Зачастую внешние войны или процесс хозяйственного освоения новых земель стимулировали авторитарные тенденции верховного вождя-правителя. Отметим также, что с монополизацией права распределения материальных благ власть вождя-лидера приобретает и экономические функции. В результате этих процессов вождь-лидер постепенно подчиняет своей власти трансформируемый аппарат общинного самоуправления и с его помощью возглавляет общест-венную организацию трудового процесса. Теперь члены этого аппарата, уже в силу своего положения, в тех или иных формах участвуют в присвоении значительного объема общественного продукта.
Войны во многом способствовали формированию и возвышению правящей элиты тех или иных народов. Насильственное умерщвление людей в «царских» гробницах, представленных в большинстве первых цивилизаций, демонстрирует безжалостные формы закрепления авторитета военного лидера. Потоки крови обагряли тернистый путь, ведущий к вершинам власти, цивилизации [272].
Восток многолик и его идеи – лики – это мудрость Будды и Конфуция и безграничная жестокость Чингисхана, Тамерлана и Бен Ладена, в их порыве к всемирному господству. Глобализация «разбудила» дремот-ный Восток. Каким же ликом-идеей он повернется к человечеству? Во многом это зависит от цивилизационных идей, лежащих в основе функционирования как западной так и славянской цивилизаций, направ-ления вектора развития всего человечества.
Даже в самые тяжкие времена под шквальным обстрелом противника кто-то должен первым подниматься из окопа бытия, получать свою порцию свинца и, если все-таки остался жив – идти вперед навстречу надежде и свету! Не отступим?!
Ю.М. Теплицкий
Суд города Манхейма (ФРГ) в 2007 г. приговорил Эрнста Зюнделя, отрицающего холокост, к максимальному сроку наказания – 5 годам тюремного заключения. Единомышленник МАУП получил 5 лет тюрьмы.
«Шпигель»
Глава VII
Может ли национализм быть эффективной национальной идеей XXI века? (Что будет, если «тягнибыки» и их соратники станут «фюрерами» на Украине?)
18 февраля 2007 года в Одессе осквернен мемориал жертвам холокоста, установленный на месте бывших пороховых складов, куда осенью 1941 года фашисты согнали 25 тысяч местных жителей, преиму-щественно евреев, и заживо их сожгли. Всего во время оккупации Одесской области, по оценкам исследователей, уничтожено около 240 тысяч мирных жителей.
Памятник с обеих сторон запачкан свастикой, нанесенной кора-бельной краской, а в основании обелиска появилась надпись: «С праздником Холокоста». Такое же преступление совершено и на Третьем еврейском кладбище города. Здесь свастикой разукрашены 600 могил.
Это не первый случай нацистского вандализма в Одесском регионе. В прошлом году, накануне годовщины со дня рождения Гитлера, преступники осквернили памятник жертвам холокоста в Прохоровском сквере. А в ночь на 22 июня в Раздельной были опрокинуты плиты с именами погибших в годы войны жителей города. В обоих случаях злоумышленников не нашли [290, 291].
В 2007 году в Киеве подростки совершили аналогичный акт вандализма в отношении нескольких могил, отнесенных ими к еврей-ским, и памятника Менора в Бабьем Яру. В то же воскресенье во Львове группа неонацистских молодчиков напала на музыкантов и зрителей в областном театре кукол во время концерта там антифашистской белорусской группы «Годо».
Нацисты забросали людей камнями и бутылками, разбили стекла автобусов, перевозивших музыкантов. При этом все СМИ отмечают очень вялую реакцию милиции. Львов – город, претендующий на звание культурного центра Украины, наводнен свастиками на стенах и нацист-скими лозунгами [290, c. 6–7]. Памятники Ленину заменили на памятники фашистам Шухевичу, Бандере. Что же дальше?
Не так давно мир, со слезами на глазах, отметил 60-летие победы над фашизмом. В опросе, проведенном Би-би-си к данному юбилею, Адольф Гитлер занял номинацию «Преступник № 1 всех времен и народов!» – и этому есть все основания. Все ли помнят это?
