Наконец, появились методики, упражнения и курсы, собственно, по управлению снами. Начали выходить соответствующие книги; издатели почувствовали спрос. Что ж, в такой ситуации действительно есть смысл побороться не за сокращение, а за продление сна. Потре-битель всегда прав! [297]
В основе «сноуправления» лежит тот фактор, что, оказывается, 97 % психической деятельности у нас протекает на уровне подсознания, и только 3 % – в диапазоне сознательном! [301]
Профессор Стивен Лаберж констатировал: «Сны – это отличная замена наркотикам!». Он отмечает: «Управляемое сновидение можно рассматривать как случай виртуальной реальности с чрезвычайно высоким разрешением, на которое не способен ни один компьютер. Все предметы в нашем сне полностью функциональны, более того, вы можете творить с ними всё, что захотите. В вашем сне вы – Бог. Вы можете превратить воду в вино, вы можете сделать из лягушки прекрасную девушку, летать, посещать другие миры, всё, что захотите» [302] .
При этом овладеть мирами собственных снов нелегко. Так же, как накачать мышцы, научиться водить самолёт или выучить иностранный язык. Но зато потом…
Бывает, что овладевшие своим внутренним миром резко идут в гору по карьерной лестнице, попутно овладевая и миром внешним. Они чувствуют в себе повышенную уверенность и возможность буквально своротить горы. Бывает наоборот, овладев «внутренним кинопрокатом», люди теряют интерес к внешней жизни. В этих случаях осознанные сновидения играют роль наркотика.
Овладеть своими снами пробовали с переменным успехом древние тибетцы, американские индейцы доколумбовой эпохи. Для этого або-ригены использовали разные препараты, в том числе наркотические средства. Яркий пример – знаменитый Дон Хуан из культовой книги К. Кастанеды [297, 298].
Однако постепенно люди нащупывали не фармакологические способы управления внутренним миром, «внутренним кино». Сальвадор Дали, например, просил слуг среди ночи капать ему на подушку духи, производить разные звуки. Он хотел включить эти внешние воздействия в свои внутренние видения.
Впервые термин «осознанный сон» в конце XIX века ввёл датский психолог Фредерик ван Иден. Под осознанным сном он имел ввиду сон, в котором человек понимает, что он спит. В 1913 году Иден издал книгу и подробнейшим образом описал процесс управления сном. В ней он поведал читателям, что больше всего во сне ему нравится летать, встречаться с умершими в местах, в которые бодрствующему попасть сложно.
А через полвека американский профессор Стивен Лаберж из Стен-фордского университета придумал уже целый прибор Nova Dreamer. Сто-ит чудо-устройство в комплексе с инструкцией-учебником и специаль-ным CD-диском, помогающим осваивать науку погружения в «управ-ляемый сон», 195 $. Зачем все это в нашей «глобальной» реальности?
Что представляет собой главная угроза ХХI века – наркомания?
«Наркомания – это попытка уйти в иллюзорный мир. Если дети научатся управлять своими сновидениями, никакие наркотики им уже не потребуются», – отвечает профессор Стивен Ламберж [298].
Современные научные данные свидетельствуют: « Во сне вы може-те притягивать к себе различные объекты или людей, достаточно толь-ко захотеть и они окажутся рядом с вами. Помните: таким образом вы программируете реальность. Попытайтесь изменить сон и тогда вы, возможно, измените свою судьбу…» [298].
Нередко бывает, что человек не сделал карьеру, не построил 5-этажного коттеджа, не накопил миллионы – но это счастливый человек, озарённый внутренним светом, некой внутренней, зачастую вирту-альной, жизнью. Примеров этому масса: жыл-был простой советский человек. Жизнь его складывалась крайне непутёво: неудачная женитьба, неинтересная работа, нелады со здоровьем, квартирой, детьми, но человек был совершенно счастлив. Это было невероятно, непонятно и приводило окружающих в изумление. И только к концу своей жизни, перед самой смертью, он раскрыл дочери тайну своего счастья – он умел летать во сне.
