1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становилисьвсё более и более властными, захватывалисердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.)
1. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да (= и), или, либо): 1) Лодка качнулась, поднялась иисчезла. (Кор.); 2) Однажды Лебедь, Рак даЩука везти с поклажей воз взялись. (Кр.)
3. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и ... и, ни ... ни, да ... да, или ... или, либо ... либо, то ... то, не то ... не то): 1) И берег, иморе молчали. (Кор.); 2) В
4. знакомой сакле огонёк тотрепетал, тоснова гас. (Л.)
2. Внутри групп однородных членов, соединённых попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.
Запятая ставится
Запятая не ставится
3. Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (= но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.); 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.)
3. В цельных выражениях с
■ повторяющимися союзами: ито и се, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заряЛиза уже проснулась. (П.); 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.(Г.)
4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как ... так и, не только ... но и): Пушкин создал замечательные реалистические произведения как (не только)в стихах, таки (но и) в прозе.
Примечания: 1.Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)
2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и, да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да, или)'. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.)
Употребление двоеточия и тире
Двоеточие ставится
Тире ставится
1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.)
Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то:уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.)
1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства. (Г.)
2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет:
1) работу ревизионной ко миссии одобрить;
2) вынести благодарность членам комиссии.
2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:
Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. (Ч.)
Упражнение 17.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.
L 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилабалкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Аре.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Аре.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.) II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ,) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)
Упражнение 18.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.
1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей останов л яют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.