Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ



Сложноподчинённые предложения с двумя или несколь­кими придаточными предложениями бывают двух основ­ных типов: 1) все придаточные присоединяются непосред­ственно к главному; 2) первое придаточное присоеди­няется к главному, второе — к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредст­венно к главному, могут быть однородными и парал­лельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные сою­зы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные на­зываются соподчинёнными.

Если соподчинённые предложения соединяются сочини­тельными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При глав­
ном предложении имеются два однородных (сопод­
чинённых) предложения (изъяснительные), которые связа­
ны одиночным союзом и, перед которым запятая не
ставится:

[ ]> (что...) и (что...).

Если же однородные придаточные не соединяются со­чинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, какзвёзды стали туманиться и терять свою лучистость, каклёгким вздохом пронеслась по земле про­хлада. (Ч.) При главном предложении имеются два одно­родных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними

стоит запятая: .____________ ,

(----- т--------- *

[ ], (как...), (как...).

Если однородных придаточных несколько, то знаки пре­пинания ставятся по тем же правилам, что и при однород­ных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, за­снеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (со­подчинённых) придаточных (времени); перед каждым при­даточным стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена

запятая:

i--------- *------------------ *

[ ] и (когда...), и (когда...).

Если при главном предложении имеются два однород­ных придаточных (определительные), которые очень рас­пространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когдастираются очертания, линии, краски, расстояния; когдаещё дневной свет путается, неразрывно сцепив­шись с ночным. (Шол.)

I------ *------------ *

[ ] (когда...); (когда...).

2. При главном предложении могут быть неоднород­ные придаточные, которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, чтоиз деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предло-

жении находятся два неоднородных придаточных (прида­точное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое

предложение с параллельным подчинением:

*---------- 1------ *

(Когда...), [ ], (что...).

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточ­ное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й сте­пени (придаточное 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последовательным под­чинением, например: Была ночь, когдая вышел на ули­цу из дома, гдев кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

[ ],(когда...), (где...).

Придаточное 1-й степени — придаточное времени; при­даточное 2-й степени — придаточное определительное.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут ока­заться два подчинительных союза, например: Старик пре­дупредил, что, еслипогода не улучшится, о рыбалке не­чего и думать. При главном предложении имеется изъяс­нительное предложение, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:

[ ], (что, (если...)...).

Если в сложноподчинённом предложении оказывают­ся рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запя-тая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что еслипогода не улучшится, тоо рыбалке нечего и ду­мать', 2) Брат строго сказал Алёше, что еслион обе­щал принести книгу, такдолжен выполнить своё обе­щание.

[ ], (что (если...), то...).

[ ], (что (если...), так...).

III. Имеются такие сложноподчинённые предложения,
в которых указанные виды предложений комбинируются,
например: В тишине отчётливо послышалось, какпро­
стонал человек и кактяжело захрустел наст под ногами
медведя, которогонеобычный гул и треск выгнали из ле­
са.
(Пол.) __^

[ ], (как...) и (как...)., (которого...).

Упражнение 36.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доно­сит второпях с поля сражения не успев ещё собрать послед­них сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отно­шениях лесть и похвала необходимы как подмазка необхо­дима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть прав­дой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись по­сле света к темноте приходилось ощупью отыскивать доро­гу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)

7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолже­ние нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.)

8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему голо­вы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)

Упражнение 38.

Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и запишите его.

Образец. Природа могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравствен­ный облик человека, его духовная культура, мировоззре­ние (хотя, потому что).Хотя природа могучий источник воспитания человека, с познания природы, од­нако, лишь начинается становление его ума, чувств, убе­ждений, потому что только в труде, в общественных от­ношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспи­тывается лень мысли. Она может сформировать и легкомыс­ленное отношение к жизни (если..., если..., который...). 2) Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчи­во. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы...). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда...). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чте­ние должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо...).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.