Функции информирования, мобилизации и консолидации персонала, а также утверждения корпоративных ценностей в изданиях для всего персонала являются определяющими. В них применим весь набор коммуникативных стратегий, однако соотношение их разное. Менее всего здесь применимы презентации. Принцип прямого информирования, на который они опираются, слишком слаб для выполнения задач мобилизации и консолидации. Они гораздо эффективнее решаются посредством манипулятивных стратегий, которые находят в таких изданиях самое широкое применение. Однако, как говорилось выше, демократизация производства выдвигает в повестку дня все более широкое применение конвенциональной стратегии. Именно она дает наивысшую эффективность коммуникации, поскольку ее итогом становится своего рода «общественный договор».
Поскольку в основе такой стратегии лежит обратная связь и соучастие аудитории в процессе формирования решений, ее реализация в корпоративном издании выдвигает целый ряд требований как к самой редакции, так и к высшему руководству компании. Обязательными условиями являются, в частности:
• высокий уровень доверия между руководством компании и редакцией. Типичная ошибка руководства многих российских компаний состоит в том, что оно фактически становится в лучшем случае шеф-редактором издания, в худшем — его главным цензором. При этом цензура зачастую принимает формы, невиданные даже во времена партийной печати;
• профессиональная самостоятельность редакции. Построение грамотной коммуникации — такой же специальный вопрос, как и построение грамотной финансовой политики компании. Общее правило, при котором специальные вопросы должны решать специалисты, относится к редакции точно так же, как оно относится к финансистам, маркетологам и любым другим специалистам. Типичным недостатком многих корпоративных изданий является очевидное давление на форму и содержание публикаций со стороны специалистов и руководителей разных уровней. Их вполне объяснимое стремление к терминологической точности формулировок вступает в противоречие не только с правилами русского языка, но и с правилами построения эффективных коммуникаций. Для изданий, ориентированных на весь персонал, это особенно актуально, поскольку терминологически сложный текст резко сужает аудиторию и одновременно значительно расширяет вероятность неверного его толкования. Наконец, давление специалистов на редакцию сужает полноту картины в точном соответствии с утверждением Козьмы Пруткова: специалист подобен флюсу — его взгляд всегда односторонен;
• приоритетный доступ к источникам информации и ньюсмейкерам. Конвенциональная стратегия коммуникации рассматривает корпоративное издание в качестве инструмента общественного дискурса, где редакции отводится роль модератора в коммуникативном процессе. Эту функцию журналисты могут эффективно выполнять лишь при условии прямого доступа ко всем участникам общественного диалога. То есть обращение редакции к любому сотруднику компании, особенно руководящему, не может быть игнорировано ни в коем случае. Для конвенциональной стратегии коммуникации это является категорическим императивом;
• глубокое понимание персоналом редакции стратегии компании, а также связанной с ней иерархией приоритетов. Без этого понимания невозможно осуществление грамотной редакционной политики на условиях профессиональной самостоятельности. Такое понимание зависит прежде всего от информированности. Поскольку в любой компании уровень информированности сотрудника зависит от его места и статуса в иерархии управления, с неизбежностью встает вопрос об определении соответствующего задачам места и статуса редакции, а вернее — главного редактора. Этот статус должен обеспечивать уровень информированности, гарантирующий точное и детальное понимание стратегии;
• наличие в редакции системы перспективного, текущего и программно-целевого планирования. Именно эти элементы редакционной «кухни» несут основную нагрузку в реализации функции управления персоналом. Посредством этого инструментария решаются конкретные производственные задачи — от повышения производительности труда и модернизации производства до формирования корпоративных ценностей;
• высокий квалификационный уровень персонала редакции. Это требование диктуется, во-первых, самим массивом информации, с которым работает редакция. Он предполагает глубокую специализацию журналистов в самом предмете деятельности компании. Характер этой информации, ее терминологическая насыщенность создают дополнительные сложности в процессе формирования эффективных коммуникаций на литературном или языковом уровне. Во-вторых, инструментальная функция издания также требует глубокого знания не только журналистского ремесла, но и основ редакционного управления. Между тем анализ многих изданий в целом и отдельных текстов позволяет утверждать, что совмещение специальных знаний и журналистского мастерства остается общей проблемой корпоративной прессы. Она в менее острой форме существует в бывших многотиражках и чрезвычайно актуальна для новых корпоративных изданий. То есть реализация наиболее эффективных стратегий коммуникации в корпоративном издании сегодня в подавляющем большинстве случаев предполагает освоение персоналом редакций приемов и методов журналистского ремесла.
Издание для всего персонала, построенное на основе конвенциональной стратегии коммуникации, в идеале должно быть инструментом общественного дискурса в рамках отдельной компании. И только в этом качестве оно способно решить сверхзадачу — построение «коллективной программы будущего».
Тематическая палитра изданий для всего персонала тяготеет к универсальности. Разумеется, речь идет об универсальности, ограниченной интересами компании. То есть издание в таких случаях опирается не только на производственную проблематику. Более того, функцию консолидации персонала оно может эффективно осуществлять как раз за рамками производственных проблем. Поэтому в структуре таких изданий, как правило, есть разделы, посвященные спорту, самодеятельному творчеству сотрудников, их увлечениям, истории компании, а также связанной с ней истории страны и прочим сторонам непроизводственной жизни. Задачу консолидации персонала можно решать, например, печатая стихи сотрудников, как это делают «Новости Банка Москвы» или «ТрансТелеКом сегодня». То есть в сфере интересов издания для всего персонала — вся жизнь компании и людей, в ней работающих. Это и есть тематическое ограничение для таких изданий.
Все сказанное в равной мере относится как к новым изданиям, так и к бывшим заводским многотиражкам, ориентированным на персонал компании. Причем старые многотиражки зачастую больше отвечают требованиям подвида, чем новые издания. Сказываются традиции, опыт и часто — более высокая квалификация персонала редакций.