Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Российская специфика возникновения корпоративной прессы



В России процессы промышленного развития нача­лись с опозданием примерно на столетие. В русском языке само слово «промышленность», придуманное и введенное в оборот Ка­рамзиным, появилось лишь в начале XIX столетия. Промышлен­ный переворот здесь завершился к концу века. Само развитие капиталистических форм производства в широких масштабах стало возможным в стране только после отмены в 1861 году крепостно­го права, что обеспечило прежде всего формирование свободно­го рынка труда. Это стимулировало не только развитие промыш­ленного производства, но и ускорение процесса урбанизации, что хорошо иллюстрируется динамикой роста численности жителей столицы империи — Санкт-Петербурга.

В год смерти основателя города Петра Великого (1725) в городе жили свыше 70 тыс. человек — рубеж, достигнутый за 22 года со дня основания. Стремительный рост обеспечивал­ся исключительно железной волей императора и жестоким при­нуждением. В отсутствие рынка труда царь согнал на строитель­ство города крепостных, беглых и даже каторжных. Со смертью императора рост не только прекратился, но и сменился упадком.

Империя вплоть до революции 1917 года оставалась аграр­ной, в деревне жило более 80% населения. При этом городское население удвоилось за предшествующие 50 лет, то есть отмена крепостного права действительно привела к ускорению процесса урбанизации как следствию роста промышленного производства. Еще более красноречиво эта тенденция обнаружива­ется на отрезке времени, который можно определить как период модернизации страны, начало которой положил Петр I.

Между тем именно рост городов и промышленности обеспечил возникновение и рост потребности в новых коммуникациях, инструментом осуществления которых стала деловая пресса, в том числе — корпоративная.

К началу XX века в России еще не сложились условия для воз­никновения заводской и фабричной печати, то есть корпоратив­ных изданий в современных терминах. При наличии уже развитых товарно-денежных отношений страна все еще была на низшей ста­дии промышленного развития и в самом начале процесса урбани­зации. А это значит, что и бизнес-коммуникации, как мы сказали бы теперь, еще не стали массовыми. Именно потребность в обе­спечении таких коммуникаций порождает соответствующие сред­ства массовой информации. Характер производственных отноше­ний играет в этом процессе подчиненную роль, поскольку в основе его лежат коммуникативные потребности, связанные с новым укладом жизни. Этим объясняется то, что заводские и фабричные издания возникли в России лишь в XX веке, в основном в пери­од индустриализации, когда и здесь промышленное производство перешло в новое качество, стало массовым, и начался активный процесс урбанизации.

Поскольку индустриализация в стране проходила в рамках общей программы строительства социализма, возникновение за­водских и фабричных изданий в России имело свою специфику. Они появились в момент, когда партия большевиков уже стояла у руля управления государством, товарно-денежные отношения были упразднены, а вся пресса в стране стала партийной. Возни­кавшие в этих условиях заводские издания не могли быть иными, кроме как партийными. Более того, их массовое рождение было в подавляющем большинстве случаев инициировано партийны­ми органами на заводах и фабриках, для которых газета была «не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Иными словами, специ­фика возникновения заводских изданий в России определялась спецификой коммуникативных потребностей, спецификой са­мой коммуникации. Многотиражки изначально рассматривались как инструмент мобилизации масс на решение задач социалисти­ческого строительства. Они боролись за выполнение планов, ор­ганизовывали и освещали ход социалистического соревнования, поддерживали рационализаторство и изобретательство. Имен­но поэтому, оперируя сегодняшними терминами, это были преж­де всего внутрикорпоративные издания, обращенные к персона­лу предприятия. За рамки типа они выходили в тех случаях, когда предприятие было градообразующим. Тогда газета одновременно выполняла функции городского издания.

Специфика проявлялась и в содержании. Социалистическое строительство в широком смысле отнюдь не ограничивалось ре­шением производственных проблем предприятия. Воспитание и просвещение масс в духе партийной идеологии, борьба с ина­комыслием, пропаганда и агитация по самому широкому спек­тру проблем — все это были не менее важные задачи. Поэтому тематическая палитра заводских многотиражек почти всегда вы­ходила за рамки производственных проблем, зачастую прибли­жаясь по охвату тем и событий к обычным изданиям. Эта тенден­ция в наибольшей степени была и до сих пор остается присущей для изданий градообразующих предприятий.

Наконец, российская специфика проявляла себя также в ре­дакционной политике. Будучи органами парткомов и профсоюзных комитетов, с их благословения советские многотиражки допуска­ли не только критику рядовых работников предприятия, но очень часто и руководителей подразделений. А в отдельных случаях — руководства предприятия. То есть при тотальном партийном кон­троле содержания они были относительно свободны в выражении мнений по поводу состояния дел на заводе или фабрике — разуме­ется, только в рамках партийной линии. Более того, редакция име­ла своего рода «иммунитет», поскольку главный редактор обычно входил в состав бюро или комитета соответствующей партийной организации.

Резюмируя, можно сказать, что в отличие от корпоративных изданий в развитых странах, прошедших долгий эволюционный путь, заводская пресса в России возникла директивно, в резуль­тате «прыжка в социализм», инициированного партией большеви­ков. Более того, идеологическая «нагрузка», которую несли эти из­дания, придавала им еще большую актуальность, расширяла их коммуникативные функции, обеспечивая тем самым очень мощ­ный дополнительный импульс роста. По числу заводских изданий Россия сразу же вырвалась в лидеры. В итоге к революционным переменам девяностых годов XX века страна пришла с огромным арсеналом заводских изданий, обладавших колоссальным опы­том мобилизации масс на решение любых производственных за­дач. Этот арсенал, однако, не отличался разнообразием. Он был представлен в основном внутрикорпоративными изданиями — бывшими заводскими многотиражками. Между тем современный уровень мирового промышленного производства требует от кор­поративной прессы уже не экстенсивного, а интенсивного разви­тия. И этим определяется сегодняшний бурный рост в России кор­поративных изданий других видов.

Тесная связь между развитием промышленного производ­ства, урбанизацией, новым укладом жизни и эволюцией корпора­тивных изданий требует уточнения периодизации в развитии кор­поративной прессы, предложенной А.Д. Кривоносовым.

1 этап. 1830 — 1900-е годы. Возникновение и развитие кор­поративных изданий эпохи промышленного переворота, перехода к машинному производству и сопутствующих процессов урбаниза­ции и коллективизации труда.

2 этап. 1900 — конец 1960-х годов. Корпоративные издания эпохи массового производства и глобальной индустриализации.

3 этап. С конца 1960-х годов по настоящее время. Корпора­тивные издания эпохи технологической и научно-технической ре­волюции, нового качества экономического роста и глобализации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.