Глава 4. Познавательные процессы и свойства личности.
Глава 5. Эмоционально-волевая сфера человека.
Глава 6. Темперамент и характерологические особенности личности.
Глава 1. Психология, ее содержание и практическое
Значение
Учебные вопросы.
1.1. Общие положения психологии.
1.2. Из истории психологии.
1.3. Основные задачи психологии, и ее виды.
1.4. Методологические принципы, методы и этапы психологического исследования.
Психология изучает психическую жизнь (душевный мир) человека, различные стороны его психики, которые являются предметом ее познания. Раскрыть сущность любого психического процесса невозможно, если исключить свойство и состояние личности, осуществляющей этот процесс.
Общие положения психологии
Человек с первых дней своей жизни включается в общественный мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это с самого начала выводит человеческий индивидуум за рамки чисто биологического существа, делает человека существом социальным, общественным, формирует его как личность (А.В. Петровский с соавт., 1986). Особенно интенсивен процесс социализации ребёнка, который начинается с приобщения к человеческой речи и овладения языком, вносящим в его психическое развитие общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными (школьными и вузовскими) языками наук (математики, биологии, химии и т.д.), возможности человеческого познания возрастают. Они выходят далеко за рамки личного опыта, для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории (В.Л.Васильев, 2001).
Языки знаний (наук), как и другие способы передачи информации, замещают реальные предметы и явления мира, и выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия, (например, космический корабль и т.д.). Известно, что всякой мысли в той или иной мере свойственны отвлечение, абстрагирование. И чем выше умственные способности, тем эти качества выше. Существование психики вообще связано с высшими формами жизнедеятельности человека и животного. При этом психика человека качественно отличается от психики животного. У животного она проста, элементарна и примитивна.
У человека высшей формой психической жизни является сознание. Оно выражается в целенаправленной жизнедеятельности, волевых действиях и подконтрольном поведении. Прежде чем совершить поступок, нормальный человек обдумывает, планирует пути и средства достижения поставленных целей с тем, чтобы они не нарушали общепринятые в обществе законы. Явления психической деятельности человека разнообразны, взаимосвязаны, существуют в единстве и системе. При этом большое значение придается мышлению. Ведущее звено мыслительной деятельности составляют анализ и синтез.Изучением процессов, происходящих в головном мозге человека, во многом определяющее его поведение и, в целом, деятельность людей занимается одна из древнейших наук – психология.
Психология – это наука, изучающая процессы активного отражения головным мозгом человека предметов и явлений объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств, памяти, других процессов психики и его психическую деятельность.
Из этого вытекают задачи психологии, стоящие перед будущими юристами:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерность;
- научиться управлять психическими явлениями и закономерностями;
- научиться использовать полученные психологические знания с целью повышения эффективности и качества теории и практики юридической науки.
Детализируя проблемы психологии, следует еще раз указать, чтопсихология изучает у человека:
а) познавательные психические процессы, при этом окружающее познается им через восприятие, ощущение, мышление, память, воображение, речь;
б) эмоционально-волевую сферу, то есть его реакцию на окружающее в виде чувств (эмоций), а также его способность к созидательной критике и воле;
в) индивидуальные психологические свойства, то есть его внимание, темперамент, характер, способности, потребности, интерес, интеллект, навыки, привычки;
г) психологические возможности, то есть его индивидуальную способностьк тому или иному действию, поступку или проступку, поведению или деятельности.
Именно поэтому психология – это наука, имеющая свой объект и предмет. Объектом психологии является психически здоровый человек.
Предмет психологии – психика человека, его психическая жизнедеятельность и ее закономерности, поведение, а также документы и материалы их характеризующие.
В то же время границами нормальной психики являются акцентуации характера – резкое усиление основных свойств психики у человека. Это ее крайние варианты.
Таким образом,психология– это наука о психике, психических закономерностях ее проявления и развития у человека.