Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя



Государство – это особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и иных интересов в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения). По сравнению с родоплеменной организацией общества государство стало новой структурной организацией общества: из него выделяется особый слой людей, основным (профессиональным) родом занятий для которых становится управленческая деятельность (государственное управление). Государство представляет собой публичный политический институт, обладающий особой организацией, структурой, профессионально-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с характеристиками организации догосударственного строя. С этой точки зрения государство предстает в качестве особого аппарата управления социумом, специфической группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству делами общества. Появление государства связано также с тем, что отношения, связи между людьми, деятельность самого государства приобретают политический характер. Возникновение государства связано, следовательно, с необходимостью осуществлять политику, политическую деятельность, т.е. деятельность по управлению, в орбиту которого вовлечены массы людей;

2) система налогов, податей, займов - следующий важнейший признак государства. Налоги служили материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, они охватывали все население страны, выступали постоянным атрибутом государства с момента его возникновения. Первоначально материальная поддержка власти поступала от тех племен и общин, которые являлись подданными. В раннем государстве еще не было налогов и узаконенных повинностей в пользу публичной власти, они появились в эпоху зрелого государства. В то же время существовали формы данничества и такой комплексный институт, как полюдье. Речь идет о военных рейдах царя или князя в пределах своих владений с целью сбора дани, а заодно и улаживания споров, установления договоренностей. Всё это необходимо для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью;

3) территориальное деление населения. Если родовой строй характеризовался основанной на родстве организацией, то государство отличается своей особой территориальной организацией. Разделение населения по территориальному признаку означает, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ; во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством, т.е. на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами. Все проживающие на территории данного государства приобретают юридический статус, который выражается в виде подданства или гражданства. Наличие у государства этого признака социально-экономически обусловлено, само государство возникает тогда, когда настолько упрочивается связь определенным образом структурированных групп населения (общин) с определенной территорией, что она становится достаточно устойчивой, постоянной. А это в свою очередь обусловлено экономическими и демографическими факторами: переходом к таким формам хозяйственной жизни (ремеслу, земледелию), которые были связаны с территориальным обособлением, требовали оседлого образа жизни и др. На определенном этапе перехода от присваивающего производства происходит демографический взрыв. Наблюдается интенсивное переселение различных народов. Вследствие этого на одной территории появляются разноплеменные группы людей, взаимные интересы которых не могли регулироваться родовыми обычаями. Между тем, интересы “пришлого” населения и членов рода тесно переплетались. Новые условия потребовали новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого;

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.). Возникновение государства связано с формированием нового типа нормативного регулирования. Становление новых типов производственной деятельности, увеличение числа связей в сфере производства материальных благ, их присвоение и распределение объективно потребовали нормирования и учета трудового вклада каждого члена общества, а также необходимости распределения. Прежние социальные регуляторы уже не отвечали новым условиям производства и общения людей. Из фактически складывающихся отношений возникает право – принципиально новая система нормативного регулирования, которая требовала государственной поддержки. Отсюда важнейшим признаком государства является его возможность издавать общеобязательные установления. Иначе говоря, особая связь государства с правом – это также специфический признак государства. Государство не только использует право, но и призвано обеспечивать его действие;

5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

6) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.д. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждение, силовые методы, смертная казнь), которыми не располагают другие субъекты политики;

3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство либо внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета – существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.