Бывший нацист Герман Раушнинг указывал в своей книге «Голос разрушения», что уже в 20-х годах Гитлер стал решительным сторон-ником пангерманской политики систематического истребления неко-торых районов Европы. Однако в то время Гитлер еще не вполне разработал «технику обезлюживания». Он говорил Раушнингу: «Нам придется развить технику истребления населения. Если меня спросят, что подразумеваю под истреблением населения, я отвечу, что я имею ввиду истребление целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь; грубо говоря, это моя задача. Природа жестока, следовательно, мы тоже имеем право быть жестокими. Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшей жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви. Под словом «уничтожить» я не имею в виду непременное истребление этих людей. Я просто приму меры к систематической приостановке прироста этого населения. Например, я могу на несколько лет отделить мужчин от женщин. Вы помните, на сколько упал процент деторождаемости в военное время? Почему бы нам в течении нескольких лет не проводить сознательно то, что тогда явилось неизбежным следствием продолжительной войны? Существует не мало путей, при помощи которых можно добиться вымирания нежела-тельных для нас народов» [292, с. 120–121].
На протяжении 20-х и 30-х годов германский генеральный штаб занимался научным исследованием различных методов, с помощью которых можно было полностью уничтожить или навсегда вывести из строя вражеские народы. Под наблюдением генерального штаба военные эксперты и специалисты в области медицины, психологии, экономики и социологии разрабатывали детальные планы система-тического подрыва моральной, культурной, экономической и полити-ческой жизни вражеских наций, уничтожения их физически.
«Прочную, мощную и хорошо слаженную организацию вражеской нации нужно постепенно разлагать, разрушать и, наконец, сломить так, чтобы в конечном счете она распалась на части, как растоптанный в лесу гриб», – писал берлинский профессор военных наук, доктор Эвальд Банзе в книге «Пространство и народ в мировой войне», изданной в Германии в 1931 году. В последствии д-р Банзе приобрел широкую известность как один из видных нацистских стратегов террора.
Конечным плодом широких исследовательских работ, проведенных учеными специалистами из германского генерального штаба, была политика геноцида по отношению к евреям, затем – к славянам [292].
В период Второй мировой войны политика геноцида, «обезлю-живания» жизненного пространства для «избранной» расы, получила свое законченное развитие.
В 1942 году, вскоре после состоявшегося в Берлине между Гитлером, Гиммлером и Кальтенбруннером совещания, на котором решено было применить газ для массовых убийств, в лагере Майданек были проведены специальные приготовления для проведения массовых казней с помощью газа. Было сооружено шесть бетонных барокамер с тяжелыми стальными, герметически закрывающимися, дверями. В стенах каждой камеры имелись небольшие отверстия для идущих снаружи труб. В каждой камере имелось небольшое окошко из толстого стекла, загороженное изнутри массивной стальной решеткой. В эти шесть камер можно было одновременно затолкать, в общей сложности, около 2 тысяч человек.
Рядом с шестью камерами находились небольшие комнатки для специально обученного персонала из числа эсэсовцев. Трубы из камер вели в эти комнаты. В каждой из комнат имелись груды круглых, герметически закупоренных, банок с надписью «Циклон Б2 – для специ-ального использования в восточных областях».
Вот как, по словам Симонова, действовали эти газовые камеры:
«Люди были голые, их ставили вплотную друг к другу, и они не занимали много места… Их вталкивали туда, закрывали за ними сталь-ную дверь, обмазывали края ее для более герметической закупорки, и через трубы специальная команда, надевшая противогазы, засыпала туда из этих круглых коробок «циклон». Это мелкие голубые, невинные с виду кристаллы, которые при соединении с кислородом немедленно начинают выделять отравляющее вещество, действующее на все центры человеческого тела. Сквозь трубы засыпался «циклон», эсэсовец, командовавший удушением, повертывал выключатель, камера осве-щалась, и он сквозь глазок со своего наблюдательного пункта следил за удушением, которое, по разным сведениям, длилось от двух до десяти минут. Сквозь глазок он безопасно мог видеть все: и страшные лица умиравших, и действие газа. Глазок сделан как раз на уровне человеческого лица. И когда люди умирали, наблюдателю не надо было смотреть вниз: умирая, они не падали – камеру набивали так, что и мертвые продолжали стоять в тех же позах» [292].
