Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ КОММУНИКАЦИИ



 

Успех или провал команды определяются тем. как общаются и взаимодействуют ее члены.

Ицхак Адизес

Качество общения, как и самой жизни, не заменить никаким количеством.

Народная мудрость

 

В этом разделе будет описан и структурирован процесс коммуникации. который сопровождает и организует сотрудничество. Это позволит нам лучше понимать, что происходит в ходе общения между партнёрами, почему и как возникают ошибки, как и с помощью чего мы можем управлять взаимодействием, зная механизмы коммуникации и влияя на ее составляющие.

Как уже говорилось, сотрудничество — это:

· процесс решения задачи и

· процесс коммуникации.

В сотрудничестве оба этих процесса неизбежны и взаимосвязаны. а в эффективном сотрудничестве они должны быть согласованы друг с другом. При этом коммуникация играет двоякую роль. С одной стороны, она обеспечивает решение задачи. С другой стороны, в процессе коммуникации формируются отношения между участниками сотрудничества.

Коммуникация — тот магнит, который притягивает людей в процессе сотрудничества. От качества этого клея зависит, насколько прочно и насколько долго различные части (решаемая задача и участники) будут составлять одно целое.

Коммуникация — процесс многослойный, многоуровневый и даже многомерный. Тем не менее его можно структурировать, выделив основные компоненты. Их всего две. В ходе коммуникации одновременно, но не параллельно, а взаимосвязанно протекают два процесса:

I.процесс обмена информацией, приводящий к установлению взаимопонимания между участниками, и

II.процесс формирования отношений между ними, приводящий к формированию взаимного доверия.

При совместном решении задачи в ходе сотрудничества участники, с одной стороны, должны понимать то, что говорят партнеры, с другой — делать понятными для них свои мысли. Этот непрерывный процесс взаимопонимания, взаимоубеждения, согласования понимания и согласования решений сопровождает весь процесс поиска решения задачи и достижения цели. Результатом этого процесса является согласованное понимание содержания коммуникации — решения проблемы. Второй, возможно еще более важный, аспект взаимопонимания — понимание друг друга как личностей. Взаимопонимание на уровне личных особенностей, мотивов, ценностей создает более устойчивый базис для успешного сотрудничества. Такое взаимопонимание также достигается в процессе коммуникации, причем открытой коммуникации. А открытость партнеров во многом зависит от их отношений, от их доверия друг к другу, также формирующихся в процессе общения.

Кроме взаимопонимания и одновременно с ним в коммуникации между участниками сотрудничества устанавливаются отношения: хорошие или не очень, временные или долгосрочные. Конечно, на отношения влияет и сам факт совместной работы над достижением общей цели, но в большей степени — качество коммуникации, качество общения между людьми. То, как мы общаемся с партнером в ходе совместной работы, как мы его слушаем, как воспринимаем, как и какими интонациями с ним говорим — все это формирует отношения, «накапливаясь» в резервуаре личных симпатий или антипатий. В результате этого процесса складываются (или не складываются) отношения сотрудничества.

Именно в процессе коммуникации участники выражают свое отношение друг к другу, свои оценки друг друга, свое уважение или неуважение друг к другу. Не сама по себе совместная деятельность, а взаимные оценки в ходе коммуникации, сопровождающей эту деятельность, формируют отношения между участниками сотрудничества.

 

Рис. 3.1. Структура процесса коммуникации в сотрудничестве

Содержательные технологии — это технологии решения проблем,

технологии совместной деятельности, показывающие, как действовать согласованно в пространстве задачи, как решать задачу, как идти к цели. Это карта местности, которая становится общей для всех участников сотрудничества и на основании которой можно согласовать маршрут движения. А коммуникативные технологии — это технологии совместного движения по этому маршруту, позволяющие не сбиваться и не теряться в пути. Это технологии согласования мнений и отношений.

Можно освоить содержательные технологии, знать, как форму­лировать цель, как анализировать ситуацию, как последовательно, шаг за шагом двигаться к цели. Но владения этими технологиями может быть достаточно (правда, тоже не всегда), если вы действуете в одиночку. Как только речь заходит о сотрудничестве, возникают дополнительные проблемы и трудности.

Содержательные технологии помогают достичь скоординиро­ванности и последовательности действий по достижению цели. Они дают единый инструмент, позволяющий соотнести действия участ­ников друг с другом и с общей целью. Но на каждом этапе Целевого Цикла возникает одна и та же проблема. Это проблема согласова­ния.Согласовав общую цель и общие представления о процессе со­вместных действий, необходимо согласовать содержание этого про­цесса. То есть то, что именно должно быть сделано на каждом этапе.

В каждом случае это согласование означает достижение:

· единого понимания (одинакового понимания мнений, информации. ситуации, условий, идей, предложений...) и

· единого решения (принятия решения по поводу конкретной задачи).

Это согласие всех по поводу имеющейся информации. Это достижение согласия по поводу новой информации, то есть ее «очищение» от интерпретаций или согласие по поводу ее интерпретации. В идеальном случае — это достижение консенсуса. Очень часто в ситуации равноправного партнерства только достижение консенсуса гарантирует дальнейшее сотрудничество. Поэтому сверхзадача коммуникативных технологий — обеспечение консенсуса, обеспечение взаимопонимания и достижения согласия. Другая сверхзадача коммуникации — формирование партнерских отношений между участниками. Коммуникативные технологии сотрудничества можно назвать технологиями достижения взаимопонимания и формирования отношений.

В процессе решения проблемы формируется и достигается согласованная цель как результат решения. Но если этот процесс протекает неэффективно, результата может и не быть. Точно так же в коммуникации консенсус и отношения сотрудничества могут состояться, а могут и не состояться. Если мы говорим о результате какого-либо из процессов, составляющих сотрудничество (решение задачи или коммуникация), то результат самим процессом не гарантирован. Он достигается только при эффективном сотрудничестве. В том числе и при эффективной коммуникации.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.