Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная власть как особая разновидность социальной власти



Назначение государства состоит в том, чтобы выявлять, закреплять и обеспечивать общезначимые, публичные интересы. Политики либерального толка и некоторые ученые стараются принизить значимость этих интересов, противопоставив их частным интересам отдельных личностей, объявив их удовлетворение проявлением тоталитаризма и наступлением на демократию.

Между тем, публичный или общественный интерес есть не что иное, как повышения значимости и масштабности частного интереса. Нет общественного интереса вообще. Он формируется при условии проблемности удовлетворения интересов многих частных лиц, как своеобразная равнодействующая сила, выражающая общественный компромисс, объективно необходимый баланс разноплановых интересов. Данное обстоятельство определяет не только содержание деятельности государства, но и его структуру призванную организационно поддерживать паритет этих интересов, защищая на равной основе интересы всех индивидов и ограждая от попыток некоторых социальных групп и личностей приватизировать власть и представить свой частный интерес в качестве всеобщего, публичного.

Власть необходима для управления любым коллективом. Она является важнейшим средством обеспечения организованности и порядка в любой социальной общности. Власть представляет собой отношения между властвующим и подвластными, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение.

Социальная власть базируется на силе и подчинении, носит интеллектуально-волевой, сознательный характер и существует в рамках общественного отношения, так как не может устанавливаться в отношении вещей или животных.

Структуру власти составляют субъект, объект, властеотношения и нормы, их регламентирующие.

Всякая власть предполагает подчинение, которое обусловлено различными мотивами, отражающими уровень совпадения интересов и различную степень обратного влияния на власть.

Возможна власть, основанная на страхе, привычке к повиновению, на убежденности или заинтересованности в необходимости повиновения, на авторитете и доверии и т.д. Своеобразие этих мотивов предопределяет силу власти, влияет на ее продолжительность и систему средств властвования.

Власть на страхе имеет тенденцию к ослаблению. Власть на привычке повиноваться остается устойчивой, пока не изменяются условия общественной жизни.

Наиболее стабильна и эффективна власть, основанная на общности интересов властвующего и подвластного, когда адресат власти заинтересован или убежден в необходимости подчинения. Эта убежденность может быть связана со знанием ситуации или с высоким авторитетом властвующего. Его авторитет может быть научным (высокий уровень знаний), деловым (большой жизненный опыт и компетентность), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость, близость к божественной силе ) и т.д.

Необходимо отметить большое разнообразие власти. По методам осуществления она может быть авторитарной, тоталитарной, демократической и т.д., по ресурсам, на которых основывается, — экономической, духовно-идеологической, религиозной и т.д., по объекту власти — общественной, классовой, семейной, партийной, политической, государственной и т.д.

Перечисленные и иные разновидности власти выполняют различное назначение в общественной жизни и поэтому для решения практически любой социальной проблемы необходимо настраивать взаимодействие, между широким кругом субъектов устанавливая направленное взаимодействие всех разновидностей публичной власти.

В литературе иногда отождествляют публичную, политическую и государственную власть. На наш взгляд, среди них более богатой по содержанию является публичная (общественная) власть, так как объединяет и политическую, и государственную власть, и власть общественных объединений, и муниципальную власть, и непосредственную власть народа.

Политическая власть, будучи особой разновидностью публичной власти, — понятие более широкое по содержанию, нежели власть государственная. Это связано прежде всего с тем, что политическую власть осуществляют все субъекты политической системы (партии, органы местного самоуправления и т.д.), используя при этом иной арсенал средств и методов властвования, нежели государство. Государственная власть является особой разновидностью политической власти. Ее специфика состоит: во-первых, в публичности, так как распространяется на все население страны и осуществляется специально созданным аппаратом управления; во-вторых, в универсальности, так как распространяется на все сферы общественной жизни; в-третьих, в верховенстве, так как ей (в связи с ее социальным признанием, легитимностью и обеспечением суверенитета) подчиняются все иные виды социальной власти, кроме власти собственного народа; в-четвертых, государственная власть в отличии от власти народа носит организованный характер. Она осуществляется специальными уполномоченными на то субъектами, которые объединяются в иерархической механизации и выполняют действия в рамках действующего законодательства; в-пятых, в законодательной прерогативе, так как только государство обладает монопольным правом на создание юридических норм. Все иные организации принимают участие в правотворчестве лишь с ведома и под контролем государства; в-шестых, в легальном применении силы с помощью специально созданного карательного аппарата (армия, суд, полиция и т.д.).

В Российской Федерации различают два уровня государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть в субъектах РФ. В субъектах Федерации наряду с государственной властью существует и муниципальная власть: районная (городская власть), поселковая (районная в городе) и муниципальная власть территориального общественного самоуправления.

