явлений по их объективным показателям, проявляющиеся в какой-либо деятельности;

- детерминизм, то есть психика и психические явления определяются образом жизни людей и изменяется в зависимости от влияния внешних условий; этот принцип объясняет причины изучаемых психических феноменов;

- системность, то есть изучение психики, психических явлений, поведения человека рассматривается в целом, с учетом индивидуально-психологи-ческих особенностей конкретной личности;

- единство сознания и деятельности, то есть психика, подвергаясь постоянному воздействию окружающей среды, не является нечто застывшим, а находится в постоянном изменении, как и сознание и последующие действия; которые в тоже время находятся в неразрывном единстве, причем сознание предопределяет деятельность человека;

- динамическое развитие, то есть психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии – как процесс и результат деятельности.

Главная методологическая проблема психологии – рассмотрение ее предмета и метода исследования в динамике, поэтапно, непрерывно.

Методологическая основа изучения психологии – диалектический материализм и теория отражения. При этом психика людей рассматривается как продукт развития живой материи, порождаемый ею и выполняющий важную функцию ориентирования в свойствах среды и управления в зависимости от этого своим поведением. При этом решающее значение имеет исторический подход к психике человека, то есть рассмотрение ее как продукта развития человека через его труд.

Диалектический материализм доказывает, что психика является продуктом длительного развития материи, и лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи. В истории развития было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа и растительный мир психической жизнью не обладали. У них отсутствовала способность восприятия, мышления и чувствования. Психика же возникла на стадии появления живых существ, животного и человека. В ходе эволюции животных у них сформировался специальный орган психики – нервная система, а позднее ее высший отдел – головной мозг.

Теория отражения (В.И.Ленин) обосновывает особое свойство головного мозга, которое выражается в способности воспринимать внешне объективный мира как объективную реальность. Ее суть заключается в том, что предметы и явления окружающего нас мира, воздействуя на человека и его органы чувств, отражаются в коре головного мозга и виде образов этих предметов и явлений. Возникающие при этом в головном мозге психические процессы в виде восприятия, ощущения, запоминания, осознания, мышления, воображения и др. – различные формы отражения.

Отражение человеческим мозгом предметов и явлений объективной действительности и есть познание этой действительности. Так, человек узнает свойство предметов и явлений внешней среды: их цвет, форму, величину и т.д. В результате процесса отражения реальной действительности возникают и формируются чувства человека, его стремления и действия, определенные качества личности, интересы, способности и характер, складывается его жизненный опыт.

Все психические процессы, то есть все формы отражения, возникают только при активном взаимодействии человека с внешним миром и обществом. Например, восприятие – не пассивное отражение мозгом предметов и явлений окружающего мира, а сложная деятельность, связанная с активностью человека на практике (в учении, труде, профессиональной или общественной деятельности). На своем опыте человек проверяет правильность отражения внешнего мира и таким образом, достигает полного и объективного познания окружающего его мира.

Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (независящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него).

Отражение объективно, поскольку оно является результатом воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире.

Отражение субъективно, поскольку его отражает конкретный человек, со всем присущим только ему своеобразием. То есть, отражение зависит от особенностей личности человека, оно обусловлено целями и задачами, которые он ставит перед собой. Познавая окружающую действительность, человек субъективно выражает к реальным предметам и явлениям то или иное, но свое, индивидуальное отношение. Поэтому отражение нашим головным мозгом предметов объективного мира всегда является субъективным.

Изучая психические процессы в норме и патологии, индивидуальные особенности конкретной личности, психологи применяют определенные методы (т.е. приемы и способы) исследования. Они должны быть пригодны для понимания психического развития и становления в жизни всех участников испытания. Например, у юриста следует выяснить основные психологических закономерностей его становления, трудовой деятельности, определить повторяемость успеха или ошибок судебно-следственной или адвокатской работы. Кроме того, необходимо на основе психологического исследования наметить приемы дальнейшего совершенствования деятельности юриста в коллективе как руководителя и рядового исполнителя, так и следователя, судьи, адвоката.