Каждый, кому снился полёт, помнит ощущение необычайной лёгкости, радости, подъёма. Так вот, мужик летал во сне каждую ночь. Он «запускал» процесс полёта напряжением определённой группы мышц спины и шеи, «расправлял крылья» и летал. Сколько хотел. Вся его жизнь, такая нелепая, прошедшая наперекосяк, все его болезни и не-удачи не могли перевесить этой радости. Он и жил-то ради сна, ради полётов. Это был его безвредный наркотик. Он превратил несчастную жизнь – в счастливую. Ведь мы спим треть жизни. А в реальности едва ли найдётся хоть один человек, который был счастлив целую треть своей жизни. Суммарная «норма счастья», в лучшем случае, несколько дней или месяцев за всю жизнь.
А что если научиться быть счастливым? [302].
По одной из научных версий сны – это одна из форм высшей реальности не только в масштабах земных, но и в космических.
В начале ХХ столетия загадочный случай произошёл с женой одного русского офицера. Их свадьба состоялась за неделю до начала войны с Японией. Поручика отправили на фронт в Маньчжурию. Незадолго до этого он отослал молодую супругу в имение к своим родителям. Вскоре от него перестали приходить вести. Родители и жена очень беспо-коились. Однажды, лёжа на диване в большом зале старинного дома, молодая женщина задремала. Ей привиделось, что в огромном зеркале, висящем между окнами, начали появляться странные картины. Вот два человека в белых халатах медленно ползут на четвереньках между заснеженных сопок. Дама узнала своего мужа и его денщика. Затем показались двое японцев с кинжалами в зубах. Один из них, догнав поручика, занёс нож над его шеей…
Супруга офицера, дико закричав, проснулась. В первые минуты после пробуждения она ещё не осознавала, что всё увиденное только сон. Схватив со стола массивный бронзовый подсвечник, женщина метнула его в зеркало. Стекло разбилось, а она без чувств упала на пол…
Несколько недель спустя её муж приехал домой на побывку и рассказал об одном загадочном случае, приключившемся с ним и его денщиком. Ползя по выпавшему снегу в белых маскхалатах, они пробирались в тыл врага. Внезапно рядом послышался женский крик и звон разбившегося стекла. Оглянувшись, они обнаружили, что позади на снегу лежат два мёртвых японца… Наш мир – загадка?!
Вещий сон должен врезаться в память, хотя бы какая-то одна его яркая деталь. Бывает, что человеку снится всё, как в жизни. Например, его работа или дом. Но в этом сне обязательно должна быть какая-то странность, неувязка, то, чего на самом деле быть никак не может. В ней и кроется загадка сновидения. К примеру, если вам снится, что вы находитесь рядом с кем-то, а дотянуться до него, приблизиться вплотную не можете, это, скорее всего, предупреждение о грядущей разлуке [298].
Какова же «технология» жизни во сне? На Западе уже формируется целая индустрия «второй жизни».
Прибор представляет собой нечто, похожее на виртуальные компьютерные очки с обратной связью. Регистрируя движение глазного яблока, он определяет, когда человеку начинает сниться сон. После этого он выдаёт ряд разноцветных вспышек и разнотонных звуков, которые воспринимаются спящим человеком, но не будят его. А теперь представьте себе, что вы во сне гуляете по городу и вдруг наблюдаете странные вспышки и не менее странные звуки. Вы вспоминаете, что где-то их уже видели. И вдруг понимаете, что это работает Ваш Nova Dreamer, который сигнализирует о том, что вы сейчас на самом деле спите! Сначала такое прозрение вас возбуждает, и вы просыпаетесь, но уже через какое-то короткое время вы привыкаете к новому сознанию, волнение проходит. Вы уже не просыпаетесь, но понимаете, что находитесь внутри собственного сна и можете идти куда угодно и делать что угодно. То есть получаете возможность управлять сном.
В середине 80-х утверждение доктора Лабержа о том, что он управляет своими снами, воспринималось как неприкрытое шарла-танство. Для того, чтобы доказать свою правоту, Стивен пошёл на пуб-личный эксперимент. В состоянии, когда приборы зафиксировали, что он спит, профессор проделал несколько обговоренных ранее движений глазами сквозь закрытые веки. Сначала он 3 раза скосил их вправо, затем три раза влево, а затем свёл их к носу. Эксперимент был повторен несколько раз в присутствии большого количества скептиков.
Раньше считалось, что в состояние «управляемого сна» может войти лишь каждый 10-й, однако американский учёный утверждает, что научиться входить в состояние управления сном может каждый [297].
