Рассматривая структуру механизма правового регулирования можно выделить два базовых элемента:
- нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, связывания;
- способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.
Разграничивание отдельных элементов поволило А.В. Малько выделить пять основныхэлементов механизма правового регулирования:
- нормы права;
- юридический факт или фактический состав;
- правоотношение;
- акты реализации прав и обязанностей;
- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит:
- юридические нормы;
- правоотношения;
- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
- индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент.
В юридической литературе элементы механизма правового регулирования одновременно обозначают стадиями механизма.
Первая стадия - формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм.
Нормативная основа включает нормы права, индивидуальные предписания, договоры, инструменты правового регулирования, приемы и средства юридической техники, в том числе дозволения, позитивные обязывания, запреты.
Вторая стадия – факультативная, связанная с применением права, без которой не могут возникнуть правоотношения.
Правоприменительный акт служит юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения.
Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без соответствующего правоприменительного акта - приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.
Третья стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов.
В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами. Субъекты разделяются на управомоченных и обязанных.
Правоотношения возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей.
Реализация осуществляется в формах актов:
- соблюдения (запретов),
- исполнения (обязанностей),
- использования (прав),
- применения права.
Акты реализации - основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.
При отсутствии препятствий для реализации прав и обязанностей отсувтствуют основания для наступления пятой стадии - контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.
При невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения предусматривается наступление определенных юридических последствий
Пятая стадия – осуществление контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.
Данная стадия наступает при конфликтной ситуации и невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт.
Возникает необходимость в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.
Управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс. С помощью юрисдикционных органов в отношении обязанного лица предусматривается применение мер государственного принуждения.
Сторона, нарушившая свои обязанности в рамках охранительных правоотношений, приобретает новый статус, связанный с юридической ответственностью.
Охранительное правоотношение предполагает, что юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. На данной стадии результатом государственно-властного предписания являются охранительные правоприменительные акты.