Методы психологии. Онидолжны отвечать следующим требованиям:

- быть объективными;

- учитывать знания физиологических законов высшей нервной деятельности;

- связаны с практикой и пригодными для решения жизненных задач;

- отвечать на поставленные вопросы (почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы и свойства личности; судить о помыслах и чувствах человека только на основании его действий и поступков).

Методы психологии бывают основные и частные. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. К частным методам относят: беседы, анкетный (в т.ч. и тестирование), психоанализ и др.

Кратко рассмотрим методы психологии (более подробно методы, применяемые в практике юридической психологии, будут представлены в главе, посвященной судебно-психологической экспертизе).

Наблюдение – это метод пассивного изучения в естественных условиях психической деятельности человека, который широко применяется в психологии. При помощи наблюдения изучают отдельные психические процессы (память, внимание, эмоции), психические свойства (характер, темперамент, способности) и психические состояния (настроения, эмоции, аффекты), которые внешне выражаются в разнообразной психической деятельности (трудовой, учебной, коммерческой, игровой и др.) личности.

Метод наблюдения характеризуется тем, что изучение внешних проявлений психики человека (действий, поступков, высказываний, взаимоотношений с другими, поведения в целом) происходит в обычных жизненных условиях.

Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом нужно отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать. Иначе наблюдение превращается в собирание случайных фактов. Оно проводится по определенному плану или программе для выработки основной линии наблюдения. Иначе можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.

Наблюдение следует проводить:

а) систематически (а не от случая к случаю);

б) длительное время (чем больше накопить фактов, тем надежней будут психологические выводы);

в) с фиксацией результатов (в дневнике или в виде психологических характеристик, протоколов).

По результатам наблюдения судят об особенностях психической жизни людей. При этом идут от объективных внешних факторов к пониманию субъективного внутреннего мира человека.

Эксперимент – это метод активного наблюдения, при котором исследователь сам определяет необходимые условия для изучения интересующих его психических процессов у испытуемого, то есть производится опыт (эксперимент, испытание).

В этом случае экспериментатор обеспечивает:

а) постоянство условий проведения опыта;

б) возможность повторения опыта;

в) исследование особенностей протекания психических процессов у каждого испытуемого;

г) замену условий проведения опыта для получения лучшего результата (на рабочем месте, на учениях, тренировках и т.д.);

д) объективное получение интересующих данных, таких, например, как время протекания психических процессов (быстрота реакции, скорость формирования тех или иных навыков).

Применяют два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент – проводится в специально организованных условиях, часто с применением регистрирующих приборов (электронной установки, полиграфа и т.д.). При этом можно исследовать восприятие, узнавание, реакцию и т.д. Он применяется при необходимости получения точных и надежных показателей протекания психических процессов в строго определенных условиях (при изучении особенностей памяти, мышления, речи и т.д.). Его недостаток – это искусственность испытания, что может привести к ошибочным выводам.

Естественный эксперимент – проводится в обычных, жизненных или рабочих условиях. Он сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. При этом сохраняется естественность процедуры наблюдения и точность эксперимента. В этих условиях изучают психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, интересы). Такой обстановкой может быть рабочий кабинет, банк, квартира, магазин, общественное место и т.д. При этом возможны видеосъемки и фотосъемки, которые могут производиться, и скрыто от испытуемых. Но для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к лабораторному эксперименту.

Частные методы – это беседа, анкетный, психоанализ. Они применяются главным образом при изучении личности, ее склонностей, возможностей, интересов, характера, а также познавательных процессов (восприятия, представления, воображения и мышления).

Беседа – как метод, носит произвольный характер, хотя и преследует определенную цель. Это диалоговый метод, который позволяет выявить и оценить интересующее психическое явление и уровень развития психики у испытуемого.

Анкетный метод – это в основном тестовый метод (англ. – проба, испытание). В психологии сложились определенные требования к тестам. Они состоят в следующем:

а) он должен быть подлинным показателем изучаемого явления (не близким или сходным);

б) необходимо обращать внимание не только на результаты решения теста, но проанализировать и сам процесс его решения;

в) неприемлемо установление с помощью тестов «потолка возможностей» испытуемого, уровень его возможных успехов или неудач.

