Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что такое инициационная терапия мужской и женской зрелости?



Архетипический анализ и практика инициаций (от лат. initiatio - переход, таинство, посвящение) мужской и женской зрелости предсталяют собой новый метод постюнгианского направления - инициационную терапию мужской и женской зрелости.

Авторы метода - ростовские психологи Василец Татьяна Борисовна и Романова Наталья Валентиновна. Теоретические основы архетипического (архетипы - универсальные "кирпичики", из которых строится внутренний мир человека) анализа мужской и женской зрелости и опыт проведения соответствующих инициаций описаны в книге Василец Татьяны "Мужчина и Женщина - тайна сакрального брака" (изд. "Речь", Санкт-Петербург, 2010 г., www.rech.spb.ru, www.ozon.ru).

Сегодня существуют заметные отличия в подходах соавторов к теории архетипического анализа и практике проведения инициаций мужской и женской зрелости. Таким образом, существуют два разных направления - подход Василец Т.Б. и подход Романовой Н.В.

В основе инициационной терапии мужской и женской зрелости — проживание индивидуальных и групповых инициаций, позволяющих мужчинам и женщинам любого возраста легко и весело подниматься все выше по духовным ступеням мужественности и женственности. Созревание мужского и женского начал личности человека любого пола позволяет участникам инициаций создавать все более гармоничные отношения в супружеских и других мужско-женских парах, избавляться от одиночества, а также - помогает эффективно налаживать отношения с детьми, родителями и другими людьми, способствует карьерному росту, творческой самореализации, избавлению от психосоматических проблем, развивает родовое и планетарное сознание и т.п.

Опыт инициаций мужской и женской зрелости позволяет родителям вовремя и поэтапно инициировать дочерей и сыновей, помогая им становиться счастливыми мужчинами и женщинами.

Инициационные теория и практика возникли в 2000 г. в г. Ростове-на-Дону и развиваются сегодня под эгидой Российского (частного) Института инициаций Мужчины и Женщины (РИИМиЖ) Василец Татьяны (главный координатор РИИМиЖ - Арефьева Елена), а также - в Украинском отделении (УО) РИИМиЖ (директор Лягущенко Ирина, зам. директора - Перчикова Елена), а также - в практике Романовой Натальи.

Инициации мужской и женской зрелости обретают все большую популярность как в России (гг. Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Иваново, Электросталь, Краснодар, Саратов, Волгоград, Самара, Новосибирск, Каменск-Шахтинский, Владикавказ, Беслан, Пятигорск, Могоча и др.), так и за рубежом - на Украине (гг. Киев, Одесса), в США (Вашингтон), во Франции (Париж), Англии (Лондон) и др.

Идея проведения инициаций мужской и женской зрелости основана на наследии Карла Густава Юнга, который вслед за представителями древнего знания отмечал, что в каждом человеке есть два фундаментальных сотворящих начала - мужское и женское. Женское начало в личности мужчины К.Г. Юнг назвал Анимой (Душа), а мужское начало женщины — Анимусом (Дух). Гармоничный внутренний союз мужского и женского начал Юнг считал сакральным браком, к которому неосознанно стремится любая личность. В инициационном подходе к мужской и женской зрелости эти взгляды получили широкое практическое применение. Это позволяет все более глубоко исследовать процессы созревания двух фундаментальных духовных начал личности - ее мужественности и женственности. Таким образом, цель инициаций мужской и женской зрелости — духовное созревание мужской и женской "половинок"личности, а также - достижение ими внутреннего союза: сакрального брака.

Более чем десятилетняя практика проведения инициаций мужской и женской зрелости убедительно доказала, что отношения мужской и женской частей личности подчинены божественной (образцовой) иерархии, которая во все времена отражалась в архетипических сюжетах и взаимоотношениях архетипических персонажей. Если вслед за К.Г. Юнгом рассматривать архетипы как некие универсальные "кирпичики", из которых строится личность человека любой культуры (Юнг выделял, например, архетипы Тени, Уробороса, Ведьмы, Злодея, Героя, Мудреца, Служителя, Сироты, Короля, Королевы и др.), то наиболее удобно исследовать и развивать мужское и женское начала личности на основе этих архетипических образов (и архетипических сюжетов сказок. былин и мифов). Во внутреннем мире человека мужское и женское стремится занять свои природные законные позиции, то есть существует здоровая иерархия мужского и женского начал. Она заключается в таком распределении ответственности, когда мужское начало личности занимает правящую позицию, берет на себя основную ответственность за выживание и развитие личности (человека любого пола), а женское ее начало занимает со-творящую позицию, сосстанавливая силы мужского, потраченные на правление и защиту. Женское в личности является вечным источником целебных сил и вдохновения.

