Для слушателей и курсантов юридического факультета Академии экономической безопасности, обучающихся по специальностям: 030501.65 – «Юриспруденция»
Правоохранительная деятельность»
Москва – 2007
Волков В.Н.Юридическая психология: Учебник (изд. третье, перер. и доп.). – М.: Изд-во Академии экономической безопасности, 2007. – 324 с.
Научный редактор учебника:
А.Ф.Волынский – доктор юридических наук, профессор кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД РФ, заслуженный юрист России, профессор.
Р е ц е н з е н т ы:
Белкин А.Р. – профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МГАПИ, генеральный директор Института независимых исследований, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.
Гульдан В.В. – руководитель судебно-психологической лаборатории МОЦСиСП при ЦМОКПБ Минздравсоцразвития РФ, доктор психологических наук, академик.
Педенчук А.К. – профессор кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД РФ, доктор юридических наук (курс судебных экспертиз).
В учебнике рассматриваются в доступной форме основные положения и частные вопросы юридической психологии. Излагаются общие проблемы психологии, особенности психология личности, ее свойства и характерологические черты, основные проявления психики и поведения человека. Разбирается психологические возможности предварительного следствия, психологические особенности обвиняемых, потерпевших и несовершеннолетних в судебно-следст-венном процессе. Обосновываются организация и методы проведения судебно-психологической экспертизы, определяются аффективные состояния, возникающие в процессе правонарушения, и дается их экспертная оценка, применительно к задачам уголовного процесса. Уточнены психологические установки деятельности юристов в следственной практике, судебном процессе и адвокатской работе. Рассматриваются проблемы пенитенциарной психологии подследственных, находящихся в следственных изоляторах, и осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, и показаны пути их решения.
Учебник предназначен для целевой подготовки курсантов и слушателей юридического факультета Академии ЭБ МВД РФ. Практическая направленность делает возможным его использование в служебной деятельности правоохранительных органов (судьями, прокурорами, следователями, дознавателями, прокурорами, судьями) и адвокатской работе.
Для современного периода развития общества характерно бурное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении многих проблем, в том числе совершенствования работы юридических учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных подразделений и т. д.
Большое значение при реализации многих вопросов, решаемых юридической наукой, имеет психологический анализ и синтез самой личности и ее деятельности в соответствии с законом. Но, в свою очередь, это опирается на знание и использование правоведами основных психологических критериев и их особенностей в юридической сфере (потребности, мотивы, цели, установки, ценностные ориентации, социальная направленность, воля, критика, темперамент, поведение, поступки и другие характеристики личности) в процессе жизнедеятельности людей и в экстремальных ситуациях при установлении истины. Этим и занимается юридическая психология.
Юридическая психология является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. Это связано с тем, что общественные отношения, регулируемые нормами права, влияют на поведение и поступки людей. Именно в результате этого появляются своеобразные черты, которые обусловливают человеческую деятельность в сфере правового регулирования. Данная юридическая наука предполагает усвоение студентами психологической системы знаний, умений, навыков, приёмов, которые обеспечат им эффективность их будущей служебной деятельности, и лежат в основе формирования у юристов необходимой психологической культуры.
Юридическая психология – психологическая наука, занявшая общепризнанное место в системе психологической науки. Она, в свою очередь, включает в себя ряд однородных психологических наук (К.К.Платонов, 1981):
а) правовую психологию, предметом которой является психологическое обеспечение права, как и правосознания у населения;
б) криминальную психологию, рассматривающую личность обвиняемого (подозреваемого), причины преступности, зависящие от личности и ее психологических особенностей, а также психологию потерпевшего и свидетеля;
в) оперативную психологию, обеспечивающую психологические вопросы оперативной и розыскной деятельности правоохранительных органов;
г) судебную психологию, изучающую психологические проблемы судебно-следственного процесса;
д) судебно-психологическую экспертизу, предметом которой являются исследование и оценка аффективных состояний и других психологических возможностей (в основном) субъектов уголовного процесса;
е) пенитенциарную психологию, разбирающую психологические особенности лиц, находящихся в следственных изоляторах (уголовно-следственная психология), и осужденных, отбывающих наказание в исполнительных учреждениях (уголовно-исполнительная психология).