Профессор Стивен Лаберж предлагает более простую, доступную каждому, методику овладения «второй жизнью» во сне: «Во-первых, надо приучиться в реальной жизни по несколько раз в день спрашивать себя: «реально ли всё, что происходит вокруг меня?» и вглядываться в предметы, ища в них нечто необычайное. Такие действия нужно довести до автоматизма. И тогда также автоматически вы однажды спросите себя об этом во сне. И поймёте, что спите, заметив в окружающем какие-то неправильности. После этого расправьте руки, попытайтесь взлететь. Вряд ли это получится у вас с первого раза, но рано или позд-но терпение будет вознаграждено» [302].
Таким образом, горизонты ХХI века – творческая, интеллектуальная работа людей в значительной мере «переместится» в мир сновидений, оставив для гармоничного бытия «Нomo sapiens» период бодрствования, удлиняя жизнь индивидуума вдвое, украшая её всеми цветами бытия, расширяя горизонты от земных составляющих до космических, вселен-ских масштабов.
Одну часть своей жизни – дневную – человек будет посвящать делам земным, проблемам планеты, ночную – виртуальную – освоению космоса, постижению законов бытия всей Вселенной, освоения её не только с помощью космических аппаратов, но и при помощи интуиции, виртуальной мысли, более быстрой, чем скорость света в космическом пространстве. Так человек станет истинным обитателем Вселенной, тем, что тысячелетиями именовали божествами и сверхсуществами. И это вполне логично!
В этот мир человек, в статусе младенца, приходит как существо космического масштаба, как обитатель Вселенной. Однако на Земле проживает уже 6,5 миллиардов людей, и такое количество «небожителей» на одной планете является явным перебором, и поэтому с первых же дней жития на Земле из космических существ формируют, путём их «приземления», ограниченных форматом планеты обитателей.
Способы этого многообразны, ящик Пандоры неисчерпаем: предрассудки и заблуждения, иллюзии, различного рода табу, фобии. Весь данный «букет» земных «радостей» с младенческих лет уродует, травмирует космического пришельца, формирует из него забитого невзгодами, заблуждениями и бедами «земного червя», уныло бре-дущего к «venite» – концу бытия. Каким же способом расцветить жизнь человека и человечества всеми красками бытия, дать ему все блага жизни земной и космической, открыть перед ним необитаемые дали Вселенной, освободить от зависимости от наркотиков и алкоголя?
Постиндустриальная, информационная цивилизация глобального периода развития мира меняет коренным образом лик планеты. Ритм жизни вырос, человек зачастую испытывает дискомфорт от проживания в параметрах «цивилизации атомной бомбы, компьютера и унитаза» с единой ценностью бытия – деньгами, банковским счетом, богатством и, чтобы отгородиться от этих «злых импульсов» технотронного процесса, строит себе «параллельный мир» при помощи алкоголя, наркотиков, виртуальных игр. Поэтому данные параллельные миры – это то, что позволяет ему добрать недополученное в реальном мире.
Почему бы нам не прожить на 100 % тот краткий миг бытия, что отпускает нам Бог и Судьба, ведь жизнь – пламя свечи на ветру, а та-ких как мы – уже не будет никогда! Будут другие!
В СССР строили «счастливое будущее», а в ФРГ построили «счастливое настоящее»: бедными в Германии считаются люди, чей ежемесячный доход не превышает 980 евро в месяц. Средняя пенсия в ФРГ – 1000 евро в месяц, стипендия, в независимости от успеваемости – также 1000 евро в месяц. Любимую немецкую еду – колбаски, додумались готовить в тончайшем золотом напылении.
Е. Маснева «В гостях у богатой тетушки»
У человека, который ради своих принципов не готов пожертвовать всем, нет права говорить «нет»
Б. Акунин «Внеклассное чтение»
Люди всегда дурны, пока их не принудить к добру необходимостью.
Н. Маккавелли
Глава X
Идея современного западного счастья – подходит ли оно нам?! (Можно ли построить рай на земле и каким способом?)
Более 10 000 лет перед человечеством стоит одна глобальная суперпроблема – вопрошение, что же нужно человеку для счастья и как его достичь?
Разные эпохи и тысячелетия давали различный ответ – от вирту-ального царства небесного на небесах до плотско-осязаемого на греш-ной Земле.