Отбор людей, подлежащих удушению, систематически произво-дили немецкие военные врачи. Заключенных, отобранных для унич-тожения, разделяли на группы. В одну группу включали больных тифом, в другую – неспособных к физическому труду, в третью – истощенных голодом, непосильной работой и так далее. Женщин обычно убивали вместе с детьми. Бывший заключенный поляк Ян Вольский впоследствии рассказывал польско-советской Чрезвычайной комиссии по расследо-ванию немецких злодеяний о некоторых казнях, свидетелем которых он был:
«В октябре 1942 года в лагерь было привезено большое количество детей и женщин. Здоровых отобрали для использования на работе, а всех слабых, больных и детей удушили в газовой камере. В марте 1943 года в той же камере снова были уничтожены газом 250 женщин и детей… 16 или 17 мая 1943 года на автомашинах было доставлено в лагерь 158 детей в возрасте от 2 до 10 лет. Этих детей умертвили в газокамере».
Обершарфюрер Адольф Тернерс, эсэсовец, который служил в Майданеке и был захвачен в плен советскими войсками, сообщил польско-советской Чрезвычайной комиссии:
«Мне рассказывал врач лагеря унтерштурмфюрер СС Риндфляйш вечером 21 октября 1943 года, что в этот день в газовой камере было удушено препаратом «циклон» 300 детей в возрасте от 3 до 10 лет» [292, с. 137–138].
Изо дня в день черный дым валил из труб Майданенского крема-тория и тяжелыми тучами стлался над Люблином. Горожане, часто идя по улицам, вынуждены были зажимать носы платками.
«Трупный запах часто проникал в город, по крайней мере, в восточную его часть, – заявил офицерам Красной Армии генерал-лейтенант Гильмар Мозер, бывший командующий германским гарни-зоном в Люблине, захваченный в плен советскими войсками, – даже менее информированным лицам было ясно, что творится в этом страшном месте».
Перед теми, кто после освобождения Люблина советскими войс-ками посетил лагерный крематорий, предстало ужасное зрелище. Американский корреспондент У.Х. Лоуренс писал: «Построенный из кирпича, он по своему виду напоминал небольшую доменную печь на сталелитейном заводе, работающую на угле и снабженную воздухо-дувкой, приводимой в движение электричеством». С обеих сторон крематория имелось по пять больших дверей. Трупы на стальных листах закладывались в топку с одной стороны, пепел убирался с другой стороны. Ежедневная пропускная способность топки составляла около 2 тысяч трупов.
К. Симонов писал: «Круглые дверцы сейчас открыты. Глубокие топки до половины наполнены истлевшими позвонками и пеплом. Перед печами на площадке против каждой топки лежат полуистлевшие вследствие пожара (перед бегством немцы подожгли здание ), приготовленные немцами к сожжению скелеты. Против трех топок – большие скелеты мужчин и женщин, против двух – скелеты детей, судя по размерам, примерно 10–12 лет. Против каждой топки – 5–6 скелетов. Это соответствует их вместимости: в каждую топку полагалось закладывать сразу шесть трупов. Если шестой труп не влезал, команда крематория обрубала невлезавшую часть тела – руку, ногу, голову, и после этого герметически закрывала дверцы».
Иногда в топки бросали живых заключенных. Историк Лоуренс сообщает: «…Я слышал следующую историю из уст немца, который был заключен в Майданек и брошен фашистами в отступлении. Его зовут Ганс Штауб. Ему 31 год. Это высокий крепкий человек с коротко остриженными волосами, которого посадили в лагерь за то, что он спекулировал мясом в Германии.
Несмотря на изданный немцами приказ, запрещавший заклю-ченным находиться на территории крематория, ему удалось однажды проникнуть за кирпичную ограду и спрятаться в тот самый момент, когда к зданию подъехал грузовик, доставивший около 12 человек. Среди них была полька 28–29 лет. Заключенных охраняли автоматчики, приказавшие им сойти с машины и раздеться. Женщина отказалась. Это разозлило Муссфельда, и он ее ударил. Она вскрикнула, и тогда Муссфельд окончательно вышел из себя и заорал: «Я тебя сожгу живьем».
По словам Штауба, Муссфельд приказал двум охранникам схва-тить женщину и связать ей руки и ноги. Затем они положили ее одетую на железные носилки и сунули в печь.
«Я услышал, как она громко вскрикнула, увидел, как вспыхнули ее волосы, и исчезла в топке», – сказал Штауб [292, с. 139–140].
Бывший заключенный, по фамилии Атроков, сообщил польско-советской Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немцев: «Ребенка отняли у матери, оторвав от груди, и на ее глазах убили о стенку барака».
