Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОЦЕСС СОТРУДНИЧЕСТВА



 

Без процесса не бывает результата.

Впрочем, его часто не бывает и с ним.

Жизненное наблюдение

 

Если мы хотим управлять каким-то процессом, то нам нужно понимать его структуру и механизмы. Поэтому нам следует разобраться в том, из чего состоит процесс сотрудничества.

Как уже говорилось, сотрудничество представляет собой совместную деятельность, направленную на достижение общей цели и формирование отношений между участниками этой деятельности.

Оно характеризуется двумя протекающими параллельно, но взаимосвязанными, даже тесно переплетенными друг с другом про­цессами. С одной стороны, это достижение цели, некоторая содер­жательная работа по решению целевой задачи — процесс решения задачи. Однако решение задачи — это не только нахождение решения, но и его реализация, то есть практическое решение задачи. Если говорить об организации, то это решение любой управленческой задачи, для которого руководитель привлекает своих подчиненных, коллег или своих руководителей. Любой сотрудник организации в течение рабочего дня находится в процессе решения самых разных задач, требующих сотрудничества с другими.

С другой стороны, совместное достижение цели требует общения. Решение совместной задачи происходит в процессе коммуникации между участниками сотрудничества. Без коммуникации — без обмена информацией, без согласования мнений, идей, решений, без установ­ления взаимопонимания — сотрудничество невозможно. Отношения между участниками также формируются в процессе коммуникации. Предваряя возражения, сразу же соглашусь: да, совместная деятель­ность влияет на формирование отношений. Но не сама совместная работа, а действия людей по отношению друг к другу в процессе ра­боты, которые в этом случае престают быть просто действиями и ста­новятся коммуникативными сигналами (например, невербальными), несущими информацию об отношениях. Вацлавик с коллегами [Вацлавик и др., 2000] сформулировали основной постулат теории межличностной коммуникации: «Человек не может не общаться». Если присутствуют другие люди, то человек даже своим молчанием или бездействием, своим выражением лица или позой, не говоря уже о своих действиях, посылает им информацию о себе, а значит, общается. И в этой коммуникации формирует отношения с ними.

Подведу итог: процесс сотрудничества — это два взаимосвязан­ных процесса — процесс решения задачи и процесс коммуникации.

Процесс решения задачи (или достижения цели), в свою очередь, предполагает две составляющие: 1) постановка цели и 2) действия участников по ее достижению. Постановка цели участниками — тоже процесс. В этом процессе происходит обсуждение и согласование их представлений о цели, часто довольно бурное, которое должно привести к однозначно понимаемой и принимаемой всеми участниками формулировке цели. Если на этом этапе не удастся достичь взаимопонимания, не удастся согласовать общую цель, сотрудничество не состоится.

После достижения договоренности по поводу цели участники должны согласовать и скоординировать свою деятельность по ее достижению. В частности, они распределяют между собой задачи и роли, планируют действия и время, обеспечивают контроль и анализ как процесса взаимодействия, так и его результата.

Результат этой скоординированной деятельности — достигнутый результат сотрудничества, в идеальном случае достигнутая цель (решенная задача, выполненное задание, что, к сожалению, не всегда удается).

Процесс коммуникации также имеет две составляющие. Во-пер­вых. в процессе коммуникации происходит обмен информацией, необходимый для согласования целей и действий и ведущий к установлению взаимопонимания между партнерами. Взаимопонимание является результатом эффективной коммуникации в ситуации сотрудничества и в то же время необходимым условием его эффективности. Помимо однозначного понимания участниками информации, относящейся к предмету сотрудничества и к совместным действиям, это еще и взаимное понимание людьми друг друга со всеми их личными качествами, способностями, мотивами, ценностями. «Мы понимаем друг друга с полуслова» — речь идет именно о данном аспекте взаимопонимания. Взаимопонимание — это и одна из характеристик отношений между участниками, поскольку означает еще и принятие другого, учет его мотивов. эмоций и мыслей. («Понять значит простить».)

Именно взаимопонимание помогает достичь согласования целей на начальном этапе взаимодействия. И чем глубже оно затрагивает личности людей и их ценности, чем лучше они понимают и принимают друг друга, тем более эффективным может быть сотрудничество между ними.