Теория о том, что счастье нельзя купить, в настоящее время опро-вергается рядом авторов. Боле того, исследователи назвали точную цену «счастья» – 4,8 миллиона долларов.
В среднем человеку необходимо 4 817 616 долларов для того, чтобы купить дом и машину своей мечты, а также, отдыхать и вести тот образ жизни, о котором он мечтает. Согласно западным стандартам, эта цифра соответствует средней заработной плате за 94 года. В СНГ данное количество лет, для достижения западных критериев «счастья», необходимо умножить на 10, 15, 20 (в зависимости от страны обитания), что даёт более 1000 лет, необходимых для достижения западного «счастья», которое при парадигмах нашего развития является для 99 % населения СНГ фантомом.
Женщинам для счастья требуется больше, чем мужчинам. Как выяснилось, женское счастье стоит 4,8 миллиона долларов, а мужское – 4,7 миллиона.
Цена «счастья» увеличивается по мере того, как люди становятся старше. Тем, кому меньше 24 лет, нужно только 4,6 миллиона долларов для того, чтобы быть счастливыми. А для тех, кому от 44 до 55 лет, эта сумма увеличивается до 5,2 миллиона [52, с. 10].
При этом счастье человека – это ведь не нечто производное только от долларов, фунтов, евро и прочих тугриков, ибо каждый из нас – это сложное социально-биологическое существо космического масштаба. Образно, поэтично выразил это Л. Эпштейн:
Моцарт. Венские концерты.
Утро. Бабочки. Ростки.
Бунт растений. Крах концепций.
Усмирение тоски.
Сохнет горло. Разум тает.
Пух летает. День идет.
Человек не понимает,
Как он коротко живет.
Как он сам смешон и краток,
Словно сбивчивая речь,
Что должна миропорядок
От коррозии сберечь.
В то же время основополагающие ценности западного мира, современной цивилизации не столь уж и благоприятствуют «сбере-жению» мира от коррозии. Какое же оно, современное «счастье» в координатах ХХI века?
В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) в 2005 году открылся самый дорогой в мире отель. Ночь в нём стоит от 15 до 25 тысяч дол-ларов, но есть и «экзлюзив» – до 100 тыс. долларов за сутки.
Зато в распоряжении постояльцев окажутся шикарные десяти-комнатные апартаменты, а также «Ролс-Ройс» и самое лучшее в мире обслуживание. В общем, у кого-то есть все шансы почувствовать себя Шахрияром. Отель рассчитан на 400 человек [52, с. 10].
Во «Дворце Эмиратов» постояльцев угостят кухней всех уголков планеты, предложат окунуться в море на самом длинном частном пляже в Абу-Даби или же прогуляться по огромному парку, спланированному лучшими в мире дизайнерами. Постояльцам рекомендуется для своих встреч посетить шикарный конференц-зал, оснащенный проекторами, движущимися плазменными экранами, микрофонарями, аудио-визуальными системами, беспроводными и проводными системами передачи данных, специальной звуковой и видеосистемой конференц-связи, камерами и прочими маленькими радостями для обеспеченных господ и всех их немыслимых фантазий.
На Западе доллар, евро правят миром, всем его цветом, радостью бытия. Так, несколько лет назад Дженнифер Лопес застраховала свое тело на миллиард долларов. С тех пор она уже успела развестись, вот только экс-супруг положенные 50 процентов от бывшего «совместного имущества» так и не получил. Счастье «по-западному» состоит и в том, что Дэвид Айнхорн заплатил на аукционе 250 100 долларов за то, чтобы отобедать в компании своего кумира, американского миллиардера Уоррена Баффета. Сама трапеза стоила куда дешевле! Деньги на Западе открывают возможности и радости бытия, успеха, счастья? Успеха – да, счастье – это «Фата Моргана» и за доллары его не купить!
Хотите почувствовать себя «золотой антилопой» из одноименного мультфильма, из-под копыт которой вылетали монетки? Для этого нужно лишь примерить босоножки за 1,6 миллиона евро, изготовленные юве-лиром Стюартом Вайцманом. Они украшены 642 рубинами. Гарантируют ли они всеобъемлющее Ваше счастье?
Тот, кто утверждает, что куклы всего лишь игрушки, наверное, не догадывается, сколько, например, может стоить такая безделушка, как Барби. Цена самой дорогой Барби – 100 тысяч долларов. На ней надето платье, украшенное настоящими бриллиантами. Вот только столь же состоятельного дружка ей будет найти трудновато. Но дочь некого миллиардера, взяв ее в руки, ощутила «счастье»! Надолго ли? Лучшие ли «друзья» бриллианты? Или они – «суета-сует»?