«Я видел лично, – показал другой свидетель Эдвард Баран, – как у матерей брали маленьких детей и на их глазах убивали: за одну ножку брали рукой, на другую становились ногой, и таким образом разрывали ребенка».
Кроме человеческих жизней в лагере Майданек ничто не пропадало зря.
Около крематория стоял бетонный стол. Перед кремацией немцы помещали все трупы на тот стол и тщательно осматривали рты мертвецов, вынимая золотые коронки и пломбы. Все это собиралось для отправки в Германию. Ни один труп не принимался для кремации, если он не имел на груди клейма, удостоверяющего, что он прошел осмотр на предмет обнаружения золотых коронок.
Рядом с печами стояло большое количество глиняных урн. В них ссыпали прах сожженных, который затем продавали их семьям по цене, доходившей до 2500 марок.
Немцы систематически собирали одежду и прочее имущество убитых мужчин, женщин и детей и хранили все это на огромных складах. В многочисленных специальных помещениях разного размера имущество мертвецов тщательно сортировалось, аккуратно склады-валось, упаковывалось и подготовлялось к периодическим отправкам в Германию. В одном помещении были собраны десятки тысяч платьев; в другом – огромные груды брюк; в третьем – кучи детской одежды; в четвертом – горы белья. Другие помещения были забиты детскими игрушками, купальными халатами, кисточками для бритья, женскими поясами, мужскими галстуками, резиновыми сосками, пижамами и тоннами всяческого другого добра, снятого с покойников.
Вот как описывает этот склад К. Симонов:
«Трудно сказать, сколько здесь пар обуви… Обувь не помеща-лась в бараке, она вываливалась из окон и дверей наружу. В одном месте ее тяжесть проломила стену, и часть стены вывалилась вместе с горами обуви.
Здесь есть все: и разорванные русские солдатские сапоги, и польские солдатские ботинки, и мужские штиблеты, и женские туфли, и резиновые ботинки. И, что самое страшное, десятки пар детской обуви: сандалии, туфельки, ботиночки – с десятилетних, восьмилетних, шести-летних, годовалых. Трудно представить себе что-либо страшнее этого зрелища. Ужасное, молчаливое свидетельство смерти сотни тысяч мужчин, женщин, детей» [292, с. 142–145].
Дракон фашизма повержен, но не уничтожен окончательно. «Тягнибыки» России и Украины уже видят себя гаулеттерами, решаю-щими судьбы миллионов. Хочешь ли ты, чтобы с твоим ребенком, женой, матерью случилось подобное? – Останови фашизм, пока не поздно!
Отчего сыны твои, Россия, больше
всех на свете водку пьют?
Советский поэт
15 тысяч украинцев и более 25 тысяч россиян погибли в прошлом году от алкогольной отравы.
Статистические данные
Куплено было 20 цибиков чая. В каждом цибике было по 5 пудов, каждый пуд имел 40 фунтов. Из лошадей, везших чай, две пали в дороге, один из возчиков заболел, и 18 фунтов рассыпалось. Фунт имеет 96 золотников чая.
Спрашивается, какая разница между водкой, огуречным рассолом и недоумением?
Антон Чехов «Записки сумасшедшего математика»
Глава VIII
Идея сурогатно-алкогольного Эдема в развитии этносов (Почему, когда мы пьем – мы непобедимы?)
Один из наиболее сложных вопросов бытия цивилизаций – выявление, что же является их движущей силой, стимулом, брендом, какой «ветер» наполняет паруса той или иной цивилизации, выступает в роли «перпетум мобиле»?
В основе развития цивилизаций лежат страсти, пороки, устремления тех или иных индивидуумов – любовь, жажда власти, золота, достойного места в общественной иерархии. Не все могут достичь те высоты, которые им грезятся, наступает кризис, разочарование, пессимизм общества и той или иной личности.
Великим противоядием от этого являются такие «стабилизаторы» цивилизаций и «Homo sapiens» в целом, как спиртное и наркотики. История многих этносов проходит под их знаками: славянцев – под знаком водки, германцев – под знаком пива, инков, ацтеков, майя – под влиянием наркотиков. При этом водка более 800 лет является брендом славянства, «вечным» его спутником, роком, бедой и радостью.
