Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 5: Многообразие современных подходов к изучению культуры



Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система , обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится :невербальное . вербальное . письменность, печатанье , СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе , является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система . которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы . институты , театры , библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе . культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры . характерные для определенной общности.. данными особенностями . являются ( традиции , привычки , менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось . что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета . а затем гибнет .Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом .Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек , личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое , необузданное . Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-культура- єто сосвокупность матер. и дух. ценностей, используемых обществом на данном этапе его разв.,а также система форм и способов деятельности людей, направленных на создание и освоение этих ценностей.Культурологический-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совесть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)
Вопрос 6: Понятие и морфология культуры
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совсть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)А.а. Веремьев считал что культура-это способы и результаты человеческой . деятельности, ориентированной на обеспечение сущ-ние и развитие общества и человека. Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность. В рамках культурологи морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных характеристик в строении опр. культуры.
Вопрос 7: Культура и цивилизация , соотношение понятий

термин « цивилис» возникает в Др. Риме( гражданин . государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н .Я, Данилевский , о Шпенглер , А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни ,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская , Классическая ( др. Греческая и др. Римская) . Византийская , Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: ( Китайская . японская, Индуиская , Западная , Русско-православная , Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством , мифологией, религией . наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого . социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер , Макс Вебер( 19 в.)Э. Тофлер ( 20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество ( аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий . биотехнологий ., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества . следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства :1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность , но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.
Вопрос 8: Культура и глобальные проблемы современности.

Тофлер писал что научно . технический процесс, привел к кризису цивилизации культуры, сущность которого стоит в нарушении механизмов адаптации человека и природы к происходящим изменениям. Эта ситуация интерпретируется как «отчуждение» «отчуждение»-это процесс превращения различных форм и результатов человеческой деятельности и самостоятельную силу , господствующую над человеком. На уровне цивилизации отчуждения проявляются в глобальных проблемах современности.1) демографическая проблема 2)Экономическая, проблема деградации биосферы 3) энергетическая 40негативные тенденции научно технического развития. Проблема техногенных катастроф.4) Конфронтация по оси «запад»-«Восток». 5) Проблема международного терроризма.6) Отсутствие единых программ решения планетарных проблем, отчуждение на уровне культуры. Проявляется в кризисе самого человека., а именно :~ Ощущение личностью своего бессилия перед внешними силами жизни. ~ Представление об абсурдности своего существования. утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка , а так же отрицание господствующей системы ценностей ~ Ощущение одиночества .исключительности человека из общественных связей ~ Утрата индивидуумом своего Я –разрушение личности. В 60- 70 г. 20 века международная организация ученых «Римский клуб» организовала все эти проблемы и отсылала свои доклады всем международным организациям и национальным правительствам. Представители А. Пичеев : Э Тоффлер. Отсылал доклады чтобы все осознали что происходит с современным человеком. Говорили . что необходимо объединение финансовых . научных, политических усилий всех стран для решения этих проблем. Римский клуб считал что выход из тупика состоит в умении показателей развития с количественных на качественные , когда высший целью развития должно стать человеческое развитие. Истинное развитие должно проектироваться на самого человека. Его внутренние качества . т. К человек выступает сегодня главным регулировщиком жизни на планете.. по их мнению такими определенными качествами должны быть (1. Понимание глобальности 2.Стремление к справедливости 3.Отвращение к насилию.4.Талерантност(взаимотерпимость) В документах этой организации выработано 4 качества должны соответствовать цивилизации . Эти качества составляют культуру нового «гуманизма» . которая соответствует глобальной цивилизации ЮНЕСКО Диалог культур- специфическая форма социального взаимодействия основанного на свободе и взаимоуважении учащихся в нем сторон направленное прояснение сближения и взаимное обогащение позиции. Это не только гуманитарные контакты на высшем уровне, но и способы приобретения отдельно взятой личности к духовному миру иных культурных образований.
Вопрос 9: Проблема менталитета в истории научной мысли

