Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СМЫСЛ. Вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?»



Четкий ответ на вопросы «Для чего нам нужно делать эту работу?». «Для чего нам нужен результат, который мы хотим получить?» или «Что даст нам достижение ожидаемого результата?» помогают определить смысл работы, сфокусировать наши действия на смысле достижения цели, помогают лучше понимать смысл нашей задачи в контексте более дальних и более высоких целей, в контексте стратегии. В ситуации сотрудничества мы ставим какую-то задачу и совместно решаем ее. По сути дела, ответ на этот вопрос фиксирует СМЫСЛ решаемой в сотрудничестве задачи, смысловой аспект цели — цель более высокого порядка, смысл решения стоящей задачи. Он привязывает нашу цель к другим целям, вписывает ее в общий контекст всей деятельности. Ответ на данный вопрос помогает точнее определить конечный результат работы.

Например, мы получили задание «оценить состояние окон в здании» и должны совместно его выполнить. Для эффективного сотрудничества при выполнении этого задания нам нужно согласовать цель наших действий. Одним из аспектов цели является понимание смысла предстоящей работы. Нам важно понимать его одинаково. Иначе наши действия будут неэффективными. Для уточнения смысла мы должны задать вопрос: «Для чего нам нужно оценить состояние окон в здании?» ; В зависимости от ответа на вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?» — для унификации типа окон здания с эстетической точки зрения, или для оценки стоимости замены стекол, или для установки системы сигнализации — задание будет выполняться различным образом. Результатом этой работы в первом случае будет разработка эскиза окон, во втором количество стекол, требующих замены, и их общая стоимость, в третьем — требования к количеству и качеству элементов системы сигнализации.

Часто при постановке цели забывают ответить на этот вопрос. Тогда возникает опасность интерпретации результата. Если, например, в задании с окнами не задать вопрос «Для чего это нужно?», можно неверно интерпретировать его смысл как «Оценить, следует ли их мыть». И результат может оказаться совсем не тем. какой ожидает постановщик задачи.

Типичная ошибка руководителя при постановке задачи подчиненному заключается в том. что он говорит, что нужно сделать («результат»), но не сообщает о смысле работы («для чего» это нужно сделать). Не зная этого, подчиненный делает работу «вслепую», не соотнося результат со смыслом, не видя своей работы в общем контексте и не имея возможности искать новые пути достижения цели. И наоборот, понимая смысл работ, ее миссию и стратегическую цель, он может предложить новые креативные пути, получить иной результат. Не тот, который ему был дан в падании, а более качественный.

Вот пример того, как отсутствие ответа на вопрос «Для чего?» повлияло на выполнение задания подчиненным.

Руководитель крупного английского издательского холдинга получил от финансового директора отчет о том, что затраты на бумагу для внутренней корреспонденции достигают 30 000 фунтов стерлингов в год. (Дело происходило еще до появления электронной почты.) Исследование ситуации показало, что текст большинства служебных записок занимал меньше половины листа формата А4. Ужаснувшись данной цифре, для сокращения издержек в (нaраз он издал распоряжение, требовавшее рассылать все внутренние записки только в формате А5. Это распоряжение было доведено до всех руководителей подразделений. Через некоторое время финансовый директор зашел в кабинет одного из руководителей холдинга и увидел в приемной, как секретарь этого руководителя ножницами отрезала от служебной записки, напечатанной на листе формата А4. чистую нижнюю полотну листа и выбросила ее в мусорную корзину. На вопрос финансового директора о том, для чего это делается, секретарь ответила: «Я не знаю. Это распоряжение руководителя — чтобы размер всех исходящих бумаг был не больше половины листа А4».

Абсурд описанной ситуации очевиден. Его причины тоже.

Ответ на вопрос «Для чего?» задает место цели данной задачи в иерархии всех целей и задач и делает работу более осмысленной. Этот компонент цели интегрирует ее в систему целей.

Наличие и понимание цели более высокого порядка (смысла) и постановке конкретной цели мотивирует ее достижение. Вспомните известную историю о строителях Шартрского собора.

"Некий прохожий спросил одного из рабочих, носивших камни, о том, что он делает. Рабочий ответил: "Я Hoшy камни на третий этаж". Прохожий задал тот же вопрос другому рабочему. Тот сказал: " Я зарабатываю деньги на пропитание для своей семьи". На этот же вопрос третий рабочий гордо произнес: "Я строю Шартрский собор"».

Впрочем, довольно часто вовремя и правильно заданный вопрос «Для чего?» помогает избежать бессмысленной работы - либо переформулировать задачу, либо вовсе отказаться от ее решения как от ненужного.

Для того чтобы эффективно сотрудничать, участники вза­имодействия должны одинаково понимать смысл совместных действий, который является одним из компонентов цели.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.