В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)
2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)
3. Двоеточие ставится в следующих случаях:
а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу:она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыс лей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Люби те книгу, потому чтоона поможет...);
б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно:ярко желтеет дрок...);
в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, чтокто-то берёт меня за плечо...)
Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела
мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел:перед огнём сидела мельничиха...)
4. Тире ставится в следующих случаях:
а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.); 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.);
б) если в предложении содержится противопоставление, например: Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле. (Поел.) (Ср.: Одно полено не горит и в печи, адва полена не гаснут и в поле.);
в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят — щепки летят. (Поел.); 2) Назвался груздем — полезай в кузов.(Поел.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем, полезай в кузов.);
г) если то, о чём говорится в одном предложении,сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово — соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, каксоловей поёт.);
д) если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт — будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому)будет день горячий.)
Упражнение 39.
Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.
1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.) 4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. (Купр.) 5) Виктор Александрович... посмотрел на каминные часы: было двенадцать минут первого. (И. Шм.) 6) Скажешь слово — добавят десять. (Поел.) 7) Кончил дело — гуляй смело. (Поел.) 8) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Па-уст.) 9) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)
Упражнение 40
Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Я поднял глаза и увидел, чтовысоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому чтовоздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтомуна санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так чток вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Упражнение 41
.Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно) их расстановку.
I.1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)
II.. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.)
7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.)
8) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не лезет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окнами поёт. (Заб.)
III.1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хлеба видать. (Поел.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего в дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) У ля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки. (Ф.)
IV.1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)
Упражнение 42
Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Из уст в уста из поколения в поколение передавалась (н..)писа..ая мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплылна поверхность.Проверьте и убедитесь что на следующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мечет(?)ся (в)верх-(в)низ ждитедождя. Усвойте полезные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (не)лёгкая наука. Что(бы) научит(?)ся наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упраж-нят(?)ся. (По Д. Зуеву)