Как известно, Остап Бендер «осчастливил» одного американского подданного, страдавшего от «сухого закона» в США, сотнями рецептов получения спиртного, в том числе и из примитивного табурета – «табуретовки».
Когда на Руси появились первые питейные места, история умалчивает. Известно, однако, что уже при Иване Калите (начало XIV века) на ярмарке в торговом городке торговые сделки «обмывались» сразу… в семидесяти питейных домах. Иван Грозный учредил первые «царевы» кабаки, коим водку поставлял государев Сытный двор. Однако, чтобы народ не спился, гулять в кабаках ему разрешалось в строго определенные дни: на Рождество и на Пасху, в поминальную родительскую субботу и в Николин день, однако находилось немалое число «питухов», живших под девизом: «Нашу волю не сломить: пили, пьём, и будем пить!» С ними у царских стражников разговор был короток. Попался пьяный в будний день впервые – садись в «бражную тюрьму» на несколько недель. Второй раз попадёшься – поведут тебя по улицам, лупцуя кнутом. За третью «вину» сидеть приходилось долго, при этом провинившегося били батогами до десяти раз. Ну а за четвертую «вину» грозило пожизненное заключение [293, 294].
Когда и где впервые появилась водка, оставалось загадкой до тех пор, пока в 1996 году профессор А.П. Смирнов не заинтересовался новгородскими берестяными грамотами, одна из которых гласила: «Аже водя по 3 рубля продаи али не водя не продаи». Не отсюда ли цена при советской власти была 2 руб. 87 коп.?
Согласно версии Смирнова, грамота представляет собой наказ боярина к управляющему, собиравшемуся поехать в хозяйскую вот-чину. Тот должен был выяснить, готова ли водка («водя»), предназ-наченная для продажи. Если водка готова, то её надо продать по три рубля, а если не готова («не водя»), то с продажей следовало по-временить.
Поскольку историки датировали грамоту ориентировочно 1250 го-дом, то отечественные производители решили эту дату сделать годом ее рождения, а местом рождения был назван Господин Великий Новгород [294].
С древних времен и до конца XVII века простой народ производил водку самыми примитивными способами – вымораживая или прогревая ржаное сусло. Простейшие перегонные аппараты – алямбики, состо-явшие из глиняной корчаги (кувшин с широким горлом) и особой крышки к ней, использовали только бояре да крупные монастыри. (Прототип самогонного аппарата!)
Процесс получения водки был долгим, и при корчагах, и перегон-ных аппаратах всегда должен был сидеть надежный человек. Поэтому, в средние века производство водки именовали «сидением спирта» или «водочным сидением», а саму водку часто величали по одному из составляющих или способу производства, а может быть, и по воз-действию – «хлебенным» или «горячим» вином [293–295].
Алкоголь и наркотики – одни из давних «спутников» человечества. Вначале они производились и распространялись как лекарства, элементы культового обихода, давались как стимулирующее средство воинам перед боем, были средством от чумы, холеры, прочих эпидемий, затем же стали универсальным средством от всех проблем, бед мира, спутником рождения, смерти и прочих событий человеческой жизни, какими они считаются и доселе!
Жителям Старого Света также есть, чем гордиться: впервые крепкий винный спирт был приготовлен именно в Европе в XII столетии, хотя большинство шагов, ведущих к этому, предприняли еще раньше арабы. Последнюю точку в этом поставили, вероятно, в Южной Италии, где была хорошо развита медицинская наука.
Поскольку перегонка ароматических веществ и масел была уже известна, спирт, судя по всему, произвели случайно в процессе приготовления лекарства. Ключ к его получению таился в охлаждении верхней части перегонного куба, или дистиллятора, настолько, чтобы сконденсировать спирт точно так же, как и воду. Получившийся дис-тиллят сначала употреблялся в качестве редкого лекарства, стимули-рующего сердечную деятельность.
Вскоре удалось получить спирт настолько крепким, что он мог гореть, и это намного повысило его престиж. Название «алкоголь» представляет собой неправильное употребление арабского термина, который на самом деле относится, прежде всего, к краске для подведения глаз, а также к любому мелкому порошку.
