Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОТРУДНИЧЕСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ



 

Менеджмент слишком сложный процесс, чтобы с ним мог справиться один человек.

Ицхак Адизес

 

 

Сотрудничество в организациях проявляется в различных формах и в самых разных ситуациях. Самая простая - взаимодействие сотрудников одного подразделения друг с другом для выполнения стоящих перед ними задач. Степень этого сотрудничества может варьироваться от очень высокой до полного его отсутствия. Субъективно (по впечатлениям руководителя или самих сотрудников) оно может восприниматься как сплоченность, основанная на взаимопонимании и доверии внутри рабочей группы. Объективно оно может выражаться в целенаправленности и согласованности действий. Все это вместе обеспечивает качество, эффективность и результативность работы подразделения.

Наивысшая степень межличностного сотрудничества характерна для команд, то есть таких групп, которым присущи высокая согласованность целей, скоординированность действий и сплоченность отношений. В последнее время многие компании стремятся внедрить культуру командной работы и соответствующий стиль управления. Это приводит к повышению мотивации и личной ответственности сотрудников, улучшению взаимопонимания и согласованности их действий, следствием чего являются рост производительности, эффективности и результативности в целом.

Другая форма организации работы в компании — проектная, которая также позволяет повысить степень сотрудничества. По своей сути, проект представляет собой командную форму работы в рамках ограниченного времени.

Как проектная, так и командная форма работы, с одной стороны. способствуют развитию сотрудничества в организации, а с другой стороны, требуют определенных навыков и технологий. В противном случае работа команд будет неэффективной.

Межличностное сотрудничество в организации представляет собой иерархию различных его видов:

 

• сотрудничество в команде топ-менеджеров и наличие самой команды топ-менеджеров, а не группы людей, называющих себя командой;

• сотрудничество между топ-менеджерами именеджерами нижних уровней управления;

• сотрудничества между менеджерами, находящимися на одном уровне иерархии управления, и наличие команды менеджеров этого уровня:

• сотрудничество между руководителями разного уровня управления — сотрудничество между уровнями управления;

• сотрудничество между руководителем и его подчиненными;

• сотрудничество между сотрудниками разных подразделений;

• сотрудничество между сотрудниками одного подразделения.

 

Все эти виды сотрудничества требуют управления. Сам смысл менеджмента заключается в организации сотрудничества. На мой вопрос как консультанта менеджерам; «Что является вашей основной целью?» последние чаще всего отвечают: «Выполнение плана», или «Увеличение прибыли», или «Повышение стоимости компании». Да. это именно то, чего чаще всего ждут от них руководители или акционеры. Но задача любого менеджера и смысл менеджмента — не выполнение плана и не получение прибыли.

Смысл менеджмента, а значит, и задача любого менеджера состоит том. чтобы создать из своего подразделения эффективную систему сотрудничества. которая в конечном итоге обеспечит выполнение плана и получение прибыли. Смысл менеджмента - в создании систем сотрудничества на всех уровнях: от производственного участка до предприятия или холдинга как в масштабах отдельных подразделений, так и в масштабах организации в целом. А если рассматривать глобально, то и в масштабах взаимодействия организации с внешней средой. Именно здесь лежит глубокое различие между результативностью и эффективностью. Можно достичь результатов, но они окажутся неустойчивыми, если нет эффективности. Кризис со всей очевидностью показал это: многие компании достигли поразительных результатов. но устойчивыми оказались лишь те. кто сумел создать эффективные системы. Их результативность стала следствием их эффективности. Руководители, создавшие сотрудничающие системы, пережили кризис вместе с командой, сплотившись и соединив усилия. Как это было с бригом «Меркурий».

Менеджер — специалист по сотрудничеству. Он должен уметь сотрудничать и уметь организовать сотрудничество.

Важность умения сотрудничать для эффективности менеджера подчеркивается в исследованиях Центра креативного лидерства, где было установлено, что навыки сотрудничества с другими – основа для карьерного роста в организации, тогда как менеджеры, не умеющие наладить партнерство, часто терпят неудачу [ван Маурик, 2002]. Доказано, что существует явная взаимосвязь между личной эффективностью менеджера, зависящей от готовности к сотрудничеству, и результативностью его действий в компании, где он работает.

Поэтому важными профессиональными компетенциями менед­жера являются:

· умение сотрудничать:

· умение управлять сотрудничеством и

· умение создавать системы сотрудничества.

Но этого мало: менеджер должен уметь развивать способности к сотрудничеству в своих подчиненных.

Есть одна арабская притча.

Некий купец отдыхал в караван-сарае, когда вдруг увидел вдали проходящий мимо караван. Он подзывает к себе слугу и велит тому узнать, что это за караван. Слуга сломя голову помчался выполнять задание и через короткое время вернулся с сообщением:

Это караван из Басры.

I.А куда он идет? — спросил купец.

Сейчас узнаю.ответил слуга и снова помчался к каравану.

Вернувшись, он доложил купцу:

II.Караван идет в Медину.

III.А кто его владелец?спросил купец.

Сейчас... начал было говорить слуга, но купец прервал его:

IV.Стой, не нужно.

Он подозвал другого слугу и послал его узнать о владельце каравана. Через некоторое время второй слуга вернулся с сообщением:

Это караван из Басры в Медину. Его владелец - Абу Али ибн-Халуми. Везет груз шелка, чтобы продать его на рынке по цене пять динаров за десять локтей. Но если купить весь груз, то он готов продать за четыре. Поторговаться с ним?

Думаю, вопрос о том, кого из двоих вы хотели бы иметь в качестве своего подчиненного, можно считать риторическим. Конечно, второго.

В чем различие между ними? Если говорить в терминах менеджмента, то второй, несомненно, эффективнее и потому результативнее. Это внешнее проявление. А какие компетенции обусловливают эту эффективность? Можно перечислить много: это и сообразительность, и целенаправленность, и предприимчивость, и умение обирать и анализировать информацию, и, вероятно, хорошие коммуникативные навыки... Но главное отличие в том. что второй был сотрудником, а первый — лишь исполнителем. Именно со-участие, со-трудничество, совместная работа, где одинаково понимаются и разделяются общие цели, делает работу эффективной и результативной. Задача руководителя — создавать сотрудничающие системы и воспитывать сотрудников, а не исполнителей.

Для этого ему необходимо владение технологиями межличност­ного сотрудничества, обеспечивающими создание сотрудничающих подразделений и организаций. Технологиями, делающими людей в организации действительно сотрудниками, а не ограниченными исполнителями. Система сотрудничества, основанная на таких технологиях. превращает подчиненных в сотрудников, подразделение — в команду, а руководителя - в лидера этой команды.


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.