ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Части сложного предложения, состоящего из нескольких предложений, могут соединяться различными видами связи, например:
1) Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (П.) Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая — сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью:
2) По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. (Пауст.) Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью:
r[l'_L47^:.::)j: t I-
3) Стадо диких уток со свистом промчалось над на ми, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. (Т.) Первая часть этого сложного предложе ния — предложение простое, вторая часть — предложение сложноподчинённое. Первая и вторая части соединены со чинительной связью (при помощи союза и):
[ L ц[[ L (как...У. В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, например: С вёсел капали голубые капли, и, когдаони падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Г.) Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когдаони падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (Пауст.)
Упражнение 44
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1—4-го предложений.
1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпили-на он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя болыпих лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)