Психические состояния человека (так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя и правопослушного гражданина, здорового и больного) развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Но юридическая психология центр тяжести в познании переносит на психически здоровую личность как на основной субъект её деятельности, и исследует человека (черты его характера, особенности поведения и т.д.) в подозреваемом, обвиняемом, подсудимом, осужденном, потерпевшем, свидетеле, истце, ответчике.
Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии психологического видения и помощи юристам в установлении правового значения истины, в снижении нарушений правовых норм путём психологической коррекции, как общества, так и отдельных ее граждан (правонарушителя и осужденного).
В значительной степени задачи юридической психологии определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов следствия, суда, судебно-психиатрической экспертизы и пенитенциарных учреждений. Например, работники следствия и суда, следственных изоляторов и исполнительных учреждений повседневно сталкиваются с разнообразными проявлениями психики и поведения подследственных, подсудимых и осужденных. При этом они стараются разобраться в сложностях их психического мира с тем, чтобы правильно понять, должным образом его оценить, установить истину и принять все меры по их реабилитации в обществе.
Особенности профессии следователя, прокурора, судьи и адвоката, а также сотрудника следственного изолятора и исполнительного учреждения состоит в том, что они постепенно вольно или невольно формирует в процессе их служебной деятельности определенные психологические знания о человеческой психике. Для объективного, грамотного и квалифицированного решения многих вопросов юриспруденции юристы наряду с приобретенным интеллектом и эрудицией, профессиональным и жизненным опытом, должны иметь также обширные психологические знания.
Повышение эффективности труда юридических работников требует всесторонней и глубокой разработки психологических основ юридических наук, а также знание психологии всех участников судебно-следственного процесса. Психологическая компетентность юристов помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждениях о человеческих проступках вследствие недоучёта возникающих психологических проблем.
Для лучшего усвоения материала учебная дисциплина «Юридическая психология» в учебнике условно разделена на пять разделов: общую психологию, криминальную психологию, судебно-психологическое исследование, психологию деятельности юристов и пенитенциарную психологию. Остальные отраслевые разделы юридической психологии в соответствии с типовой программой изучаются при рассмотрении соответствующих учебных предметов.
В разделе общая психология – излагаются предмет, система, методология и методы психологии, связь с другими науками, а также основы психологии личности психически нормального человека и ее деятельности.
В разделе криминальная психология – рассматриваются проблемы психологии преступника и его поведения, потерпевших и несовершеннолетних правонарушителей.
В разделе судебно-психологическое исследование – изучаются аффективные состояния, возможные при противоправных действиях ее участников, и организационные принципы и порядок работы психологов в экспертных комиссиях.
В разделе психология деятельности юристов – разбираются психологические особенности работы следователя, судьи, адвоката.
В разделе пенитенциарная психология – представлены уголовно-след-ственная психология лиц, находящихся под стражей в следственных изоляторах, и уголовно-исполнительная психология осужденных, отбывающих наказание в исполнительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Основные положения учебника "Юридическая психология обосновываются:
1. Современными теоретическими установками ведущих научных школ страны по данной проблеме, возглавляемых профессорами Ю.М.Антоняном, В.Л.Васильевым, М.В.Виноградовым, В.В.Гульданом, М.И.Еникеевым, И.А.Кудрявцевым, А.Р.Ратиновым, Ю.Ф.Чуфаровским и др.
2. Выполнением требований типовой учебной программой по дисциплине "Юридическая психология" и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 52.14.00 (№ гос. рег. 260 гум/сп от 27 марта 2000 г.), предъявляемых к специальности 030500 – "Юриспруденция" , квалификация – "Юрист".