Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.
Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу чередованию "экспрессии и стандартов" (В.Г. Костомаров).
В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.
Публицистические тексты имеют ряд общих черт:
- все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
- пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
- отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
- обладают ярко выраженным субъективным началом;
- воспринимаются читателями (зрителями) как определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.
Все это обусловило специфические языковые особенности: наличие экспрессивной лексики (поборник, пособник, мирное сосуществование), особых синтаксических конструкций (именительный темы: «Москва! Для нас это не просто столица, – это сердце земли русской…»; риторические вопросы, повторы, расчлененные тексты: «Студент 21 века. Кто он? Чем живет? О чем думает?»; инверсия (обратный порядок слов: «Далеко человеку до совершенства, если душа его полна зависти, злопамятства, гордости») и др.
Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д.
Жанры публицистического стиля
Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах – жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.
Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром – информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.
Современное интервью – полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).
Аналитические жанры (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор) отражают анализ происходящих событий, как правило, социально значимых. Самый распространённый аналитический жанр – проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер. Его главная цель – воздействие на читателя. В качестве доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценку происходящему.
Художественно-публицистический жанр (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражают образное, конкретно-чувственное представление автора о факте или проблеме.
Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным.
В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого или от третьего лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествование и рассуждения в очерке окрашены эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.
В последние годы в газете стали популярными новые жанры: жанр журналистского расследования, жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Разговорная речь – это речь образованных культурных людей, общающихся в неофициальной обстановке, в быту: дома, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. В отличие от кодифицированного языка, разговорная речь непринужденная, неподготовленная, ситуативная. Прежде всего, она проявляется в устной форме. Все эти особенности обуславливают её специфические черты. Назовем некоторые из них:
1. Эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция. Так, на вопрос «Написали?» вместо «Нет, не написали» обычно следуют эмоционально-экспрессивные ответы типа «Где там написали!» или «Прямо! написали!»; «Куда там написали!»; «Так и написали!»; «Легко сказать – написали!» и т.п.
2. Большую роль в разговорной речи играет обстановка речевого общения, ситуация, а также невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, характер взаимоотношений собеседников и т.д.).
3. С экстралингвистическими чертами разговорного стиля связаны такие его наиболее общие языковые особенности, как стандартность, стереотипность использования языковых средств, их неполноструктурная оформленность на синтаксическом, фонетическом и морфологическом уровнях, прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения, ослабленность синтаксических связей между частями высказывания или их неоформленность, разрывы предложения разного рода вставками, повторы слов и предложений, широкое употребление языковых средств с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской, активность языковых единиц конкретного значения и пассивность единиц с отвлеченно-обобщенным значением. Разговорная речь имеет свои нормы, не совпадающие во многих случаях с нормами книжной речи, зафиксированными в словарях, справочниках, грамматиках (кодифицированными). Нормы разговорной речи, в отличие от книжных, устанавливаются узусом (обычаем) и никем сознательно не поддерживаются. Однако носители языка чувствуют их и любое немотивированное отступление от них воспринимают как ошибку.
4. В разговорном стиле сосуществуют устойчивые речевые стандарты, воспроизводимые в типичных и повторяющихся ситуациях, и общелитературные речевые явления, которые могут подвергаться различным смещениям. Например, слова приветствия, прощания, стандартные реакции-реплики на ситуации: «Привет!», «Пока!», «Ничего себе!», «Ну, ты даёшь!» и т.п.
5. Лексические особенности разговорной речи:
А) широкое использование нейтральной лексики.
Б) Ряд стилистически нейтральных слов употребляется в переносных значениях, специфичных именно для данного стиля. Например, стилистически нейтральный глагол отрезать ('отделить что-либо, часть чего-либо') в разговорном стиле употребляется в значении 'резко ответить, желая прекратить разговор' (Сказал как отрезал и больше не повторял), лететь ('передвигаться, перемещаться по воздуху с помощью крыльев') в значении 'ломаться, портиться' (Полетел двигатель внутреннего сгорания). См. также: свалить ('переложить вину, ответственность на кого-либо'), подбросить ('дать, доставить'), поставить ('назначить на какую-либо должность'), снять ('уволить с должности') и др.
В) Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щетка, тарелка и т.п.
Г) Активны авторские неологизмы (окказионализмы), развита полисемия и синонимия, причем распространена ситуативная синонимия.
Д) Характерной особенностью лексической системы разговорной речи является богатство эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии (трудяга, дармоед, глупыш; вихрастый, наводить тень на плетень, брать за горло, брать измором).
Е) продуктивны образования с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др. (доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий).