В то же время каждый день на земле погибает от голода 40 тысяч детей, 3,2 миллиарда людей не имеют доступа к чистой питьевой воде, 27 миллионов каждый год продаётся в рабство. «Счастье» одного олигарха-миллиардера строится на несчастье миллионов обездо-ленных! Счастье ли это или трагедия? Решать – каждому!
Западная цивилизация характеризуется разновекторными моде-лями общественного устройства – от «жёсткой» модели капитализма, пример чему – США, где каждый новорождённый имеет потенциальную возможность либо закончить жизнь в люке канализации, либо стать «хозяином» Белого дома, до «евросоциалистических» моделей в ФРГ, «лейбористской» Англии, «скандинавской» модели социализма в Швеции, Норвегии [52, с. 10].
В чём же заключаются привлекательные и негативные стороны данных моделей развития ведущих стран мира?
Значительный интерес представляет собой модель развития «локомотива» европейской экономики – ФРГ, немецкий поиск «земли обетованной», «глобального счастья» ХХI столетия.
До последнего времени в ФРГ финансовую помощь получали строители бомбоубежищ и торговцы цветами; правительство припла-чивало шахтерам, чтобы они продолжали добывать «свой» – немецкий – уголь, хотя это давно нерентабельно. Крестьяне получали деньги за то, что не выпускали определенные продукты или ничего не сеяли. Таким образом, удается удерживать цены на рынке, не уничтожая готовую продукцию: муку, мясо, масло.
В ФРГ нет предела скорости на автобанах, поскольку против ограничений выступали автостроители. Их довод состоял в том, что люди не будут покупать новые мощные машины, если запретить ездить быстро. Лоббистам автопрома и строительного бизнеса народ обязан и еще одной льготой: из дохода граждан вычитается большая часть затрат на поездку к месту работы. Так поощрялось желание иметь машину и жить за городом. Этот подход критиковали, но благодаря этому немцам удалось избежать роста городов ввысь и появления домов-ульев. После прихода к власти коалиции социал-демократов и «зеленых» было ре-шено распространить эту льготу и на тех, у кого нет машины. В резуль-тате, доплачивали за удаленность места работы – 30 евро-центов за километр. Пользоваться машиной теперь менее выгодно, чем трамваем или велосипедом. Считается, что это справедливее и экономичнее, чем раньше.[53, с. 4–5].
Естественно, в «стране равных возможностей», каковой считается Германия, и малоимущие люди должны иметь свои льготы. Без пре-увеличения можно сказать, что для них в 70–80 годы был создан «примитивный коммунизм». Власти поняли – чтобы безработные и бед-ные не проявляли недовольства, им нужно иметь крышу над головой, воду в кране, тепло в батарее, сносное питание, бесплатное лечение, возможность передвигаться в регионе, доступ в библиотеки, музеи, театры, кино и концерты [53, с. 4–5]. Все это и претворили!
История человечества – театр абсурда. В СССР, в ходе революций, гражданской войны, азиатского культа И. Сталина, положили на алтарь построения «земного рая» – счастья по-евразийски – миллионы и миллионы жизней, затем скоропалительно взорвали свой «рай» – СССР, не желая обременять советско-партийно-уголовную элиту ничем, кроме созидания собственного коттеджно-бассейного счастья на Земле и стали созидать ущербный капитализм образца XVIII–XIX веков, который с неизбежностью породит кровавую «баню» образца 1917 г. Вопрос только один – когда?
На обломках же «тысячелетнего рейха» был построен примитив-ный коммунизм по-немецки, научно именуемый «евросоциализмом». Тень «глобального счастья» мелькнула над Западной Европой и «Призрак коммунизма» переместился в Азию и Латинскую Америку. Как же они наладят в грядущем глобальное счастье – по-европейски или по-азиатски? И что будет доминировать? Это будет определяться тем, какую национальную и цивилизационную идеи выработает и поло-жит в основу своей деятельности ее элита! «В начале» – как ни суди! – все таки была Мысль, образно-поэтически именуемая «Словом»!