Большой спрос на спирт и крепкие производные напитки: ирланд-ское «асквибо» (напиток, приготовляемый из коньяка, в который добавляются пряности), виски, жженку, коньяк, пришел только с «черной смертью», т.е. чумой в XIV веке. В то время верили, что те, кто регулярно пьёт его, никогда не умрёт: отсюда и название «аква вита» – вода жизни. После этого спирт вышел из-под контроля врачей и стал произ-водиться в огромных количествах, о чем свидетельствуют многочис-ленные законы, направленные против его употребления.
Были и позитивы – осаждение паров спирта послужило даль-нейшим толчком для развития науки – были изобретены дистиллятор и конденсатор, что позволило переводить в жидкое состояние такие легкие вещества, как эфир. Дистиллятор и конденсатор не просто дополнили перегонный куб и реторту в качестве главных предметов лабораторной аппаратуры, а сделали возможным создание органической химии [293, 294].
«Цунами» алкоголя то приливали, то угасали на пространстве славянской цивилизации, скрашивая суровые будни «часового» меж Европой и Азией.
Начало было скромным и «лечебным»! В 1581 году Иван Грозный завел при своем дворе государеву аптеку, где иноземные специалисты производили не только лекарства, но и различные напитки, в том числе водку, для царского стола. С 1620 года поставкой напитков и лекарств ко двору стал заниматься Аптекарский приказ. При царе Алексее Михайловиче на месте, где ныне стоит Исторический музей, была открыта аптека для населения. Иноземцы, обслуживавшие её, то и дело сетовали на застой в делах – из-за дороговизны народ лекарства не покупал. Зато открытый при аптеке кабак процветал [294]. С тех пор и пошло, и поехало!
«Водочный досуг» имел и имеет свою атрибутику, свои бренды, незыблемые правила и аксессуары. Неизменным брендом «водочной радости» являлся гранёный стакан. Если верить преданию, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому влади-мирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что тот не бьётся. Государь, выпив из него хмельного напитка, не медля, швырнул подарок оземь со словами: «Стакану быть!» А он возьми и разбейся в мелкие осколки. Однако же царского гнева не было, ну а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе: «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную ёмкость в процессе застолья – «на счастье». В некоторых барах и ресторанах в меню до сих пор указываются расценки за бой посуды [295].
Царь-революционер Руси Петр I, постоянно нуждавшийся в средствах для ведения Северной войны, объявил свободу винокурения, обложив производителей двойным налогом – те платили с кубов и полученной водки. За законностью винокурения следила Кормчая контора. Виновных в тайном производстве и продаже водки волокли в пыточные (одна из них находилась в подземелье бывшего дома дьяка Аверкия Кириллова, ныне здание на Берсеневской набережной занимает Институт искусствознания). Так что, от водки до искусства – один шаг! С помощью водки Петр I пытался повысить культурный уровень россиян. Первый музей (Кунсткамера), созданный им в Санкт-Петербурге, популярностью у народа не пользовался. Кто получит удовольствие, любуясь на заспиртованных уродцев и разных фантастических гадов? Но когда император приказал выдавать каждому посетителю по 200-грам-мовой чарке водки (при желании ее могли заменить на чашку чая), народ в музей зачастил [294].
Оказывается, что Остап Ибрагимович Бендер был не первым, кто осчастливил американца-страдальца да и всю, изнемогавшую от сухого закона, Америку перегонным аппаратом для самогонки. Водка – один из первых и мощных представительских брендов Руси в мире. Она, как ни странно, пришлась в средневековье по нраву даже персидскому шаху. Персидские торговые люди и купцы были желанными гостями на Руси. В какой-то из своих приездов они и закупили несколько ведер водки. Под каким «соусом» ее преподнесли ревнителю ислама шаху Аббасу I, никто не знает. Но только очередное персидское посольство передало царю Борису Годунову просьбу шаха о присылке двух перегонных аппаратов и 200 ведер (2000 литров) водки.
В сентябре 1660 года на двух речных судах персы отбыли из Москвы на родину. С собой они везли два отличных медных перегонных аппарата («кубы винные»), а также трубы и таган (котел) к ним. Получив 200 ведер водки в Казани, персы на радостях, видимо, устроили гульбу, и «пили всю ночь, пока была мочь». Но закончился пир их бедою. 24 октября на Волге, «напротив Курдюма-острова», неподалеку от Саратова, оба судна были разбиты якобы… из-за непогоды. Перегонные аппараты пошли ко дну. Сколько ни ныряли персы-бедолаги в ледяную воду, так ничего и не отыскали. Аббас І то ждал водку!
