Нет ничего легче, чем быть занятым, и нет ничего труднее, чем быть результативным.
Ален Маккензи
Сотрудничество может быть более или менее эффективным. Индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми в совместных проектах, мероприятиях, совещаниях говорит нам о том, что, даже начинаясь с «благих намерений» и при всеобщем желании вместе достичь цели, нередко совместная деятельность заканчивается безрезультатно, а порой, ко всеобщему сожалению, приводит к конфликту, разрыву отношений и прекращению взаимодействия. Поэтому с практической точки зрения, как уже упоминалось, имеет смысл говорить не о сотрудничестве вообще, а об эффективном сотрудничестве.
Что же такое эффективное сотрудничество? Как узнать, является ли наше сотрудничество эффективным? Как оценить степень его эффективности? Эти вопросы важны и для понимания того, что представляет собой наше взаимодействие с другими, и для повышения эффективности совместной работы. Определив, по каким критериям можно оценить эффективность сотрудничества, мы можем скорректировать свое взаимодействие с другими и целенаправленно управлять им для достижения лучшего результата.
Сотрудничество направлено на достижение некоторой общей цели. В ситуации сотрудничества мы действуем совместно, решая некоторые задачи для того, чтобы эту цель реализовать. Решение этих задач происходит в процессе коммуникации между участниками. В результате этой коммуникации и совместных действий между ними формируются некоторые отношения и решается некоторая задача.
То. насколько мы достигли наших целей и решили поставленные задачи. определяется эффективностью нашего взаимодействия. Сотрудничество эффективно, когда его участники получили тот результат, к которому стремились, решили ту задачу, которую ставили, достигли совместной цели. Эффективность в первую очередь можно оценить, тем, достигнута ли цель. Один из критериев эффективности сотрудничества - это достижение совместной цели его участниками: правильность решения задачи или соответствие полученного результата поставленной цели.
При этом успешность сотрудничества определяется эффективностью действий по достижению цели или решению стоящих задач, то есть тем. насколько скоординированно и согласованно участники взаимодействовали в процессе достижения этой цели. В свою очередь, эффективность процесса достижения цели приводит к тому, что сокращается время ее достижения. Поэтому время - второй критерий эффективности сотрудничества.
Типичный пример - ситуация совещания, знакомая каждому менеджеру. Можно «просовещаться» несколько часов и в конце концов принять какое-либо решение, а можно добиться того же самого гораздо быстрее за счет организованного взаимодействия и коммуникации. Время совещания — показатель его эффективности. Точно так же, как и результат совещания.
Как мы уже говорили, в процесс совместного достижения цели вплетен процесс коммуникации, благодаря которому устанавливается взаимопонимание и формируются отношения между участниками.
Если говорить об эффективности коммуникации и формирования отношений в процессе сотрудничества, то мы переходим к субъективным критериям. К таким критериям, которые мы не можем непосредственно наблюдать, а можем оценить только по субъективным впечатлениям самих участников. Правда, от этого они не становятся менее важными.
Для эффективного сотрудничества требуется не только организация действии по достижению цели, но и достижение взаимопонимания между участниками, происходящее в процессе коммуникации. Действуя совместно на стадии постановки общей цели, и тем более на этапах ее реализации, участники сотрудничества постоянно обмениваются информацией. причем не только рабочей, но и личной. От эффективности этого обмена, от согласованности информации во многом зависит и эффективность всей совместной работы. Участники должны уметь воспринимать эту информацию без искажений, понимать друг друга, рассматривать и обсуждать аргументы сторон, убеждать и договариваться. Чем меньше недопонимания и искажения информации, чем лучше протекает процесс согласования, тем меньше времени тратится на достижение цели и тем более качественный результат достигается. Поэтому первый субъективный критерий — взаимопонимание между участниками сотрудничества, достигаемое в процессе согласования информации. Взаимопонимание в широком смысле, включающее понимание друг друга и готовность принимать точки зрения и аргументы нейтрально, исходя из целей взаимодействия, включающее понимание личности партера, его мотивов и ценностей.
В процессе коммуникации достигается не только взаимопонимание: формируются еще и отношения между участниками, выражающиеся в уважении и доверии. Как уже говорилось, хорошие отношения между партерами не менее важны для эффективного сотрудничества, чем организация совместной работы или установление взаимопонимания, эффективная совместная работа улучшает отношения, но и хорошие отношения повышают эффективность действий по достижению цели. Как, впрочем, и сам процесс согласования общей цели. Чем лучше становятся отношения в процессе совместной работы, тем эффективнее она протекает. Если в результате сотрудничества отношения между партнерами улучшились или, по крайней мере, остались такими же хорошими, как и были, значит, оно было эффективным. Если отношения ухудшились, то взаимодействие было не очень эффективным. Мы можем говорить об эффективном сотрудничестве в том случае, когда между участниками формируются долговременные отношения и доверие, способствующие будущему партнерству для решения новых проблем, достижения новых целей. Поэтому одним из субъективных критериев эффективного сотрудничества являются отношения, выражающиеся в доверии и желании продолжать работать вместе в будущем.
Таким образом, к субъективным критериям эффективности относятся:
1.взаимопонимание между партнерами:
2.отношения между партнерами (доверие).
3.
И мы можем сформулировать четыре критерия эффективности сотрудничества, охватывающие все его аспекты: