Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Российская государственная библиотека



Комплекс заданий( правила и упражнения ) по русскому языку, II семестр. Необходимо к следующей сессии выполнить упражнения №9, 10, 13, 16, 18, 20,24(II), 26(I), 35, 38, 40, 44(1-3), 46, 48, 50.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Синтаксис- раздел грамматики,изучающий строй связной речи и включающий в себя две части:1. Синтаксис словосочетания; 2. Синтаксис предложения.

Пунктуация (от лат. punktum — точка) — система пра­вил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание — остановка, перерыв) — это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

Словосочетание

Словосочетание— это соединение двух или более знаме­нательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объ­ективной действительности, например: интересная книга, писать сочинение, читать вслух. В первом примере на­званы предмет и его признак, во втором — действие и пред­мет, на который оно переходит, в третьем — действие и его признак. В этом выражается грамматическое значение слово­сочетания.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Между ними существуют три типа подчинительной связи: со­гласование, управление и примыкание.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падеж­ной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине.

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неиз­меняемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.

Упражнение 1.

Укажите тип связи (согласование, управление, примыкание) в приводимых ниже словосочетаниях.

Интересная книга, написать изложение, встречаться из­редка, уехать на юг, уединенное место, каждый ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать быстро, писать каранда­шом, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по пла­ну, проснуться рано, последние известия, подплыть к берегу, готовый услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям, желание учиться, вытереть насухо, говорить по-английски, контроль над исполнением.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, заключенные в них слова по­ставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью со­гласования. В случае затруднений справьтесь в словаре о роде не­склоняемых существительных.

Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитет­ный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (ши­рокоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (черный), меню (разнообразный), метро (московский), портмоне (кожа­ный), резюме (краткий), трико (шелковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полно­водный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).

Упражнение 3.

Выпишите словосочетания со связью согласования.

Олимпийские Игры, проводившиеся в Альбервиле, стали уже историей. Но еще слыш...тся эхо бурных страстей, бу­шевавших две недели на спортивных аренах. Еще не стихло душевное волнение участников и гостей, рожденное драма­тическими мгновениями борьбы, дружескими встречами, от­разившими взаимное расположение посланцев всех конти­нентов друг к другу, стремление сынов и дочерей разных народов к общению, контактам, мирному спортивному со­трудничеству. Олимпиада закончилась, но, познакомив, подружив десятки тысяч людей, она навсегда оставила след в их сердцах.

(Из газет)

1. Укажите состав слова сотрудничество.

2. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Упражнение 4.

Укажите, в чем выражается связь согласования (в роде, падеже, числе) в словосочетаниях, содержащихся в пред­ложениях приводимого ниже текста.

Российская государственная библиотека

Есть в Москве, в Российской государственной библиотеке, зал, где лежат газеты, издающиеся во многих странах. Там можно увидеть газеты, напечатанные изящной вязью грузин­ского и армянского алфавита, газеты со строгим латинским шрифтом латышского или эстонского языка. И есть множе­ство газет, напечатанных привычным и родным нам русским алфавитом, но не на русском языке. Это газеты, напечатан­ные на языке тех народов, которые никогда раньше не имели своей письменности. У них не было и не могло быть ни книг, ни газет, ни школ...

(По Л. Разгону)

1. Объясните употребление и написание частиц не и ни.

2. Разберите причастия издающиеся, напечатанные.

Упражнение 5.

Укажите, в чем выражается связь управления (предложная — беспредложная конструкция, падежная форма) в словосочетаниях, содержащихся в предложениях приводимого ниже текста.

Федя с наганом

В третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили его именно по этому нагану, вызвавшему в машине множество шуток. Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгом атаки. Кто-то заметил потом, что в руках его появилась не­мецкая винтовка и что, наклонив ее штык вперед, он ринул­ся один, в рост, к пулеметному гнезду.

Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемета, сре­ди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сде­лал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошел в историю обороны Севастополя под именем «Феди с

наганом».

Фамилии его не узнали: документы были неразличимо за­литы кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор. О нем

знали одно: он был моряком.

(Л. Соболев)

1. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.

2. Найдите деепричастия, укажите их вид.

Упражнение 6.

Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.

Образец: Берег реки речной берег.

Вершина горы, волны моря, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Санкт-Петербурга, окраина города, отношения родства, работник библиотеки, рабочие фабрик, растительность степей, свет Луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.

Упражнение 7.

Замените приводимые ниже предложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.

Образец: Ария из оперы оперная ария.

Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике, книги для де­тей, коробка из дерева, кувшин из глины, плавание под водой, платье из бархата, портфель из кожи, пространство без воз­духа, простыни из полотна, работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии, яблоки из Крыма.

Упражнение 8.

Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.

Образец: Велосипедное колесо колесо велосипеда. Танцевальная площадка площадка для танцев.

Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба, волчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, Кавказское побережье, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, мирная политика, морской берег, шерстяной ко­стюм, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода, сливочное масло, стальной цвет, старинные нравы, ученический кружок, часовая цепочка, чеховские пье­сы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная библио­тека.

Упражнение 9.

Выпишите из текста все возможные словосочетания, опеределите тип и вид подчинительной связи.

Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космо­плавания, назвать имена дерзких мечтателей и смелых перво­проходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полете к звездам. Мечта эта так же стара, как и само че­ловечество.

Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре-самолете, гигантской пушке сопровождали многие по­коления людей, будоражили воображение, рождали силы и жажду познания, звали вперед. Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы приблизить бесконечно далекие миры, таин­ственно мерцающие в ночном небе.

(В. А. Шаталов и М. Ф. Ребров)

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.