Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура и стадии механизма правового регулирования



Рассматривая структуру механизма правового регулирования можно выделить два базовых элемента:

- нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, связывания;

- способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Разграничивание отдельных элементов поволило А.В. Малько выделить пять основныхэлементов механизма правового регулирования:

- нормы права;

- юридический факт или фактический состав;

- правоотношение;

- акты реализации прав и обязанностей;

- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит:

- юридические нормы;

- правоотношения;

- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

- индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент.

В юридической литературе элементы механизма правового регулирования одновременно обозначают стадиями механизма.

Первая стадия - формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм.

Нормативная основа включает нормы права, индивидуальные предписания, договоры, инструменты правового регулирования, приемы и средства юридической техники, в том числе дозволения, позитивные обязывания, запреты.

Вторая стадия – факультативная, связанная с применением права, без которой не могут возникнуть правоотношения.

Правоприменительный акт служит юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения.

Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без соответствующего правоприменительного акта - приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами. Субъекты разделяются на управомоченных и обязанных.

Правоотношения возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей.

Реализация осуществляется в формах актов:

- соблюдения (запретов),

- исполнения (обязанностей),

- использования (прав),

- применения права.

Акты реализации - основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.

При отсутствии препятствий для реализации прав и обязанностей отсувтствуют основания для наступления пятой стадии - контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

При невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения предусматривается наступление определенных юридических последствий

Пятая стадия – осуществление контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Данная стадия наступает при конфликтной ситуации и невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт.

Возникает необходимость в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.

Управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс. С помощью юрисдикционных органов в отношении обязанного лица предусматривается применение мер государственного принуждения.

Сторона, нарушившая свои обязанности в рамках охранительных правоотношений, приобретает новый статус, связанный с юридической ответственностью.

Охранительное правоотношение предполагает, что юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. На данной стадии результатом государственно-властного предписания являются охранительные правоприменительные акты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.