Сопровождавший персов князь Александр Засекин сообщил царю о случившемся. Пришлось снова обратиться к мастерам.
Послы, опасаясь шахского гнева, терпеливо ожидали в Саратове новых «кубов», потом перебрались в Астрахань. Только в мае 1601 года они получили долгожданный груз. Вслед за персами нашу водку стали закупать шведы, потом англичане и… пошло-поехало [294] .
Потоки водки на Руси ужасали и привлекали иностранцев своими отливами и приливами. Иностранцы, побывавшие на Руси в XV–XVII ст., наперебой описывали пьянство русских. Любопытно, что во всех воспоминаниях в качестве красочного примера фигурировала зло-счастная стрелецкая слобода Наливайко (от слова «налей»), нахо-дившаяся в Замоскворечье. Оказалось, что московский князь был вынужден переселить из Кремля за Москву-реку не русских, а… ино-земных солдат: поляков, немцев и литовцев, потому что, как писал голш-тинский придворный советник, математик и антиквар Адам Олеарий, «иноземцы более московитов занимались выпивками, и так как нельзя было надеяться, что этот привычный и даже прирожденный порок можно было искоренить, то им дали полную свободу пить. Чтобы они, однако, дурным примером своим не заразили русских (эти последние также весьма склонны к пиршествам и выпивкам), то пьяной братии пришлось жить в одиночестве за забором [294].
Прошлое пришло и в настоящее! Водка, как и спиртное в целом, занимала немаловажное место в строительстве социализма.
И.В. Сталин, придя к власти, узрел в водке важнейший рычаг мобилизации масс на созидание нового общественного строя, важный фактор аккумуляции финансовых средств для этого. Он заявил: «Социа-лизм строят не в белых перчатках. Водка, её производство и продажа не противоречат построению нового общества». Это и возродило империю! При этом советская система восприняла и модернизировала водочные бренды, идущие из «проклятого» самодержавного прошлого.
Советский граненый стакан появился на свет благодаря скульптору Вере Мухиной. Мало кто может припомнить истинную причину, по которой гладкие до той поры стаканы вдруг стали гранеными. А произошло это вовсе нее из-за прихотливой фантазии художников. Нет. Таков был социальный заказ. Стакан, рассчитанный на массовое производство, надо было приспособить к посудомоечной машине. Правда, в последствии машины эти так и не нашли широкого распространения. Зато стеклянные грани нового сосуда настолько удобно легли в мозо-листые, привыкшие к ребристым гайкам, руки рабочего класса, что иного уже никто и не мыслил. Так и «поплыли» к коммунизму!
Вообще, называют еще одного человека, вроде бы причастного к созданию граненого стакана – горного инженера, профессора геологии Николая Славянова. Имя это действительно славное, Славянов придумал дуговую сварку и предложил способы электрического уплот-нения отливок, за что ему были признательны советские металлурги. А в часы досуга он занимался тем, что рисовал стаканы с 10-ю, 20-ю и даже 30-ю гранями. Однако, намеревался профессор изготавливать такие сосуды из металла. Мировые величины также были причастны к усовер-шенствованию водочных брендов. Не надо забывать и художника Казимира Малевича, автора знаменитого «Черного квадрата», совместно с которым создавались эскизы стакана, обсуждались размеры и число граней. Правда, это были все же не те стаканы, к которым многие с детства привыкли.
Если об авторстве стакана еще можно спорить, то в другом пер-венство Мухиной однозначно – именно она разработала дизайн еще одного всенародно любимого питейного сосуда – пивной кружки, какими в советское время изобиловали все пивные.
При этом граненый стакан и пивная кружка были своеобразной «диверсией» их творцов против советской власти. Вера Мухина скончалась в Москве 6 октября 1953 года. Перед смертью она при-зналась сыну Всеволоду и близким, что ненавидела сталинский режим и всю жизнь искала эзоповские средства для того, чтобы ему «насолить». Возможно, в какой-то мере, такими средствами явились и придуманные ею граненый стакан и пивная кружка. Из них пили миллионы советских людей, рассказывая бесчисленные анекдоты о сильных мира сего. В эти годы, возможно, и родилось выражение: «Без стакана не разберешься»? А со стаканом, похоже, до сих пор разбираемся и чем дальше – тем «круче»!