Вопрос 1: Этапы становления культурологического знания
Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно , была выработана сама общая идея культуры , а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются : мифы, легенды , сказания .В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы , выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали , что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный ) Вопрос 2: Предмет и структура культурологии
Культурология это наука о сущности и формах проявления культуры как спецефического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения функционировантя и развития..Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Структура культуры В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика(состояние покоя) и культурная динамика(Движение) К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры.
К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Как известно Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Структура культурологи 1) Фундаментальная культурология Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 2) Прикладная культурология ( тесно связана с социологией)Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия3)Историческая культурология ( не история культуры)
Вопрос 3: Место культурологии в системе научного знания
Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры
Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.
Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.
Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:
- Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.
- Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.
- Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.
- Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
- - Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.
- - Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.
- - Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
- Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности