1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно,все ещё спали. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется?(Л.);4) Вы, я вижу,любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже сказал,был низкий, песчаный. (Аре.)
2. Вставные конструкции, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком)направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.)
3. Вводные слова выражают различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:
а) для выражения уверенности: безусловно, без со мнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется;
б) для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;
в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
г) для указания на источник того или иного сообщения, для названия того, кому оно принадлежит: говорят,по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;
д) для указания на последовательность явлений,на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих,наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.
Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Однимсловом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)
Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естественно, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью.(Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.);
2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но:Он, правда,в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встретиться, однаковстретились. (Л.) {Однако — противительный союз.) Вскоре, однако,недоумение наше рассеялось. (Кор.) (Однако — вводное слово.)
Упражнение 19.
I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).
1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. — В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. — Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевидно немного запаздывает.5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожи данно поступил совсем наоборот. — Проигрыш не обеску ражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? —Значит ты приедешь ко мне вечером?
II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в
другом — вводным словом.
По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.
Упражнение 20.
Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие вводные слова. Они должны иметь следующие значения: а) выражать чувство говорящего; б) высказывать его уверенность или неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадлежат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ними.
а) 1) ... частые и сильные дожди мешали успешному хо ду путешествия. 2) Погода ... всё же скоро улучшилась.
б) 1) Лицо Ноздрёва ... уже сколько-нибудь знакомо чи тателю. 2) В шашки играл Ноздрёв ... не совсем безгрешно.
в) 1) ... мы давно должны были уже прийти в деревню, но её всё не было видно. 2) Виды на урожай ... очень хорошие.
г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходи мо ... предварительно хорошо проветрить комнату, ... во время упражнений соблюдать правильное дыхание, ... по окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.
2) Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человека. ... ею надо обязательно заниматься.
3) Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч ... принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а ... рассмеялся. 5) Мы всё подготовили к походу и ... завтра отправляемся в путь.
Упражнение 21.
Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и вставные конструкции подчеркните.
I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ружья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса... Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. (Аре.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу... (Аре.) 7) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель нашей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опекушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.)
II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Мужское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)
III.1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а напротив я сам должен буду уйти после десяти надевши шубу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним словом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими дремали в морской глади недалеко от дому. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под словом «литература» повести романы стихи словом беллетристику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим приняли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)
Упражнение 22
Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните вводные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.
Семья Туркиных
Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и талантливую.
Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктак-ли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая
миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. Чехов)
Упражнение 23
Прочитайте текст, определите его основную тему. Найдите вводные слова, определите их значение и роль в тексте. Чем объяснить преобладание в тексте форм повелительного наклонения?Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
При выборе темы сочинения старайтесь руководствоваться (во)первых пониманием каждого слова в её названии... (во)вторых знанием привлекаемого материала и (в)трет(?)их интересом к ней.
Прежде всего (не)торопитесь писать, сначала... проанализируйте тему. Сделать это значит вдумат(?)ся в каждое ее слово об(?)яснить своими словами каждое понятие.
Отб..рая (не)обходимый для сочинения материал постарайтесь рассмотреть все факты в их взаимосвязи. Уточнив содержание избра..ой темы определите идеи сочинения сформулируйте ответ на проблему поставле..ую в теме. Четко сфор-мулирова..ая идея бесспорно поможет полно раскрыть тему.
Связь между частями сочинения разумеется не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой. (По Б. Орлову)