-Н. А.Бердяев использовал понятие»душа русского народа» его самосознание. Эмоциональность-русский человек .западный же иррационален. Противоречивость. Мышление крайностями(русский) П, Н, Милюков -20 в. Начало. Историк»Народное самосознание , этот термин был использован им. Лихачев использовал в своей статье «нельзя уйти от самого себя» термин «национальный характер» 1)Противоречивость русского национального характера 2) Легковерие (но далеко не легкомыслие) 3)Русский ум отнюдь не связан повседными заботами он стремиться осмыслить историю и свою жизнь все происходящие в мире в самом глубоком смысле. 4) Высокая сила самопожертвования, азартность.Проблема менталитета в истории научной мысли Термин «менталитет» происходит от латинского «mens»,что переводится, как «ум», «образ мысли», «умонастроение», «склад ума». Менталитет- - это присущая индивиду или опр.соц.общности совокупность специфич. склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе,верований,мнений и предрассудков.Ученые сегодня выделяют следующие основополагающие признаки менталитета:1)- понимание и переживание людьми окружающей действительности; 2) Привычки; 3)стиль мышления;4) Отношение к ценностям. Основная социальная роль менталитета состоит в том, что он выступает в кач-ве психологического фактора, обуславливающего поведение социального субъекта.Менталитет- это, присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений и предрассудков.Считается, что в науку, в середине 19в., термин «менталитет» ввел Л.Меви-Брюль.1. Бердяев использовал понятие «душа русского народа» и «его самосознание».Он выделил противоречие мышления крайностям(русский человек мыслит крайностями).2. П.Н.Милюков использовал термин «народное самосознание», и говорил, что оно было дано искони и не подлежит самоанализу.3. Эрик Фромм: использовал термин «социальный характер».Он обуславливает образ мыслей людей, чувства.4. Карл Густав Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное».Содержание «коллективного бессознательного» составляют архетипы. (Архетипы-это, унаследованные из потускневших веков нашего прошлого, идеи и чувства, которые находят выражение в мифах, верованиях, сказках.(определение Юнга)).5. Осфальд Шпендлер использовал термин «душа» и «мирочувствование».6. Д.С. Лихачев использовал термин «национальный характер»,7.Рюкзаков(нач.20 в.)-понятие душ.склад.людей.
Вопрос 10: Факторы формирования и особенности менталитета как формы сознания.

Особенности менталитета как кА форма сознания 1) Менталитет подчеркивает специфические особенности определенного типа культуры. 2) психологический фактор обуславливающий поведение и суждения субъекта 3) Менталитет формируется под влиянием 2 факторов природного и социального. Социальный Фактор- социальные условия жизни субъекта: система экономических и политических отношений . Структура социальных отношений , религия. Менталитет является историческиобусловленным феноменом. Менталитет обладает более устойчивым характером по сравнению с осознанными формами сознания(наука и идеология) Идеалогия- это систематизированный взгляд на развитие общества. В периоды наиболее качественных преобразований общества он может играть консервативную и даже реакционную роль . Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его носителям может, удастся осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Можно сказать ,что одним из факторов формирования является образование Культурный фактор. Из культуры своей страны человек делает для себя какие-либо выводы , опираясь уже с детства на легенды . сказки традиции. Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами и фольклорные фантастические образы, и народную философию. Менталитет по Пушкареву из его статьи 1) Связь человека с природой 2) Иррацианальный мир. 3) Духовный мир. Лахова в своей статье показывает противоречия западного и восточного менталитела , противопоставляются такие качества как индивидуальность-коллективизм, утилитарность- любовь к родине, надежда на самого себя- доверчивость.отстаивание своего интереса- самопожертвование, расчет/рациональность-эмоциональность,целенаправленность-проворечивость.

Вопрос 11: Культурная картина мира и ее составляющие
культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира ( пространство, время ,движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь , деньги , справедливость , равенство , доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности . народа или исторической эпохе складывается своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья . любовь . дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность , религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука . Новейшее время наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ в развитых культурах (особенно в современную эпоху ) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные знания и представления . научные , философские , научные ,обыденные , психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет . он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)
Вопрос 12: Формы бытия культуры

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.