Но главное в анкетном методе – это психологический анализ процесса психической деятельности испытуемого на практике. Например, психологу при изучении результатов тестирования юриста всегда необходимо выяснить, сравнить и проанализировать процесс и течение его служебной деятельности. Важно знать, как тот или иной работник добился определенных результатов, проследить процесс интеллектуального создания работником продукта такой служебной деятельности (проведение следствия или суда), и его конечный результат (обвинительное заключение, приговор, защитительная речь адвоката и т.д.). Этот метод всегда применяется конкретно и целенаправленно для изучения последовательности процесса решения различных задач в профессиональной деятельности; интересов работников, особенно его творческой деятельности; результатов беседы и т.д.

Психоанализ – как метод, является основным в изучении подсознания личности. Он впервые предложен и применен выдающимся психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939). Последний в качестве двигательной силы психической деятельности рассматривал инстинкты, а развитие личности им определялось, главным образом, инстинктами половыми и самосохранения. Он утверждал, что сознание человека не детерминировано условиями внешнего мира, а определяется импульсами, постоянно идущими из бессознательного. Приоритетным в изучение личности им признавались генетические и наследственные факторы. По мнению автора, данный метод заключался в собирании у испытуемого подробного анамнеза о прошлых (детских) и настоящих (сексуальных) переживаниях и отношениях, изучаемого путем анализа доверительных с ним бесед в сопоставлении с объективной и субъективной психиатрической и психологической диагностикой. Успех этого метода во многом зависел от личной способности исследователя расположить к себе испытуемого. Он требовал определенной подготовке и должен был протекать в виде откровенного диалога. В этом случае речь шла не только об истории жизни испытуемого, но и его оценки тех или иных событий (главным образом, сексуальных), что являлось, по мнению З. Фрейда, основой невротических и психотических (неосознаваемых) расстройств.

В настоящее время установлено, что метод психоанализа (как беседа и анкетный метод) дает положительный результат только в случае, когда он будут отвечать следующим требованиям:

а) всесторонний охват проблемы исследования;

б) вопросы должны быть заранее продуманными, краткими и понятными испытуемому, не наводящими и не подталкивающими к определенным ответам;

в) между исследователем и испытуемым должны быть установлены доверительные взаимоотношения, построенные на искренним уважении, располагающие к правдивым ответам на задаваемые вопросы;

г) результаты должны фиксироваться, затем анализироваться и обобщаться.

Современные исследователи в психоанализе находят и рациональное зерно – интерес к изучению проблем неосознаваемых форм психической деятельности, выделение механизма психологической защиты.

Следует отметить, что о психической деятельности и особенностях человека можно судить также и по материалам его деятельности (рисункам, произведениям, письмам, дневникам, стихам, техническим поделкам и т.д.).

Самонаблюдение – это вспомогательный прием и метод в психологии. В этом случае человек сам наблюдает и фиксирует у самого себя течение тех или иных психических процессов. Результаты самонаблюдения следует проверять материалами, полученными объективными методами.

Этапы психологического исследования. В психологии предопределено практикой системность в исследовании. Поэтому в любом исследовании предполагают проведение не менее трех этапов.

Подготовительный этап: изучение состояния проблемы; определение цели и задач вопроса; установление рабочей гипотезы; разработка методики.

Основной этап: сбор фактических данных и материала; применение различных методов; обработка материалов исследования (подсчет абсолютных и относительных выражений; определение средних величин и ошибок, коэффициентов корреляции и т.д.).

Заключительный этап: интерпретация полученных данных; формулирование заключения и выводов.

Таким образом, в этом разделе представлены основные и частные методы и этапы исследования, применяемые в психологии, которые нашли широкое применение в практической деятельности психологов и юристов.

 

Контрольные вопросы:

1.Что изучает психология? Ее основные направления.

2 Что является объектом и предметом общей психологии?

3.Какие основные и частные методы исследования применяются в общей и юридической психологии? Дать их краткое описание

4.Какие основные этапы исследования применяются в общей и юридической психологии?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.