Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место человека в системе животного мира



КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

 

1. История вопроса.

2. Место человека в системе животного мира.

3. Краткий анализ и дискуссионные вопросы эволюции приматов.

4. Основные этапы антропогенеза, их характеристика.

5. Вопрос о центрах происхождения человека, основные гипотезы.

6. Соотношение биологического и социального в эволюции человека.

7. Билогическое учение о расах. Морфологическая и популяционно–генетическая концепции рас. Адаптивность расовых признаков.

8. Расизм, социал-дарвинизм, их оценка.

История вопроса.

Вопрос о происхождении человека до сих пор в известной мере ос­тается одной из сложных проблем. С древних времен отмечалось сход­ство человека с приматами, но это были лишь робкие догадки, которые не приводили к идее о происхождении человека от более низкоорганизо­ванных форм. В средние века религия мешала сделать вопрос о происхождении человека предметом научного исследования. Представление о естественном происхождении человека могло появиться и развиваться только на основе материалистического мировоззрения, которое широко распространилось лишь в XIX в.

Первая стройная гипотеза о происхождении человека была предло­жена Ламарком. Суть ее он кратко изложил в 1802 г., а затем подробней в 1809 г. в знаменитом труде «Философия зоологии». Эту гипотезу Ламарк построил на основе идеи о потребностях, вследствие которых соз­даются усилия, и об усилиях, порождающих орган. По его мнению, ка­кое-то наиболее развитое «четверорукое» благодаря обстоятельствам ут­ратило привычку лазить по деревьям, приспособившись ходить на двух ногах. Через несколько поколений эти «четверорукие» должны были пре­вратиться в двуруких, для которых четвероногое хождение стало затруд­нительным. Все это сопровождалось соответствующими изменениями органов. Гипотеза Ламарка возникла под влиянием взглядов француз­ских материалистов XVIII в., и в ней были следующие положитель­ные стороны: 1) впервые было предложено схематическое представление о естественных факторах, определивших появление человека (прямохождение, переход к новому питанию, общественная жизнь и др.); 2) высказана идея о животном происхождении человека; 3) сделана попытка раскрыть последовательность постепенного приобретения пред­ками человека «человеческих свойств» (двуногое хождение — новые фор­мы групповой деятельности — речь). Тем не менее Ламарку удалось лишь по-новому поставить проблему, не вдаваясь в фактическое дока­зательство отдельных положений. Гипотеза Ламарка не имела успеха, но оказала известное влияние на натура­листов, которые в дальнейшем зани­мались проблемой антропогенеза.

Наиболее крупный вклад в реше­ние проблемы происхождения человека был сделан Дарвином. Он предложил принципиальное решение вопроса и привел многочисленные доказательства развития человека из нижестоя­щих животных форм. Свои взгляды Дарвин изложил в трудах «Происхож­дение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). При этом Дарвин опирался не только на собственные ис­следования, но и на достижения других ученых, фактический материал и обоб­щения которых помогали обосновать Ч. Дарвину вывод о животном происхождении человека в процессе эволюции.

Так, Т. Гексли на сравнительно-анатомических данных показал, что по многим признакам антропоморфные обезьяны ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель основные положения по этой проблеме сформулировал в работе «Генеральная морфология организмов, общие принципы науки об органических формах, механически обоснованные реформированной Чарлзом Дарвином теорией происхождения видов» (1866), где сделал ряд обобщений на основе данных по эмбриологии че­ловека и впервые попытался представить родословное древо его, выдви­нув идею питекантропа как предковой формы.

Огромное значение для перехода к подлинно научному изучению мышления человека и его генезиса имела книга И. М. Сеченова «Рефлек­сы головного мозга» (1863), в которой была доказана связь между мыш­лением человека и высшей нервной деятельностью животных.

Этнограф и социолог Льюис Морган в работах «Лига ирокезов» (1861), «Система родства и свойства человеческой семьи» (1869) и дру­гих в результате изучения степени родства различных народов дал ана­лиз основных этапов развития семьи и брака, заложив фундамент мате­риалистического понимания истории первобытного общества.

