Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение типа и формы государства



Каждый элемент формы, как и форма государства в целом во многом зависят и от типологической характеристики государства, предопределяемой его сущностными свойствами. Каждый тип имеет свою специфику государственной организации. Так, для единоличной власти феодального государства характерна абсолютная монархия, а коллективной капиталистической — парламентская республика. Кроме того, в пределах исторических типов существуют различные формы проявления монархий и республик, простых и сложных государств, различны способы осуществления власти, обеспечивающие ее типологическую идентичность.

1. Рабовладельческий тип. Все формы рабовладельческих государств обеспечивали полноту фактической власти рабовладельцев, отсутствие юридических пределов ее осуществления и полное бесправие рабов. Поэтому основным элементом формы государства был государственно-правовой режим, проявляющийся в виде демократии, аристократии, деспотии и тирании. Он отражался на особенностях монархический и республиканской форм правления, различия между которыми не имели решающего значения. Монархия была представлена древневосточной деспотией (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия), а республика существовала в демократической (Афины) и аристократической (Спарта) формах. Государственному устройству придавалось меньше значения, нежели в современных условиях. Поскольку оно в значительной мере совпадало с формой правления. Для государств городов, на опыте которых создавалось учение Аристотеля о форме государства, центральная власть в тоже время была и местной. Формы государственного устройства в основном были простыми унитарными и сложными (империи), обеспечивающими управление покоренными народами.

2. Феодальный тип. В эпоху феодализма государственная власть существовала как своеобразный атрибут земельной собственности. Это обстоятельство отразилось на своеобразии всех элементов формы государства. Основной, наиболее распространенной формой правления была монархия. Она была представлена раннефеодальной монархией, монархией периода феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархиями. Республика существовала в форме городской республики (Новгород, Псков, Венеция, Генуя). Государственное устройство, отражая особенности взаимоотношений земельных собственников, было простым и сложным, централизованным и децентрализованным. Политическая взаимозависимость территорий и их лидеров выражалась в отношениях вассалитета и сюзеренитета. Определенное распространение получили союзы государств — торговые лиги, королевские унии, конфедерации.

Государственно-правовой режим, отражая зависимость светской власти от церкви, во многом предопределялся особенностями господствующей религии. Он мог быть как авторитарным при абсолютной монархии, так и демократическим, выражаться в форме непосредственной демократии (в условиях городской республики).

3. Буржуазный тип. Доминирование принципа формального равенства граждан при буржуазном типе государства во многом предопределило широкое распространение республиканской формы правления в президентской и парламентской ее разновидностях. Ограниченная (конституционная) монархия существует лишь как особая форма проявления исторических традиций отдельных народов.

Государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной или конфедеративной) формах. Огромное значение приобретает государственно-правовой режим. Появление разнообразных политических партий и движений, рост их массовости и значимости в политической жизни общества оказали непосредственное влияние на расширение использования демократических методов управления обществом. Использование авторитарных, фашистских режимов становится исключением из общего правила.

4. Социалистический тип. Народовластие социалистического типа государства предопределило возможность использования лишь республиканской формы правления (президентской или парламентской). Территориально-государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной) формах. Государственно-правовой режим может осуществляться как авторитарными, диктаторскими, так и демократическими методами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.