Во-вторых, в процессе коммуникации происходит непосредственное формирование отношений. Как мы выяснили в ходе описанного выше исследования, отношения сотрудничества, кроме взаимопонимания, характеризуются уважением и взаимным доверием между участниками. Из последних двух признаков наиболее важным является доверие. Уважение — лишь один из факторов, повышающих доверие. Говоря просто, можно уважать, но не доверять, и наоборот, но в разведку мы пойдем с тем, кому доверяем. Одного уважения недостаточно. Поэтому интегральной характеристикой и результатом процесса формирования отношений, его квинтэссенцией является взаимное доверие между партнерами. Доверие — такое же важное условие эффективной коммуникации в сотрудничестве, как и взаимопонимание. Вступая во взаимодействие, люди интуитивно доверяют или не доверяют друг другу. В ходе взаимодействия степень этого доверия или недоверия может расти или, наоборот, уменьшаться. Для успешного сотрудничества, особенно если речь идет о долгосрочном партнерстве, высокий уровень доверия безусловно необходим.

Сотрудничество можно считать удачным лишь тогда, когда оно не только привело к достижению цели, но и улучшило отношения, в частности повысило уровень доверия между участниками.

Поэтому доверие — это одновременно и результат эффективной коммуникации, и желаемый результат сотрудничества в целом, такой же, как достижение цели.

 


 

Рис. 1.2 Структура процесса сотрудничества


Каждый из описанных процессов имеет свои закономерности и требует своих технологий. Для эффективного управления процес­сом сотрудничества необходимо владеть:

· технологиями совместного решения задачи (согласования цели и координации действий);

· технологиями сотрудничающей коммуникации (достижения взаимопонимания и формирования отношений).

Основываясь на описанном процессе сотрудничества, можно оценить его влияние на результативность работы.

Представим себе, что в компании есть замечательный продукт, который нужно произвести и продать, и сформулирована блестящая стратегия, как этого добиться. Цель — получить прибыль от реализации стратегии по производству и продвижению продукта. Обозначим эту цель буквой Ц.

Но суровая реальность говорит нам. что от желания до воплощения может быть немалое расстояние. Потому что любой план может испортить плохая реализация — исполнение (И). Важно не только то, что мы делаем, но и то. как мы делаем. Поэтому результат (Р) определяется произведением первого и второго:

 

 

Р = ЦхИ.

 

 

Формула математически непротиворечива, поскольку при наличии цели (Ц = 1). но отсутствии исполнения (И=0), например, из-за конфликта между исполнителями, произведение будет равно нулю — результат окажется нулевым. (Мы просто ничего не делали для его достижения.) Результат будет точно таким же при интенсивной деятельности (И = 1), но отсутствии цели (Ц = 0). (Мы много суетились, но совершенно бесцельно.)

При промежуточном варианте, если мы имеем план «на 100%» (Ц = 1), но исполнение только «на 30%» (И = 0.3), мы получаем Р = 0.3.

Однако в процессе сотрудничества присутствуют не только цель и исполнение, в нем есть еще и отношения: взаимопонимание (В) и доверие (Д), которые являются не только условиями эффективности совместной работы, но и ее катализаторами.

Поэтому в приведенной формуле есть еще один множитель - уровень отношений. Этот множитель может либо усиливать, либо ослаблять как выполнение, так и цель. Если между партнерами есть взаимопонимание по поводу целей сотрудничества и если между ними есть доверие, то они действуют более мотивированно и скоординированно. Точно так же, если при достижении цели между сотрудниками есть доверие и взаимопонимание, они действуют более согласованно, скорость исполнения повышается. Если сотрудники действуют несогласованно, выполнение замедляется. То есть отношения (сумма доверия и взаимопонимания) усиливают каждый из факторов результативности: Ц и В.

 

 

P = Ц х (В+Д) х С х (В+Д)

 

или

 

Р = Ц х С х (В+Д).

 

 

Это означает, что повышение уровня отношений в два раза увеличивает результативность в четыре раза! А понижение уровня отношений (выражающееся, в частности, в конфликтах, недостаточной коммуникации между партнерами, низком доверии) уменьшает результативность в тон же пропорции.

Любовь к истине требует от меня сделать здесь два замечания. Первое: несмотря на эффектность вышеизложенных вычислений, как человек, когда-то изучавший математику, я прошу отнестись к приведенной формуле как к метафоре и не более. Второе: за основу вышеизложенных рассуждений была взята идея, приведенная в блестящей книге Стивена Кови |2010| о важности доверия для организационного сотрудничества.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.