Европа смердит, ибо она насквозь пропитана эгоизмом, мазохизмом и смертью. Мы создали систему, в которой жить стало невозможно: и хуже того, распространяем ее на весь остальной мир.
М. Уэльбэк «Платформа» [234, c. 458]
Человек всегда бывает добычей исповедуемых им истин.
А. Камю
Катастрофа может наступить даже в условиях мира. Чтобы найти выход, нам осталось каких-нибудь 30–50 лет…
П.С. Батищев
Если блеск тысяч солнц
Разом вспыхнет на небе,
Человек станет Смертью,
Угрозой Земле.
«Бхавагад-гитa»
Теперь мы все – негодяи!
Профессор Бендридж – в момент взрыва первого
в истории ядерного устройства.
И я скажу незнающему свету,
Как все произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств.
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков.
У. Шекспир
Глава XI
Глобальные идеи современной западной цивилизации (цивилизация атомной бомбы, компьютера и унитаза: Запад между церковью и борделем!)
После разгрома фашизма процесс глобализации – идея сплочения и единения людей – значительно ускорился, хотя эта поляризация и происходила вокруг двух супердержав: СССР и США. После завершения Второй мировой войны на планете Земля установилось относительное затишье: локальные войны сотрясли те или иные страны, континенты, но подавляющая часть человечества «наслаждалась» миром.
В этот же период человечество втянулось в глобальное эколо-гическое противостояние с природой и, опосредствованно, с себе подобными, и каждый – с самим собой, с матушкой Землей.
Противостояние это тотальное, оно происходит на всех континентах, на суше, на море, в атмосферном океане – везде, где обитает человек.
Это дает нам возможность с полным основанием сделать заклю-чение: идет глобальная, тотально-истребительная Третья мировая эко-логическая война, еще более разрушительная, чем Вторая мировая.
Факты непреложно подтверждают эти положения.
Сводки с полей сражений Третьей мировой экологической войны: БРИТАНСКАЯ «ГАРДИАН» (2006 год). Наводнения в Йоркшире. Миллионы людей страдают от засухи в Китае. Зона вечной мерзлоты в России уменьшается. В Африке – разгул малярии. И это только начало. Процесс оттаивания пошел уже в развитых, урбанизированных райо-нах Сибири. Если вообще потепление будет продолжаться нынешними темпами, то, как полагают ученые, в течение ближайших 25 лет южные рубежи зоны вечной мерзлоты отодвинутся более, чем на 200 кило-метров. Если начнут таять северные участки зоны вечной мерзлоты, то уровень углекислого газа в атмосфере увеличится в 12 раз, а уровень метана будет превышать допустимые нормы в 2,5 тысячи раз [54].
Экологическая война – это сражение с самим собой. Известный белорусский литератор А. Адамович, размышляя о самоистребительной сути научно-технического прогресса, заметил: «Как это она, мудрая наша матушка, не разглядела, что никакие мы не мирные, не травоядные, что такими только показались или прикидывались поначалу, выпрашивая у любящей родительницы право, не попадать под опеку Великого Инс-тинкта. Мешал он нам, не позволял самопроявиться всласть и сполна, этот самый инстинкт самосохранения вида. А он у матушки-природы почему-то товар дефицитный. Вручала его лишь самым забиякам: вся-ким там волкам-тиграм да гремучим змеям. Этим намордник Великого Инстинкта, конечно, нужен. А зайцу зачем? А голубю зачем? Человеку тем более не надо, он такой весь голый, без рогов, без когтей и клыков! Ну, укусит собрата мелкими зубами, ну, даст подзатыльник – велика трагедия! Не разглядела матушка прародительница, какие клыки, какие когти спрятаны под круглой, как крышка реактора, черепной коробкой. Какой взрыв, выброс возможен страстей, жестокости, ненависти, крово-жадности. И именно к себе подобным. Когтей нет, говорите? А камень зачем, что под рукой? Нет клыков, зато есть палка, согнуть ее – и совсем здорово: получится лук. А если дунуть огнем, да через железный «тростник» – кто сильнее, кто дальше? Что, если это, да соединить с этим, да еще вот так – что получится?.. До чего же любопытные детки! Собой бы заняться, так нет, каждому другого подавай! Кого бы повер-нуть, приспособить так, чтобы самому было не просто хорошо, а лучше, чем всем остальным?» [55, с.19–20].
