Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие формы государства. Всякое государство объединяет, представляет, защищает и организует совместную



Всякое государство объединяет, представляет, защищает и организует совместную деятельность людей, проживающих на определенной территории.

Между ним и населением возникают прямые и обратные связи, имеющие важное значение как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Поэтому с момента возникновения государства люди задумывались над проблемами наиболее целесообразной организации, устройства и осуществления государственной власти. Категория «организация» предполагает внутреннее объединение, упорядочение и взаимодействие основных элементов содержания государства, обеспечивающих его самоорганизацию для надлежащего взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения социальных ожиданий общества. Эффективность действия всего целого во многом зависит от расположения, взаимосвязи и формы выражения его составных элементов. От того, как организована и какими методами управляет государственная власть, зависит ее устойчивость, эффективность государственного руководства, престиж властных органов, состояние порядка и положительная динамика общественного развития в целом. Еще Аристотель говорил о таких формах организации власти как демократия (власть народа), аристократия (власть элиты), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть пожилых), олигархия (власть немногих).

Шарль Луи Монтескье придавал классификации форм правления психологический оттенок утверждая, что аристократия-честь, деспотия-страх, демократия-сознание общественного долга, монархия-умеренность.

Античные ученые подчеркивали огромное, активное значение формы. «Форма дает бытие вещи», отмечали римские юристы. Именно форме государство обязано своим возникновением и существованием. Форма является способом существования и внешнего проявления определенного содержания. Всякая сущность формирована. В свою очередь, форма имеет существенное значение для использования и дальнейшего развития определенного содержания.

Философский смысл категории «форма» состоит во внутренней организации, способах устройства и внешнего проявления чего-либо.

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти. Основные структурные элементы формы государства:

1. Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

2. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

3. Государственно-правовой режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

Своеобразие и приоритет отдельных элементов формы конкретных государств, их юридическое и фактическое состояние могут изменяться, поскольку они во многом предопределяются особенностями влияния динамичной окружающей среды: спецификой развития экономики, культуры, национального состава населения, историческими традициями, соотношением политических сил, размерами территории и т.д. Поэтому в процессе исторического развития формы реальных государств под влиянием различного рода внутренних и внешних обстоятельств постоянно подвергаются изменению. Ни одна из них не является идеально прочной и завершѐнной.

Факторы, влияющие на форму государства.Вопросы о том, почему одно государство является монархическим по форме правления, а другое – республикой; одно характеризуется федеративным устройством, а другое – унитарным; в силу каких обстоятельств государства даже одной исторической эпохи разнятся политическим (государственным) режимом, – относятся к числу дискуссионных и нерешенных в теории. Обобщенно можно обратить внимание на следующие группы факторов (обстоятельств), которые в совокупности обусловливают выбор формы государства.

Это прежде всего факторы геополитического порядка.Так, почти все российские историки исходили из того, что ход русской истории определяется огромной протяженностью ее территории, природными, климатическими условиями, специфическим расположением (между Европой и Азией) (В “Наказе” 1767 г. Екатерины 11 (акте, в котором императрица определяла основные направления развития Российского государства) подчеркивалось, что лишь самодержавная власть может действовать в пространствах столь великого государства, как Россия, только такая власть обеспечивает “скорость в решении дел”, присылаемых из дальних стран.

В “Секретнейшем наставлении”, предшествовавшем “Наказу”, подчеркивалось: “Российская Империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно”. Его целесообразность обосновывалась масштабами Русского государства, где “под скипетром монарха покоятся народы от берегов моря Балтийского до шумных вод Камчатских, от знойных областей Грузии до холодных степей Лапландии”. Российская государственность формируется при непосредственном участии этих факторов.

Существенное влияние на форму государства оказывают историческая эпоха, тип цивилизации, социально-культурные условия данного народа, его образ жизни, самобытные национальные традиции. Последним, в частности, объясняется сохранение конституционной монархии в Великобритании и других странах Западной Европы.

Религия и идеология также относятся к числу главных причин, определяющих форму государства. Не случайно, насаждение в массы выдвинутой в 1832 г. президентом Российской Академии, наук графом, а впоследствии и министром просвещения С.С. Уваровым идеологической формулы: “Православие, самодержавие и народность”, призвано было укоренить в сознании народа наиболее значимые для него ценности. Таким образом, мыслился союз, единство между абсолютной монархией, православием как образом мышления народа и самим народом.

На выбор формы государства влияет идеология различных политических сил общества. Так, четко обозначенные в эпоху Петра I европейские ориентиры и цели преобразования страны встречали яростное сопротивление со стороны движения славянофилов. Если западники (сторонники европеизации страны и государства в том числе) ориентировались на западноевропейские духовные и политико-правовые ценности и соответствующие институты европейской государственной жизни (конституционализм, республиканская форма правления, парламентская демократия, правовое государство, признание прав и свобод представителей всех сословий), то славянофилы отстаивали самобытность страны, отвергали ее европеизацию. Являясь сторонниками самодержавия, славянофилы отрицали необходимость прогрессивных преобразований государственного строя, отвергали необходимость установления правовых гарантий против произвола властей, исходя из того, что “гарантия не нужна! Гарантия есть зло”. Противостояние западнического и славянофильского (национально-самобытного) начал в социально-политической жизни современной России и сейчас достаточно ощутимо.

Форма государства складывается под непосредственным влиянием демографического и экономическогофакторов. Влияние этих факторов (характер складывающихся экономических связей между различными территориями) особенно ощутимо сказывается на территориальной организации общества. Так называемые губернские реформы Петра I и Екатерины II являются тому подтверждением. Экономисты и специалисты по демографии считают, что в основу территориального деления современной России должен быть положен принцип экономического районирования. Следуя сложившимся экономическим связям между различными территориями страны Российская Федерация подразделяется на десять крупных экономических районов (Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Центральный, Уральский, Поволжский и др.) и соответствующих им десять административно-территориальных единиц.

В США демографический принцип (количество населения) явился тем критерием, который был принят для разделения всей территории страны на штаты.

Племенной, или национально-этнический, фактор имеет также далеко немаловажное значение для формы государства. Так, разноплеменной состав Киевской Руси обусловил в XI–XIII вв., в период феодальной раздробленности, тенденцию к установлению федеративных связей. Национальный состав современных государств в значительной степени определяет выбор формы их территориального устройства.

Политический фактор, концентрированно выраженный в существующем режиме, подчас являлся главным в определении структуры государства. Так, несмотря на то, что Россия уже с начала XV в. стала многоэтническим государством, на протяжении более пяти веков она продолжала оставаться унитарным государством.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.