Комплекс заданий( правила и упражнения ) по русскому языку, II семестр. Необходимо к следующей сессии выполнить упражнения №9, 10, 13, 16, 18, 20,24(II), 26(I), 35, 38, 40, 44(1-3), 46, 48, 50.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис- раздел грамматики,изучающий строй связной речи и включающий в себя две части:1. Синтаксис словосочетания; 2. Синтаксис предложения.
Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.
Словосочетание
Словосочетание— это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: интересная книга, писать сочинение, читать вслух. В первом примере названы предмет и его признак, во втором — действие и предмет, на который оно переходит, в третьем — действие и его признак. В этом выражается грамматическое значение словосочетания.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Между ними существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.
Упражнение 1.
Укажите тип связи (согласование, управление, примыкание) в приводимых ниже словосочетаниях.
Интересная книга, написать изложение, встречаться изредка, уехать на юг, уединенное место, каждый ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать быстро, писать карандашом, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану, проснуться рано, последние известия, подплыть к берегу, готовый услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям, желание учиться, вытереть насухо, говорить по-английски, контроль над исполнением.
Упражнение 2.
Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования. В случае затруднений справьтесь в словаре о роде несклоняемых существительных.
Олимпийские Игры, проводившиеся в Альбервиле, стали уже историей. Но еще слыш...тся эхо бурных страстей, бушевавших две недели на спортивных аренах. Еще не стихло душевное волнение участников и гостей, рожденное драматическими мгновениями борьбы, дружескими встречами, отразившими взаимное расположение посланцев всех континентов друг к другу, стремление сынов и дочерей разных народов к общению, контактам, мирному спортивному сотрудничеству. Олимпиада закончилась, но, познакомив, подружив десятки тысяч людей, она навсегда оставила след в их сердцах.
(Из газет)
1. Укажите состав слова сотрудничество.
2. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Упражнение 4.
Укажите, в чем выражается связь согласования (в роде, падеже, числе) в словосочетаниях, содержащихся в предложениях приводимого ниже текста.
Российская государственная библиотека
Есть в Москве, в Российской государственной библиотеке, зал, где лежат газеты, издающиеся во многих странах. Там можно увидеть газеты, напечатанные изящной вязью грузинского и армянского алфавита, газеты со строгим латинским шрифтом латышского или эстонского языка. И есть множество газет, напечатанных привычным и родным нам русским алфавитом, но не на русском языке. Это газеты, напечатанные на языке тех народов, которые никогда раньше не имели своей письменности. У них не было и не могло быть ни книг, ни газет, ни школ...
(По Л. Разгону)
1. Объясните употребление и написание частиц не и ни.
2. Разберите причастия издающиеся, напечатанные.
Упражнение 5.
Укажите, в чем выражается связь управления (предложная — беспредложная конструкция, падежная форма) в словосочетаниях, содержащихся в предложениях приводимого ниже текста.
Федя с наганом
В третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили его именно по этому нагану, вызвавшему в машине множество шуток. Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгом атаки. Кто-то заметил потом, что в руках его появилась немецкая винтовка и что, наклонив ее штык вперед, он ринулся один, в рост, к пулеметному гнезду.
Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем «Феди с
наганом».
Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор. О нем
знали одно: он был моряком.
(Л. Соболев)
1. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
2. Найдите деепричастия, укажите их вид.
Упражнение 6.
Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.
Образец: Берег реки — речной берег.
Вершина горы, волны моря, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Санкт-Петербурга, окраина города, отношения родства, работник библиотеки, рабочие фабрик, растительность степей, свет Луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.
Упражнение 7.
Замените приводимые ниже предложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.
Образец: Ария из оперы — оперная ария.
Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике, книги для детей, коробка из дерева, кувшин из глины, плавание под водой, платье из бархата, портфель из кожи, пространство без воздуха, простыни из полотна, работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии, яблоки из Крыма.
Упражнение 8.
Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.
Выпишите из текста все возможные словосочетания, опеределите тип и вид подчинительной связи.
Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космоплавания, назвать имена дерзких мечтателей и смелых первопроходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полете к звездам. Мечта эта так же стара, как и само человечество.
Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре-самолете, гигантской пушке сопровождали многие поколения людей, будоражили воображение, рождали силы и жажду познания, звали вперед. Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы приблизить бесконечно далекие миры, таинственно мерцающие в ночном небе.