В.В. Лазарев и С.В. Липень выделяют три основных стадии:
-подготовка проекта нормативного правового акта;
- принятие акта (прохождение его в правотворческом органе);
- введение его в действие.
В.М. Сырых предлагает выделятьшесть стадий:
- принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
- подготовка проекта нормативного правового акта;
- рассмотрение его правотворческим органом;
- обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
- принятие акта;
- опубликование акта.
ЮЛ. Тихомиров разграничивает девять стадий:
- выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений;
- определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта;
- принятие решения о его подготовке;
- разработка концепции акта;
- подготовка проекта акта;
- предварительное рассмотрение проекта акта;
- общественное обсуждение проекта;
- официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур;
- принятие акта, подписание, опубликование и вступление в силу.
Законодательный процессрегулируется Конституцией Российской Федерации, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством.
Выделяют следующие стадии:
- осуществление законодательной инициативы,
- обсуждение законопроекта в Государственной Думе,
- принятие закона в Государственной Думе;
- одобрение закона в Совете Федерации,
- подписание закона Президентом РФ,
- обнародование закона,
- вступление закона в юридическую силу.
Стадия законодательной инициативы - внесение в парламент уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
Законопроект - текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами - преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др..
Законопредложение - содержит идею предлагаемого закона.
Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы определен Конституцией РФ. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд по вопросам своего ведения и субъекты Федерации в лице их законодательных представительных органов (ст. 104 Конституции РФ).
Стадия обсуждения законопроекта включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в трех чтениях. На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом - по существу и постатейно. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки. В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты. Стадия принятия закона проходит в форме голосования. В двухпалатных парламентах законопроект подлежит одобрению верхней палатой.
В Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов (ст. 105 Конституции РФ). Совет Федерации должен в течение 14 дней хотя бы начать рассмотрение принятого Государственной Думой закона и переданного для одобрения Советом Федерации. При этом обязательному одобрению подлежат законы по вопросам:
а) федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного,
таможенного регулирования, денежной эмиссии;
б) ратификации и денонсации международных договоров;
в) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
г) войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
Если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Государственная Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона, набрав при повторном голосовании две трети голосов от общего числа депутатов.
При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной Думе проголосовали две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четвертых, при этом Президент Российской Федерации обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).
Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его. Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение семи дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).
Порядок вступления федеральных законов в силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации (акты палат не позднее десяти дней) и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Источниками официального опубликования законов являются «Российская газета», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».
Специальный порядок опубликования и вступления в силу установлен для президентских указов, правительственных постановлений и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Этот порядок регулируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.