В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная* (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Тр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак, например: 1) Воля и труд человека дивные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)
Примечание.Для обозначения незаконченности высказывания, недоговорённости употребляется многоточие, например:
1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопросительным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!.. (Н.)
2) Слышишь ты пение?.. (Н.)
Упражнение 10.
Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажите повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них являются восклицательными? Подчеркните их.
I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ямщик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим ||
7) Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла ||
8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей ||
9) Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он
не называл меня...
(Из произведений А. Пушкина)
П. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в выражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова,эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу ||
(В. Белинский)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДВУСОСТАВНЫЕ
И ОДНОСОСТАВНЫЕ.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Упражнение 11.Продолжите предложения. Запишите их.
1) Двусоставное предложение — это... .
2) Подлежащим называется... .
3) К главным членам предложения относятся... .
4) Неполные предложения — предложения... .
Упражнение 12
. Дайте определение односоставного предложения. Заполните таблицу.
Тип односоставного предложения
Способы выражения главного члена
Примеры
Определённо-личное
Формы глагола 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, форма 2-го лица повелительного наклонения
Буду поступать в институт.Принеси мне эту книгу.
Неопределённо-личное
Обобщённо-личное
Безличное
Назывное
Упражнение 13.
Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните неполные предложения.
1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден голый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.
(Из писем А. Чехова)
Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Неполные предложения подчеркните.
1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пустые... С третьей стороны видны сёла деревни и часть города. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (Л. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно собрать слова имеющие отношение к природе в другом хорошие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий... (Пауст.)
Упражнение 15.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуемое в первых двух предложениях.
Ольга и Татьяна
Ольга существо простое, н..посредственное которое некогда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало которому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё зависло от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..де-лок и примесей || Вся жизнь её проникнута тою целостностью тем единством которое в мире иску..тва составляет высочайшее достоинство художестве..ого произведения ||
Итак летние ночи поев, .щались мечтательности зимние чтению романов и это среди мира имевшего благора-зумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое противоречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татьяна это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в ра..елине дикой скалы,Незнаемый в траве глухой Н.. мотыльками, н.. пчелой ||
Эти два стиха сказа..ые Пушкиным об Ольге гораздо больше идут к Татьяне || Какие м..тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленят(?)ся им || Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина Буя-нова Петушкова и тому подобных ||
Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страстная || (По В. Белинскому)