Довольно быстро появлялись палеонтологические и археологиче­ские данные, позволявшие глубже анализировать отдельные периоды эволюции человека. Таким образом, во второй половине XIX в. имелся разнообразный фактический материал, чтобы сделать ряд важных обобщений и перейти к комплексному изучению проблемы происхождения человека. Становилось очевидным, что человек и его общество не обо­соблены от остального мира, т. е. от неживой и живой природы, а раз­вивались вместе с ними и являются частью всеобщего движения и изме­нения материи.

В своих работах Дарвин синтезировал огромный материал, накопив­шийся к 70-м годам XIX века, и убедительно доказал, что человек, как и все другие живые существа, произошел путем постепенных превра­щений его предков, что у него, как и у всех других организмов, можно пронаблюдать явления изменчивости, наследственности, борьбу за су­ществование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окру­жающей среды.

В I главе книги «Происхождение человека и половой отбор» Дар­вин приводит многочисленные факты, подтверждающие развитие чело­века из более низкоорганизованных форм животного мира. Этот мате­риал можно разделить на три группы: 1) факты, убеждающие в сходст­ве строения и функций человека и других животных; 2) факты о сходстве зародышевого развития человека с таковым у животных; 3) рудиментарные органы как доказательство животного происхожде­ния человека. Наиболее подробно Дарвин рассматривает третью группу. Это было связано с тем, что первые две подробно исследовались Т. Гексли и Э. Геккелем. Кроме того, сравнительно-анатомические и эмбрио­логические данные в то время трудно было использовать для доказа­тельства эволюционной теории, так как креационисты и метафизики на этом фактическом материале доказывали свою фантастическую идею о единстве плана творения организмов всевышним.

Данные же по рудиментарным органам убеждают в относительности органической целесообразности, что несовместимо с метафизическим взглядом на мир и идеалистическим представлением об эволюции. С по­зиций теории естественного отбора рудиментарные органы — неизбежное следствие эволюционных преобразований. Этот принцип распространяет­ся и на человека, что и определило особое внимание Дарвина именно к этому факту. Оценка рудиментарных органов с позиций эволюционной теории нами уже рассматривалась (гл. II, III).

Дарвин в своей работе (гл. II) анализирует конкретные пути эво­люции человека, рассматривая результаты прямого действия среды, роль упражнения органов, атавизмы, соотносительную изменчивость и половой отбор. Все это позволяет ему подтвердить правильность симиальной гипотезы о происхождении человека. Дарвину удается пока­зать преимущества вертикального положения тела, формирования руки, развития мозга и членораздельной речи. Однако не все особенности че­ловека он связывает с действием естественного отбора; причины неко­торых преобразований он видит в прямом действии среды или упражнения (утрата человеком хвоста объясняется передачей по наследству влияния трения при сидении, а появление речи рассматривается как ре­зультат упражнения голосовых органов), т. е. в ряде случаев дает ла­маркистскую трактовку. Это не умаляет значения труда Дарвина, так как основным фактором эволюции человека он считает естественный от­бор, а остальные факторы, по его мнению, играли вспомогательную роль.

В III—V главах Дарвин дает сравнительный анализ умственных способностей человека и животных, а также нравственных качеств у первобытного и цивилизованного человека. Фактический материал, пред­ставленный Дарвином, в основном не утратил значения, но его трактов­ка была ошибочной. Отличия в психической деятельности человека и высших млекопитающих Дарвин сводил к чисто количественным харак­теристикам и не учитывал принципиальных качественных особенностей. Кроме того, источник человеческой морали он искал в общественных ин­стинктах животных. В заключительной главе Дарвин обращается к во­просу о месте человека в естественной системе животного мира и о низ­ших ступенях генеалогии его.

Эта работа Дарвина явилась наиболее полным трудом о происхож­дении человека, где обобщались почти все накопившиеся к тому времени данные. Хотя в работе и имелись существенные недостатки, она убеди­тельно доказывала, что человек произошел от более низших форм орга­низмов под действием естественного отбора.

В настоящее время принято выделять следующие основные стороны антропогенеза: 1) систематическое положение человека и его общность с другими живыми организмами; 2) предок человека; 3) древность человека; 4) основные стадии эво­люции факторы эволюции; 5) качественные особенности эволюции человека. 6) прародина человека.

 

Место человека в системе животного мира.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.