Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Части сложного предложения, состоящего из несколь­ких предложений, могут соединяться различными видами связи, например:

1) Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в ок­но, и ветер дул, печально воя. (П.) Это сложное предложе­ние состоит из двух частей: первая часть его является пред­ложением простым, вторая — сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью:

2) По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. (Пауст.) Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложени­ем. Оно соединено со второй частью (простым предложени­ем) бессоюзной связью:

r[l'_L47^:.::)j: t I-

3) Стадо диких уток со свистом промчалось над на­
ми, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко
от нас.
(Т.) Первая часть этого сложного предложе­
ния — предложение простое, вторая часть — предложение
сложноподчинённое. Первая и вторая части соединены со­
чинительной связью (при помощи союза и):

[ L ц[[ L (как...У. В сложных предложениях с сочинительной и подчини­тельной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, например: С вёсел капали голубые капли, и, когдаони падали в море, на мес­те их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пят­нышко. (М. Г.) Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когдаони падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

[ ],ц, (когда...), [_]j. [ ],и \(когда...), [то...].

Упражнение 43

Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей за­носчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значи­тельно отяжелило экипаж; к тому же почва была глини­стая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Зима начала хозяйни­чать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, ес­ли разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам та­кой же прекрасной, как лето. (Пауст.)

Упражнение 44

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1—4-го предложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпили-на он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо при­глядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отго­няя болыпих лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что на­деется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что гово­рил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.