Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ



Употребление запятой

 

Запятая ставится Запятая не ставится
1. Между двумя или более однородными членами, не со­единёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становилисьвсё более и бо­лее властными, захваты­валисердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.) 1. Между однородными чле­нами, связанными одиночным соединительным или раздели­тельным союзом (и, да (= и), или, либо): 1) Лодка качну­лась, поднялась иисчезла. (Кор.); 2) Однажды Лебедь, Рак даЩука везти с покла­жей воз взялись. (Кр.)
3. Между однородными чле­нами, соединёнными повто­ряющимися соединительными или разделительными союза­ми ... и, ни ... ни, да ... да, или ... или, либо ... либо, то ... то, не то ... не то): 1) И берег, иморе молчали. (Кор.); 2) В 4. знакомой сакле огонёк тотрепетал, тоснова гас. (Л.) 2. Внутри групп однородных членов, соединённых попарно: Дети собирали в лесу лечеб­ные травы и ягоды, грибы и орехи.

 

 

Запятая ставится Запятая не ставится
3. Между однородными чле­нами, соединёнными проти­вительными союзами а, но, да (= но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.); 2) По­ворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.) 3. В цельных выражениях с ■ повторяющимися союзами: и то и се, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни но­чью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заряЛиза уже проснулась. (П.); 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.(Г.)
4. Перед второй частью двойного союза, соединяю­щего однородные члены (как ... так и, не толь­ко ... но и): Пушкин создал замечательные реалистиче­ские произведения как (не только)в стихах, таки (но и) в прозе.    
Примечания: 1.Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с за­пятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоя­тельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и жела­ния. (Т.) 2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и, да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми одно­родными членами, в том числе и перед первым и (да, или)'. Татьяна верила преданьям простонародной стари­ны, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.)

Употребление двоеточия и тире

 

Двоеточие ставится Тире ставится
1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было ожив­ляющего картину: ни отворяю­щихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) Иногда после обобщающего слова в таких случаях употреб­ляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: В числе посу­ды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то:уточек, гуськов, дудочек и брыз­галок. (Акс.) 1. После однородных чле­нов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, сту­лья всё было самого тя­жёлого и беспокойного свойства. (Г.)
2. Перед перечислением одно­родных членов и без обобщаю­щего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собра­ние постановляет: 1) работу ревизионной ко­ миссии одобрить; 2) вынести благодарность членам комиссии. 2. После однородных чле­нов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двое­точие), а предложение не заканчивается этими одно­родными членами: Всюду: вверху и вни­зу — пели жаворонки. (Ч.)

Упражнение 17.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

L 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в за­ливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и го­лубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилабалкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой це­почкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Аре.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным де­ревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Аре.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и ру­банков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.) II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гости­ную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповни­ка в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамб­ля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ,) 4) Белое даже бледное лицо тёмные во­лосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблю­дается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских док­ладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давы­дова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

 

Упражнение 18.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.

1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь раз­личны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к раз­мышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роко­вые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заме­няли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её хо­лодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей останов л яют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах не­брежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупи­цу мог найти. За сим расстанемся прости.

(А. Пушкин)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.