Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Для аннотации характерны речевые клише.
1. Характеристика содержания текста:
В статье (книге) рассматривается… ; В книге изложены…; Статья посвящена… ; В статье даются… ; В основу работы положено… ; Автор останавливается на следующих вопросах… ; Автор затрагивает проблемы… ; Цель статьи – показать…; Цель автора – объяснить (раскрыть)…; Целью статьи является изучение… ; Автор ставит своей целью проанализировать…
2. Композиция работы:
Книга состоит из… глав (…частей)… ; Статья делится на … части; В книге выделяются … главы.
3. Назначение текста:
Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)… ; Сборник рассчитан…;
Предназначается широкому кругу читателей..; Для студентов, аспирантов..;
Книга заинтересует… .
Приведем пример аннотации.
К.В. Зорин Об очень личном – С православным врачом. М.: Русский Хронографъ, 2009. 320 с.
Книга бакалавра религиоведения, врача и медицинского психолога К.В. Зорина посвящена духовным, медицинским и психологическим проблемам, возникающим в личной жизни человека. Речь идет о влиянии на детородную функцию мужчин и женщин различных средств и методов контрацепции, нездорового образа жизни и заболеваний… . Автор рассказывает о духовном смысле, причинах и лечении бесплодия, о мотивах зачатия и способах воспитания младенца во чреве (матери). Книга адресована широкому кругу читателей, особенно тем, кто заботится о счастье и благополучии своего ребенка еще до его появления на свет.
Конспектирование
Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание первичного текста в краткую запись конспект.
Конспект, также как и реферат, аннотация, – особый вид вторичного текста. В его основе лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. В конспекте представлена в общем виде наиболее ценная информация, на основе её можно восстановить, развернуть исходную информацию.
В конспекте должен быть отобран новый, важный материал, его необходимо связывать со старым, уже известным. Материал конспекта должен быть изложен в соответствии с логикой изложения, должен быть содержательным и обладать смысловой и структурной целостностью. Конспект может быть:
– по объему – кратким, подробным или смешанным;
– по степени соответствия первоисточнику – полным или выборочным;
– по количеству перерабатываемых источников – монографическим или обзорным.
На основании данных особенностей выделяют разные типы конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект. При подготовке конспекта необходимо придерживаться определенной последовательности в работе:
1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.
2. Для осмысления содержания текста необходимо его прочитать не менее трех раз, иногда, если текст повышенной сложности, – столько, сколько необходимо для его осознания.
1. При первичном чтении текста выделяются смысловые части: вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок, выделяются ключевые слова и обороты.
2. При вторичном чтении на основе выделенных ключевых слов и фраз в каждой смысловой части формулируется тема.
3. Составить план конспекта. Для работы над текстом необходимо оставить широкие поля – 1/3 страницы – для дополнений, заметок и т.п.
4. При следующем чтении в каждой части выделяется информация, главная и дополнительная по отношению к теме.
5. Главная информация может быть зафиксирована в конспекте в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
6. Дополнительная информация приводится при необходимости. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Необходимо соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Тезисы
Тезисы – один из видов извлеченной информации из текста-источника. Это кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора.
Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: а) преамбула; б) основное тезисное положение; в) заключительный тезис.
Логическая связь между тезисами может быть организована формально или графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
v использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
v с помощью оппозиционных фраз (болезни духовные – болезни душевные);
v использованием классификационных фраз (прямая речь, несобственно прямая речь, внутренняя речь).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры.
В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:
Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;
Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что... ; Следует отметить, что… ; Однако… ; При этом важно, что… ; Предполагается, что… ; Специалисты ставят своей задачей… .
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Приведем пример тезисов.
1. Во все времена проблема литературного языка – проблема социальная и культурная.
2. Сама проблема литературного языка формируется исторически как цепочка причин и следствий, и ни в один из моментов литературный язык не может выступить как законченная цельность: его целостность – в становлении.
3. Содержание истории литературного языка разные исследователи понимали по-разному: как историю его норм, системы, стилей, жанров, функций или тестов.
4. Система языка организует структуру, стиль речи определяет её функцию, но только норма порождает стандартные правила их совместного и постоянного взаимодействия.
5. Сегодня недостаточно говорить только о становлении нормы как главной проблеме истории литературного языка, поскольку в языке постоянно возникали внутренние противоречия между его системой, стилем речи (или текста) и нормой.
6. Необходимо проследить истоки и источники, исторический фон и социальные основания древнерусского литературного языка.
Научно-справочный.
К жанрам этого подстиля относятся: словарь, справочник, каталог. Например:
КАТАЛОГ
Искусство - общие вопросы История искусств Современное искусство Искусство отдельных регионов, стран и народов Искусствоведение Коллекционирование произведений искусства Изобразительное искусство История изобразительного искусства Графика Живопись Скульптура Прочие издания
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ
АБОНЕ´НТ, -а, м. Тот, кто пользуется абонементом. А. библиотеки. А. телефонной сети(лицо или учреждение, имеющее телефон). || прил.абонéнтный, -ая, -ое. Научно-популярный
К жанрам этого подстиля относятся очерк, книга, лекция, статья.