Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политический режим: понятие и виды



Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

Государственно-правовой режим в собственном смысле слова — это тот политико-правовой климат, который формируется в стране в результате взаимодействия государства с политическими партиями, другими субъектами политической системы, а также населением в целом.

Формально он должен соответствовать определенной форме правления и форме государственного устройства. Так, монархии больше соответствует жесткий режим единоличного правления, а республике — мягкий, с привлечением к этому процессу населения. Однако на практике при смешении форм правления часто наблюдается сосуществование различных режимов. Этот климат может полностью зависеть от государства, а может и от институтов гражданского общества. Он отражает не только динамизм политической жизни, но и стабилизацию, приводя составляющие ее структурные элементы в упорядоченное состояние и взаимодействие, обеспечивая их взаимосвязь и координацию.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы.

Антидемократические режимы отличаются большим разнообразием, которое выражается в своеобразии идеи, лежащей в их основе, в различной степени жесткости режима и т.д. Антидемократические режимы имеют следующие отличия: народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью; вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, монополизирующей политическую деятельность и не учитывающей коренных интересов населения; устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов); решения центральной власти во многом основываются на дискреционных (самостоятельно установленных) полномочиях и реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат, устанавливается полное преимущество государства над правом; личность лишена надлежащих гарантий своей безопасности, она с трудом может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены, устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности антидемократических режимов. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран делает это с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании — на все население. Современность знакома с тоталитарными (фашистскими, расистскими и т.д.) и конституционно-авторитарными разновидностями антидемократического режима.

Тоталитарный режим характеризуют такие особенности: существование одной официальной идеологии, формируемой правящей партией, возглавляемой вождем; сращивание правящей партии с государственным аппаратом, абсолютная концентрация власти, объединяющая и законодательную, и исполнительную власти в одном органе; крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Действует принцип: «Запрещено все, кроме предписанного»; усиление бюрократизации исполнительной власти, устанавливающей террор по отношению к населению; милитаризация экономики и люмпенизация общества, формирующего общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой: правую — национал-социалистическую, фашистскую форму (Гитлера и Муссолини), левую — классово-социалистическую (Сталинскую) форму, религиозную форму исламского фундаментализма в Иране (Хомейни).

Авторитарный режим как способ правления с ограниченным плюрализмом устанавливается в периоды кризисного состояния общества, связанного с коренными изменениями исторически сложившегося уклада общественной жизни. Он может иметь как позитивную (Петр I, Наполеон, де Голль), так и негативную (Сулла) направленность.

Данный режим предполагает общепризнанную, но не ограниченную правом власть одного лица или группы лиц допускающих лишь формальное проявление демократии (конкурентности при выборах с предсказуемым результатом, показное разделение властей, формальное народовластие при отсутствии у граждан реальных возможностей отозвать своих представителей или повлиять на содержание наиболее важных законов с целью предотвращения политических и социально-экономических авантюр и т.д.).

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан.

Переходные и чрезвычайные режимы, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, носят временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

Демократические режимы тоже предполагают некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и т.п. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.

Ведь сама по себе демократия — это поиск и выработка механизма согласования для разрешения конфликта интересов. Однако если при антидемократических режимах конфликт является скрытным, подавляемым властью, которая не терпит инакомыслия, при демократии этот конфликт является открытым и упорядоченным. Демократия предполагает широкое, добровольное и решающее участие большинства населения в формировании общественного согласия. Ее состояние во многом определяется уровнем местного самоуправления. Для неѐ все политические мнения и воззрения относительны, каждое из них имеет право на общественное внимание, уважение и возможное признание. Демократия это постоянная коммуникация власти и общества, это не столько стиль управления, сколько образ жизни, ограничивающий все формы проявления произвола.

Демократия вовсе не означает хаоса. Она предполагает сильную государственную власть, учитывающую все многообразие сложившихся традиций и интересов в обществе. Эффективная процедура согласования мнений – основа демократии. Для нее, к сожалению, процедура бывает важнее результата. Формальные моменты иногда перекрывают или скрывают качество результата.

Подлинно демократическое управление отражает не только позицию большинства, но и устанавливает гарантии для учета мнения оппозиционного меньшинства. Она возможна как при республиканской, так и монархической формах правления.

Демократические режимы имеют следующие отличия: народ, будучи источником власти, самостоятельно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролируя деятельность исполнительного аппарата; управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей и расширении практики местного самоуправления; обеспечивается идеологический и политический плюрализм; устанавливаются демократические методы государственного властвования (ограничивается использование различного рода категоричных запретов и расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и т.п. стимулирующих норм), примат права над государством; государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус многообразных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония, произвола и т.д. Демократия — это власть большинства при свободе меньшинства.

В рамках демократического режима возможны его разновидности, детализирующие общие признаки режима применительно к особенностям складывающейся политической действительности. Особо следует сказать о либеральном режиме, при котором формально провозглашаются все права и свободы, действующие во всех сферах жизни общества. Разрешается все, что не запрещено законом. Однако в политической сфере фактически пресекаются все попытки изменения существующего строя. Кроме того, в литературе различают демократию участия, демократию в форме многовластия (полиархия) и демократию сообществ (консоциативная демократия).

Демократия участия возможна в небольших этнически однородных обществах. Она состоит в максимально возможном участии в политической жизни всего населения. При ней предпочтение отдается не представительной, а непосредственной демократии. Такой режим управления трудно осуществим на практике.

Демократия многовластия (полиархия) предполагает существование множества центров политической активности, которые привлекают к себе граждан и от его имени с помощью лидеров отстаивают их интересы. Это устраивает многих граждан, так как освобождает от обременительного и слишком частого непосредственного участия в политике. При этом меняется целевая направленность некоторых политических прав. Они направляются не столько на отстаивание личных интересов отдельных граждан, сколько на достижение консенсуса, согласования позиций представителей различных социальных групп.

В обществах с разнообразной национально-религиозной культурой целесообразно использование демократии сообществ (консоциативной демократии). В таких сообществах стабильная политическая жизнь возможна лишь при условии сохранения самостоятельного политического участия за каждым национально-государственным элементом сообщества. В нем создаются партии с национальной спецификой, формируются средства массовой информации, отстаивающие религиозно-культурную самобытность сообщества, определяются политические лидеры, представляющие этническую группу при контактах с другими национально-государственными единицами и т.д.

При всей привлекательности демократии как политического режима нельзя забывать о том, что и она имеет недостатки, ограниченные возможности.

Далеко не всякое решение принятое на воле большинства может быть правильным и справедливым. В то же время политические лидеры слишком часто манипулируют общественным мнением, вовлекают в политическую борьбу широкие слои населения, скрывая свои истинные намерения. К сожалению демократия создает ложное представление о том, что в отправлении властных полномочий и принятии государственно властных решений могут принимать участие все. Участие в политике требует не только знаний и жизненного опыта, но и способности абстрагироваться от частного, личного в борьбе за общее, за научно обоснованную политическую перспективу.

В то же время, следует отметить, что благодаря современным информационным технологиям в представительную демократию внедряются элементы прямой демократии, обеспечивая активное участие граждан в управлении через открытые каналы. Так, уже в настоящее время в Финляндии на муниципальном уровне, благодаря созданию открытой информационной сети, создан гибкий механизм принятия оперативных решений с непосредственным привлечением населения. Другим примером может послужить электронное голосование через интернет. Интернет-технологии позволяют индивиду выстраивать свою управленческую политику, не спрашивая разрешения у властных структур. Тем самым, активизируется демократия индивидов в отличие от демократии организаций.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.