Формально государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, поэтому на обыденном уровне именно с ними и отождествляется. Однако государство — это не только и не столько государственный аппарат, сколько особая организация, объединяющая социально дифференцированное общество на основе самоуправления для дальнейшего поступательного развития. Отдельные государственные органы могут изменяться и упраздняться, а власть остается.

Было бы неверным отождествление власти с ее носителями, в действиях которых она проявляется. Власть — это прежде всего полномочия, возможность принимать обязательные решения, управлять обществом, используя от его имени определенные средства, обеспечивающие реализацию данных решений.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти — это не только и не столько разделение власти, сколько разделение сфер деятельности и полномочий, составляющих содержание власти. Споры о наиболее целесообразном разделении властей — эти споры о наиболее целесообразном разделении компетенции.

Таким образом, государственная власть — это прежде всего совокупность полномочий, предоставленных обществом государству (в лице системы определенных органов) для целенаправленного управления повседневной жизнью. Ее существо, как и всякой иной социальной власти, проявляется в особенностях властного, управленческого импульса, который переходит от властвующего к подвластному, побуждая и направляя его поведение. Поэтому юридическую науку особо интересуют методы управленческого воздействия. Государственная власть использует, прежде всего, методы принуждения, насилия и убеждения, отражающее единство интересов общества и власти. Причем удельный вес насилия и руководства в содержании государственной власти может меняться.

Так, государственная власть рабовладельческого общества в основном сводилась к насилию. Руководство, выполнение общих дел занимало незначительный объем деятельности государства. Удельный вес насилия в содержании государственной власти феодального общества несколько уменьшился, так как феодально-зависимый крестьянин был свободнее раба. Капиталистическое государство примерно до 50-х гг. XX в. тоже отличалось приоритетом насилия, несмотря на то, что рабочий был юридически свободен. Государство по-прежнему оставалось инструментом классового господства. Лишь после экономических и политических преобразований 50-х гг. в содержании государственной власти ведущих капиталистических государств стали преобладать элементы координации, руководства, выполнения общих дел. Государство стало выполнять свои природные, изначальные функции, функции общесоциального представительства. Однако из этого вовсе не следует, что при наличии значительной социальной дифференциации населения оно утратило свое классовое назначение.

Экономическая основа государства коренится прежде всего в отношениях собственности. Потому как отношения собственности являются основным универсальным средством общения человека с внешним миром по поводу удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов. Через категории «моѐ», «твоѐ». Он выражает своѐ положение в окружающей действительности и степень самостоятельности во взаимоотношениях с иными людьми и их объединениями. Сосредоточение собственности в руках относительно небольшой группы лиц позволяет им сконцентрировать у себя и всю полноту государственной власти, используя ее преимущественно в личных и узкоклассовых интересах. В то же время плюрализм в собственности порождает плюрализм во власти. При этом широкие слои населения получают возможность реально влиять на власть и использовать ее в интересах общества в целом.

Наличие собственности является необходимой предпосылкой свободы человека и развития его способностей. Ведь собственность предполагает не только свободное распоряжение своим имуществом. Но и участие в управлении им. В тоже время, следует обратить внимание и на тенденцию социализации частной собственности. Обладание ею предполагает определенные социальные обязательства перед обществом. Она не может использоваться вопреки его интересам. Причѐм в интересах общества, экономическая и политическая власть должны быть организационно разделены. Государственные деятели не должны заниматься бизнесом.

Социальная основа государства, как и политики, коренится в расслоении общества на классы и иные социальные группы с различными, порой противоположными интересами. Государство призвано обеспечить координацию и согласование этих интересов, поддерживать общезначимые, защитить слабых, разрешить возможные конфликты. Оно должно быть активным слугой общества и потому получает как его поддержку, так и контроль со стороны негосударственных структур гражданского общества, ограничивающих тенденцию государства к неограниченному властвованию. Тем самым снижается объективно существующее противоречие между общественным характером управления и субъективно ограниченным способом его осуществления относительно небольшой группой чиновников, монополизировавших общественный интерес, власть и компетентность в вопросах управления. Поэтому в конституциях большинства государств закрепляется приоритет принципа народного суверенитета. В некоторых же конституциях закрепляется не народный, а национальный суверенитет, предоставляющий преимущества для титульной нации, что при современном многонациональном составе государств чревато социальными конфликтами. Такое государство может стать инструментом преимущественного удовлетворения национальных, религиозных, расовых, классовых и иных интересов части населения.

Таким образом, сущность всякого государства состоит в том, что оно является особой организацией политической власти по управлению общественной жизнью. Только в одних исторических условиях эта власть сосредоточивается в руках относительно небольшой группы лиц, использующих ее преимущественно в своих классовых интересах, опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредоточивается в руках органа, который использует ее для преимущественного удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов различных субъектов общественной жизни.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.