Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические аспекты становления юридической психологии



 

На протяжении многих столетий (более 2,5 тыс. лет) психология оставалась областью описательных знаний. Объяснения природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между различными научными направлениями.

На рубеже XIX—XX вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами в области естествознания, физиологии, изучения высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к ней со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, довольно разветвленную область научных знаний.

Становление и развитие психики человека связано с решением основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания. И на протяжении всей истории развития психологии происходила борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и объяснением психических явлений. Основным вопросом здесь является вопрос о том, что в мире существовало раньше: материальное или духовное, материя или дух, и как они связаны между собой.

Материалисты считают: материя – первична, а дух, психика, сознание – вторичны и производны от материи.

Идеалисты утверждают: первично – духовное начало (идея, душа, бог), вторично – материя и окружающая природа.

С этих философских позиций понималась и объяснялась и психическая жизнь человека.

Материалистическая психология обосновывают положение о том, что психика и сознание – это свойство материи (головного мозга), возникшее на более высокой ступени развития людей, как высший продукт особым образом организованной материи – головного мозга, которые констатируют только у человека.

Материалисты отвергают отождествление психики от материи. Признание зависимости от мозга не означает и сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. И мысль и материя существую. Но назвать мысль материальной – значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма и идеализма. Показательно в связи с этим сравнение взаимоотношения деятельности мозга и мышления с взаимоотношением машины и ее работы. Работа машины есть свойство машины, но работа не является самой машиной. Так и мысль есть свойство высокоорганизованной материи – коры головного мозга, но не является материей (мозгом).

Идеалисты отрицают зависимость психической жизни от организма, нервной системы человека, условий его жизни и воспитания. Они считают, что мысли, чувства, желания, стремления, поступки и поведение человека – это проявление особой нематериальной сущности духа или души, которая каким-то таинственным образом соединяется с телом человека в момент его рождения и покидает его после смерти.

Идеалистическая психология это лишь мировоззрение (установочное мнение) и с научной точки зрения необоснованна фактами. Так как с научных позиций нельзя доказать того, чего нет – существование «души» не связанной с материей. Нельзя доказать независимость психических процессов от деятельности головного мозга, нервной системы, организма человека в целом. Невозможна мысль без головного мозга и разум, оторванный от человека.

Итак, идеалистическая психология– несостоятельная наука, современниками она отвергается.

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследователей-психологов приближается к материалистическому пониманию психической жизни человека. В то же время материалистическое понимание психики как продукта материи необходимо отличать от взглядов «вульгарных матери-алистов-механицистов», которые утверждают, что мысль выделяется головным мозгом как желчь печенью.

Следовательно, психику нельзя отрывать от головного мозга (материи), как это делают идеалисты, но ее также нельзя отождествлять и с материей, как поступают вульгарные материалисты-механицисты. Психика находится в единстве с материей (мозгом) – и является особым ее свойством.

Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи – головного мозга и заключается в отражении объективной действительности, регуляции поведения и действий законопослушного здорового человека.

1.3.Основные задачи психологии, и ее виды

 

Обосновывая психологию как науку, следует констатировать наличие общей психологии и прикладных видов психологии, вытекающих из отраслевых требований и специфических задач, стоящих перед ними, а также и практического использования их совместно с другими науками.

Общая психология изучает зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, формирования его личности, ее познавательных и эмоционально-волевых сторон, психологических особенностей и других черт. То есть, общая психология исследует и оценивает у людей их внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, чувства, волю, темперамент, характер, умения, навыки, привычки, способности и индивидуальные возможности. Она рассматривает психические процессы в единстве с нейрофизиологическими, нейрогуморальными, нейробиохимическими процессами, которые являются основой отражательной деятельности головного мозга.

Общая психология способствует формированию материалистического мировоззрения. Она формирует личность и взаимоотношения между людьми и вооружает человека знаниями для борьбы с суевериями и предрассудками.

Основной задачей общей психологии является изучение и объяснение психических явлений у людей. Практически это означает раскрытие объективных закономерностей психической деятельности человека на основе их возникновения, формирования и развития. Знание этих закономерностей необходимо для использования в практике общения людей между собой, их обучения, воспитания и формирования человеческих качеств, отвечающих требованиям той или иной специальности и, в целом, демократического общества.

Прикладныевиды психологии – это различные виды психологии, включающие предмет, цель, задачи и знания той или иной отрасли науки и психическую деятельность специалиста. Рассмотрим, стоящие перед ними задачи.

Юридическая психология – представлена знаниями психологии и юриспруденции. И в частности ее задача изучать психическую деятельность людей в сфере правового регулирования (следователя, прокурора, судьи и адвоката, а также правонарушителя, подследственного и осужденного, потерпевшего, истца, ответчика).

Социальная психология – ее задача исследовать взаимоотношения личности и коллектива, психологические особенности так называемых малых групп, коллективов, общества в целом и т.д.

Коммерческая психология – систематизирует в себя знания психологии и коммерции. Перед ней стоит задача изучать психическую деятельность людей в сфере коммерческого регулирования (бизнесменов, менеджеров и т.п.).

Педагогическая психология – ее задача состоит в изучении психических закономерностей развития школьников и студентов для наиболее успешного и глубокого усвоения ими системы знаний, навыков и умений в процессе их обучения и воспитания, формирования способностей и нормальных взаимоотношений с окружающими.

Кроме выше перечисленных, есть и другие отрасли психологии с соответствующими задачами: инженерная, военная, космическая, авиационная, морская, железнодорожная, детская, медицинская, пенитенциарная и др.

Таким образом, основная задача психологии – изучение психической деятельности человека с нормальной психикой в жизни и различных ситуациях, она направлена на оптимальное использование возможности психики в быту и работе людей с различными характерами, умственными способностями, интеллектом и профессиями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.