Процент включения качеств взаимодействия в 3-ю группу (качества, исключающие ситуацию эффективного сотрудничества)
Результаты, представленные в таблицах, говорят сами за себя. Если в качестве важных характеристик сотрудничества считать только такие, которые признают более 90% участников исследования, то ими оказываются:
· общая цель:
· взаимопомощь:
· скоординированная деятельность:
· поддержка друг друга:
· уважение друг к другу:
· взаимопонимание между участниками:
· взаимное доверие между участниками.
Причем первые три признака характеризуют совместные действия, направленные на достижение общей цели, а последующие описывают отношения между участниками.
Наиболее частыми признаками, которые ни в коем случае не должны присутствовать в эффективном сотрудничестве (группа 3), оказались:
V.вражда между участниками:
VI.негативное отношение друг к другу:
VII.противоположные цели участников.
Первые две характеристики касаются отношений, последняя — совместной деятельности. Мы снова встречаемся с обеими составляющими сотрудничества. Участники исследования считают, что оно невозможно, когда между людьми есть негативные отношения и/или их цели противоположны.
Вывод прост и очень важен для нашего понимания термина: под сотрудничеством люди понимают эффективное сотрудничество. Простую совместную работу они, скорее всего, сотрудничеством не назовут.
Мы хотим не просто сотрудничать, а сотрудничать эффективно. А значит, мы должны учитывать отношения.
Исходя из этого можно сформулировать окончательное определение:
Сотрудничество — это взаимодействие социальных субъектов (личностей, групп, организаций, социальных общностей), характеризующееся их совместной деятельностью по достижению общих целей и формированием позитивных отношений между ними.
При этом позитивные отношения являются основой, средством и даже одной из целей такого взаимодействия.