Ж) Активны образования слов при помощи аффиксов, придающих разговорный или просторечный оттенок. Сюда относятся существительные с суффиксами -ак(-як): слабак, добряк; -к-а: печка, стенка; -ан(-ян); старикан, смутьян; -ун: хвастун, говорун; -ыш: крепыш, малыш; -л-а: воображала, воротила; отня: беготня, толкотня; прилагательные с суффиксами ущ(-ющ): большущий, худющий; с приставкой пре-: предобрый, пренеприятный; глаголы преффиксально-суффиксального образования: похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать; глаголы на –ничать: модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать; на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть, буркнуть, ахнуть. Разговорной речи в большей степени, чем книжной, свойственно использование многоприставочных глагольных образований (переизбрать, попридержать, поразмыслить, повыбрасывать). Употребляются приставочно-возвратные глаголы с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией (набегаться, наработаться, договориться, додуматься), усложненные приставочно-возвратные образования (попринарядиться, понавыдумывать, поразговориться).
З) Для усиления экспрессии используется удвоение слов, иногда с префиксацией (большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий). Характерна тенденция к сокращению наименований, замене неоднословных наименований однословными (зачетная книжка – зачетка, мореходное училище – мореходка, хирургическое отделение – хирургия, специалист по глазным болезням – глазник, больной шизофренией – шизофреник).
И) Широко используются метонимические наименования (Я стою за дамой в синем плаще – Я за синим плащом; Я люблю читать произведения А.С. Пушкина – Я люблю Пушкина).
6. Морфологические особенности
1. Для разговорной речи характерны формы на -а в именительном падеже множественного числа, там, где в книжных стилях нормативной является форма на -ы (бункера, крейсера, прожектора, инструктора), формы на -у в родительном и предложном падежах (килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску); нулевая флексия в родительном падеже множественного числа (пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор, а в книжн.: граммов, килограммов, помидоров).
2. Одна из характерных особенностей разговорной речи – широкое использование местоимений, не только заменяющих существительные и прилагательные, но и употребляющихся без опоры на контекст. Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или служить усилителем (Она такая женщина! – т.е. прекрасная, добрая, умная; Такая красота кругом!). Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета, т.е. исключить существительное. Например: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть. За счет использования местоимений в разговорной речи снижается частотность употребления имен существительных и прилагательных.
7. Синтаксические особенности
Неполнота конструкций, эллиптичность – одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких отличий разговорной речи от других разновидностей литературного языка. Так как разговорная речь обычно реализуется в условиях непосредственного общения, то всё, что дано обстановкой или вытекает из того, что было известно собеседникам еще раньше, опускается из речи.
1. Обозначение субъекта действия возможно:
- конструкцией, включающей спрягаемую форму глагола: – Уходила в магазин / не приходила еще? – Звонила вчера / ты в Китай ездила с ней?
- сочетанием существительного с предлогом: – В шали голубой пела / давно у вас? – С сумкой стояла / куда ушла?
2. Особая функция именительного падежа существительного:
- пояснительная: – Контрольные не могу найти // папочка синяя. – Простите, как до детской частной поликлиники добраться? – Вам автобусом лучше / «двойка», «сороковой» // Шестнадцатая школа//;
- качественный определитель предмета: – Колечки с какими камнями? – Бирюза, аметист, изумруд // новое поступление;
- при глаголах, требующих в кодифицированном литературном языке косвенных падежей: – Мне нужно в 34-й трест… – А вот / тройка/ пединститут сойдете, там спросите.
3. В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, причем, в них часто отсутствует глагол-сказуемое. Восстановление его возможно либо благодаря системному характеру языка (Я в магазин; Мне бы вопросы к экзамену), либо благодаря ситуации (например, в кассе кинотеатра: Пожалуйста, три на 16).
4. Употребляются слова-предложения: Не забудешь изюм купить? – Помню! Звонила бабушке? – Разумеется; Ходили в библиотеку? – Нет еще.
5. Активнее других используются бессоюзные предложения. Вернётся – позвони или SMS сбрось; Есть люди – живут для других.
6. Используются присоединительные конструкции: институт разбогател. В каждом кабинете компьютер; Хороший она преподаватель. К тому же и человек замечательный.
Основным показателем синтаксических отношений в разговорной речи является интонация и порядок слов.
7. Порядок слов в разговорной речи вариативен. Он более свободный, чем в книжных стилях, но все же и здесь существует свой неписанный закон: наиболее важный, существенный элемент, имеющий главное значение в сообщении, обычно помещается в начало высказывания: В ящик сложи, пожалуйста, инструменты; Красных купи, пожалуйста, шариков; Поздно спать, как всегда легли; Вкусное было это пирожное.
8. Сложноподчиненное предложение может начинаться с придаточной части. Например: Что делать – не знаю; Что сказал правду – молодец; Кто выполнил задание – поднимите руку.
9. При общении возможны «сбои» в конструкции предложения, его перестройка. Например: Я вот что хотела сказать… Да ладно…; Ремонт они сделали. Солидный такой… Не евро, конечно… Но хороший.