Значительный интерес представляет открытие группы американских ученых, которые обнаружили свидетельства примитивной, однокле-точной жизни, существовавшей на Марсе.
Эти следы обнаружены на метеорите, который прибыл с Марса на Землю около 13 тысяч лет назад и покоился на ледяных полях Антарктики.
В частности, ученым удалось распознать на поверхности метео-рита, найденного еще в 1984 году, остатки органических молекул, кото-рые выкристаллизовались на поверхности марсианского вулкана.
«Ныне открытие весьма обнадеживает, – считает ученый-биохи-мик из университета Калифорнии Стенли Миллер. – Оно показывает, что жизнь могла быть в прошлом или может существовать сейчас повсюду в Солнечной системе, и ее возникновение – сравнительно лег-кий процесс».
Возникает закономерный вопрос: не идем ли мы по пути «марсиа-низации» Земной цивилизации, не ожидает ли нас марсианский эпилог развития процессов на планете Земля? И, как звучало с сарказмом: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…», не зазвучит ли когда-либо на некой планете: «Есть ли жизнь на Земле, нет ли жизни на Земле?..» Никогда не говори: «Никогда»!
Дэвид Кросби метко заметил: «С нами такого случиться не может». Эта фраза номер один в списке знаменитых последних слов.
Посмотрим на самих себя: разве человечество озабочено тем, чтобы служить эволюции других биовидов вокруг нас? Разве мы боль-ше даем, нежели берем для себя? Все наши отношения к природе, к вне-человеческой действительности проникнуты давними, закоренелыми стереотипами и привычками противоборства, наступления на пре-пятствия, стремления победить проблемы воинственным стилем самоутвержденцев. Мы не умеем принимать проблемы объективно, такими, каковы они сами по себе, кроме математических и алго-ритмичных. Как правило, из объективной проблемной ситуации мы извлекаем только то немногое, что укладывается в наши корыстные, заранее сложившиеся ожидания, подходы, парадигмы. А все то, что не укладывается в рамки приемлемости для нас, мы отбрасываем, отказываемся признать существующим. А не редко и практически раз-рушаем… Будучи уже достаточно вооружены, мы доказываем окру-жающему миру свою правоту тем, что навязываем ему свои условия и требования, свою логику кто – кого, свое корыстное мерило силы.
Прогресс на планете Земля имеет лик войны – любые фунда-ментальные новшества приходят в облике бога войны Марса и, лишь упившись крови, насытившись вдоволь человечиной, военные новации «перетекают» в мирную сферу. Переход от лука и стрел – к струнным инструментам, от боевых колесниц – к повозкам, от танка – к трактору, от боевого самолета – к гражданскому, от атомной бомбы – к атомной станции, от «Фау» – к спутникам.
Не пожелал человек обходиться дубиной, изобрел каменный топор, потом железный – возникло производство каменных орудий, потом металлургия, металлообработка. Надоело ему ездить на лошади, сконструировал автомобиль, паровоз, самолет и вызвал целую лавину новых коллективных действий, а с ними – новых прав и обязанностей, новых нормативных схем, стандартов и норм поведения, запретов, требований. Потребности, как им и положено, постоянно растут, конца этому процессу не видно. Чем больше прав приобретает человек, тем больше обязанностей; чем больше преимуществ, тем больше запретов. Это и понятно: ведь любое право – чья-то обязанность, слабый же – крайний!
Великий сын украинского народа А.П. Довженко отмечал в своем дневнике в суровом, великом и неповторимом 1945 г.: «Окончилась мировая война. Народы начнут замазывать свои раны и ставить памят-ники полководцам и их лошадям». Мир наступил! Что дальше?
В крови и трупном смраде завершило человечество свою трагедию изобретением атомной бомбы. Атом разорван, всемирный грех учинен. Бомбу сбросили. Рухнуло гигантское государственное сооружение японского божественного империализма людоедов.
«Что есть атомная бомба? – спрашивают сегодня тысячи людей, – Сколько несчастья принесет она?»
Какие страшные возможности индивидуального террора может нести в себе это недоброе изобретение? Исчезли с неба смертоносные самолеты, но не прояснилось небо. Где-то в далекой безграничной голубизне видится двуногий преступник, предвозвестник финального акта трагедии человечества. Господи, хоть бы я ошибся. Да не будет так [57, 94].