В России процессы промышленного развития начались с опозданием примерно на столетие. В русском языке само слово «промышленность», придуманное и введенное в оборот Карамзиным, появилось лишь в начале XIX столетия. Промышленный переворот здесь завершился к концу века. Само развитие капиталистических форм производства в широких масштабах стало возможным в стране только после отмены в 1861 году крепостного права, что обеспечило прежде всего формирование свободного рынка труда. Это стимулировало не только развитие промышленного производства, но и ускорение процесса урбанизации, что хорошо иллюстрируется динамикой роста численности жителей столицы империи — Санкт-Петербурга.
В год смерти основателя города Петра Великого (1725) в городе жили свыше 70 тыс. человек — рубеж, достигнутый за 22 года со дня основания. Стремительный рост обеспечивался исключительно железной волей императора и жестоким принуждением. В отсутствие рынка труда царь согнал на строительство города крепостных, беглых и даже каторжных. Со смертью императора рост не только прекратился, но и сменился упадком.
Империя вплоть до революции 1917 года оставалась аграрной, в деревне жило более 80% населения. При этом городское население удвоилось за предшествующие 50 лет, то есть отмена крепостного права действительно привела к ускорению процесса урбанизации как следствию роста промышленного производства. Еще более красноречиво эта тенденция обнаруживается на отрезке времени, который можно определить как период модернизации страны, начало которой положил Петр I.
Между тем именно рост городов и промышленности обеспечил возникновение и рост потребности в новых коммуникациях, инструментом осуществления которых стала деловая пресса, в том числе — корпоративная.
К началу XX века в России еще не сложились условия для возникновения заводской и фабричной печати, то есть корпоративных изданий в современных терминах. При наличии уже развитых товарно-денежных отношений страна все еще была на низшей стадии промышленного развития и в самом начале процесса урбанизации. А это значит, что и бизнес-коммуникации, как мы сказали бы теперь, еще не стали массовыми. Именно потребность в обеспечении таких коммуникаций порождает соответствующие средства массовой информации. Характер производственных отношений играет в этом процессе подчиненную роль, поскольку в основе его лежат коммуникативные потребности, связанные с новым укладом жизни. Этим объясняется то, что заводские и фабричные издания возникли в России лишь в XX веке, в основном в период индустриализации, когда и здесь промышленное производство перешло в новое качество, стало массовым, и начался активный процесс урбанизации.
Поскольку индустриализация в стране проходила в рамках общей программы строительства социализма, возникновение заводских и фабричных изданий в России имело свою специфику. Они появились в момент, когда партия большевиков уже стояла у руля управления государством, товарно-денежные отношения были упразднены, а вся пресса в стране стала партийной. Возникавшие в этих условиях заводские издания не могли быть иными, кроме как партийными. Более того, их массовое рождение было в подавляющем большинстве случаев инициировано партийными органами на заводах и фабриках, для которых газета была «не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Иными словами, специфика возникновения заводских изданий в России определялась спецификой коммуникативных потребностей, спецификой самой коммуникации. Многотиражки изначально рассматривались как инструмент мобилизации масс на решение задач социалистического строительства. Они боролись за выполнение планов, организовывали и освещали ход социалистического соревнования, поддерживали рационализаторство и изобретательство. Именно поэтому, оперируя сегодняшними терминами, это были прежде всего внутрикорпоративные издания, обращенные к персоналу предприятия. За рамки типа они выходили в тех случаях, когда предприятие было градообразующим. Тогда газета одновременно выполняла функции городского издания.
Специфика проявлялась и в содержании. Социалистическое строительство в широком смысле отнюдь не ограничивалось решением производственных проблем предприятия. Воспитание и просвещение масс в духе партийной идеологии, борьба с инакомыслием, пропаганда и агитация по самому широкому спектру проблем — все это были не менее важные задачи. Поэтому тематическая палитра заводских многотиражек почти всегда выходила за рамки производственных проблем, зачастую приближаясь по охвату тем и событий к обычным изданиям. Эта тенденция в наибольшей степени была и до сих пор остается присущей для изданий градообразующих предприятий.
Наконец, российская специфика проявляла себя также в редакционной политике. Будучи органами парткомов и профсоюзных комитетов, с их благословения советские многотиражки допускали не только критику рядовых работников предприятия, но очень часто и руководителей подразделений. А в отдельных случаях — руководства предприятия. То есть при тотальном партийном контроле содержания они были относительно свободны в выражении мнений по поводу состояния дел на заводе или фабрике — разумеется, только в рамках партийной линии. Более того, редакция имела своего рода «иммунитет», поскольку главный редактор обычно входил в состав бюро или комитета соответствующей партийной организации.
Резюмируя, можно сказать, что в отличие от корпоративных изданий в развитых странах, прошедших долгий эволюционный путь, заводская пресса в России возникла директивно, в результате «прыжка в социализм», инициированного партией большевиков. Более того, идеологическая «нагрузка», которую несли эти издания, придавала им еще большую актуальность, расширяла их коммуникативные функции, обеспечивая тем самым очень мощный дополнительный импульс роста. По числу заводских изданий Россия сразу же вырвалась в лидеры. В итоге к революционным переменам девяностых годов XX века страна пришла с огромным арсеналом заводских изданий, обладавших колоссальным опытом мобилизации масс на решение любых производственных задач. Этот арсенал, однако, не отличался разнообразием. Он был представлен в основном внутрикорпоративными изданиями — бывшими заводскими многотиражками. Между тем современный уровень мирового промышленного производства требует от корпоративной прессы уже не экстенсивного, а интенсивного развития. И этим определяется сегодняшний бурный рост в России корпоративных изданий других видов.
Тесная связь между развитием промышленного производства, урбанизацией, новым укладом жизни и эволюцией корпоративных изданий требует уточнения периодизации в развитии корпоративной прессы, предложенной А.Д. Кривоносовым.
1 этап. 1830 — 1900-е годы. Возникновение и развитие корпоративных изданий эпохи промышленного переворота, перехода к машинному производству и сопутствующих процессов урбанизации и коллективизации труда.
2 этап. 1900 — конец 1960-х годов. Корпоративные издания эпохи массового производства и глобальной индустриализации.
3 этап. С конца 1960-х годов по настоящее время. Корпоративные издания эпохи технологической и научно-технической революции, нового качества экономического роста и глобализации.