Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура описательных эпидемиологических исследований



Дизайн, способы проведения исследований, способы организации исследований, research structures, study design – термины являются синонимами термина «структура».

Единой общепринятой структуры описательных эпидемиологических исследований на сегодняшний день нет, как нет и единого названия данного исследования: описание-наблюдение, описательно оценочные исследования, дескрептивные, описательные исследования. Существует много терминов характеризующих организацию исследований, которые применяются авторами произвольно. Наиболее удачная классификация с нашей точки зрения была предложена Палтышевым И.П., которая дает возможность использовать многообразие характеристик для обозначения различных особенностей организации и проведениялюбых эпидемиологических (в нашем случае описательных) исследований (см. главу 4,стр…., схема….), в том числе и описательных. Согласно этой классификации (классификационный признак - термины определяющие дизайн) описательное исследование может быть:

· по цели -описательное

· по общенаучному методу – наблюдательное

· по объему изучаемого явления – сплошное и выборочное

· по наличию изучаемых - состоявшихся- случаев (болезни, смерти) – ретроспективное

· по времени проведения – одномоментное (поперечное и динамическое (продольное)

· по месту проведения - полевое.

В ряде случаев один из терминов может быть использован как имя собственное, например «одномоментное исследование» используется для характеристики чаще всего выборочных описательных исследований.

Одномоментное описательное исследование (поперечное, prevalence study, cross-sectional) - это исследование в равной степени может относиться как к описательным, так и аналитическим. Критерий - проводится или нет проверка гипотезы о факторах риска.

Более того термин»одномоментное» трактуется как исследование проведенное на результатах полученных один раз (кратность проведения) или чаще всего – проведенных в одно и тоже время (время проведения). В ряде случаев термин «одномоментное исследование» заменяется термином «скрининг». Все эти термины используются для обозначения описательных эпидемиологических исследований. Большинство авторов этот тип исследований относят к аналитическим исследованиям. В дескрептивной эпидемиологии этот метод используется для:

· выявления истинной распространенности болезни

· выявления признаков болезни

· уточнения симптомов болезни и их связи с диагнозом т.д.

В выборочных описательных исследованиях величина показателей заболеваемости будет превышать данные официальной статистики и более достоверно отражать распространенность явления. В тоже время на точность результатов исследования отрицательно могут повлиять выбранные методы, критерии диагностики, корректность вопросов анкеты, манифестность болезни и т.д. Согласно классификации Палтышева И.П. одномоментное исследование является описательным, наблюдательным, выборочным, редко сплошным, научным или рутинным, полевым.

Наиболее широко методы декрептивной эпидемиологии в нашей стране используются санитарно-эпидемиологической службой. Описательные эпидемиологические исследования являются одним из инструментов в практической работе эпидемиолога по выявлению особенностей распределения болезней. Эти исследования являются повседневными, рутинными, проводятся в рамках одной из основных (эпидемиолого-диагностической, аналитической) функций управленческой деятельности. Только правильно поставив эпидемиологический диагноз заболеваемости можно успешно осуществлять профилактику. Основными разделами эпидемиологической диагностики являются ретроспективный эпидемиологический анализ и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, первым этапом в которых являются описательные эпидемиологические исследования.

Схема проведения описательного ретроспективного эпидемиологического анализа (РЭА) заболеваемости состоит из ряда последовательных, взаимосвязанных действий. Однако прежде чем приступить к его выполнению необходимо освоить некоторые основополагающие специальные приемы работы с величинами заболеваемости.

Все специальные методы, используемые в эпидемиологических исследованиях, являются статистическими и включают методы сбора и методы обработки эпидемиологических данных. К универсальным методам, используемым на всех этапах анализа, относятся:

· группировка и сводка эпидемиологических данных;

· методы измерения заболеваемости (представлены в главе 4);

· способы графического отображения эпидемиологических величин;

· оценка статистической достоверности и эпидемиологической значимости различий показателей заболеваемости.

Знание особенностей формирования и оценки показателей заболеваемости, сводки и группировки данных, правил построения и прочтения диаграмм, оценки достоверности различий показателей заболеваемости дает возможность правильно организовать, провести и оценить результаты описательного ретроспективного анализа.

Ретроспективный эпидемиологический анализ –это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости с целью обоснования перспективного планирования мероприятий. Описательный этап ретроспективного анализа заболеваемости, является обязательным его элементом.

В практике здравоохранения целью РЭА является выявление и обоснование приоритетных проблем профилактики заболеваний по группам и нозологическим формам болезни, выявление и обоснование приоритетных проблем профилактики отдельных инфекций и формулирование гипотез о факторах риска. В отношении актуальных групп и нозологических форм болезней - выявление особенностей динамики и структуры заболеваемости с учетом времени, места возникновения заболевания и индивидуальных характеристик заболевших, т. е. установить время риска, территории риска и группы риска.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.