Итак, инициационный подход к мужской и женской зрелости учитывает естественные и непреложные законы, по которым мужские и женские функции (части) личности взаимодействуя, развиваются, сотворя друг другу.

В сказочных сюжетах, где отважный герой побеждает Злодея (Дракона, Кощея и др.) и освобождает из плена прекрасную царевну, - инициируется и растет защищающая функция мужского начала личности, адресованная, прежде всего, женскому (а затем - детскому) ее началу. В результате таких побед созревает мужско-женский сакральный союз, обретающий стабильность только после того, как побеждены препятствующие ему внутренние разлучающие силы (Дракона, Кощея и др.). В реальных отношениях мужчин и женщин события просходят строго зеркально, точно отражая внутренние процессы формирования внутриличностного сакрального союза. Если силы, разлучающие мужское и женское начала, велики, - иначе говоря, если драконы и кощеи долго остаются непобеждеными, - любая пара перживает затяжные конфликты, рискуя оказаться в ситуации разрыва отношений. И в самом деле, если с Драконом/Кощеем сражаться некому, то победа автоматически остается за ними.

Созданию гармоничного мужско-женского союза во внутреннем мире предшествует процесс эмоционального выхода из "семейного гнезда" (сепарация), что тоже отражено в архетипических сюжетах. Детские сказки умело подсказывают нам, при каких условиях отделение от эмоционального влияния родителей проходит наиболее гармонино. Например, в сюжете сказки "Колобок" отражен не просто момент отделения ребенка от родительской семьи (дед и баба - мудрые части отца и матери), но и - первый романтически-эротический опыт мальчика: Лиса символизирует первое соблазнение, первую поглощенность сознания мальчика (у Колобка есть только голова) женскими чарами. Так растущее мужское начало личности впервые встречается с ее женским (а не материнским) началом, "с головой ныряя" в еще непознанный, но бесконечно манящий мир очарования женственности.

Персонажи и сюжеты сказок и мифов являются ярким и понятным символическим языком, используемым в архетипическом анализе и инициациях мужской и женской зрелости. Язык архетипических образов открывает нам тайны этапов созревания мужественности и женственности во внутреннем мире человека.

От того, насколько хорошо мы знакомы с этими этапами на собственном сознательном опыте, насколько высоко чтим таинство духовной иерархии мужского и женского начал личности, где мужское несет основную созидательную функцию и основную ответственность, а женское - со-творит мужскому в его великой творческой миссии, - зависит, в какой степени мы счастливы как реальные мужчины или женщины, отцы или матери, сыновья или дочери и т.д.

В качестве архетипических тем для проведения инициаций мужской и женской зрелости в инициационном подходе используются не только классические сюжеты сказок, былин и мифов, но также — семь мужских (Разведчик, Защитник, Кормилец, Муж-Генерал, Король (Царь-Отец), Целитель, Священник (Дух)) и семь женских (Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена-Мать, Королева, Фея, Богиня (Душа)) архетипических фигур-функций.

Участники инициаций могут побывать, например, в роли Ведьмы или Амазонки, Феи или Богини, Короля или Королевы, а также — "освободиться от чар или "из плена злодея". В ходе перживания инициации можно не только в образе Ивана-царевича "сразиться с Драконом", но и - принять участие в "празднике Ивана Купала", "поймать Жар-Птицу", посетить семейный или родовой архив и т. п.

Практика инициаций мужской и женской зрелости, а также - инициаций взросления для мальчиков и девочек, юношей и девушек, осуществляемая в рамках инициационного подхода, уже более 10 лет успешно восполняет существующий в западной культуре острейший духовный дефицит в области формирования зрелого мужского и женского самосознания.

Еще раз отметим, что инициации проводятся как индивидуально - в виде проживания внутренних сюжетов с помощью направленного воображения, так и в группах - в форме инициационных упражненией, игр, обрядов и ритуалов.

Сегодня используется более 150 архетипических тем для индивидуальных и групповых инициаций.

Символическое проживание в инициациях этапов развития союза мужской и женской "половинок" личности не только выводит мужчин и женщин на все более высокие уровни мужской и женской духовной ответственности, но и позволяет избавиться от эмоциональной зависимости в отношениях, освободиться от бесконечных обид и претензий друг к другу. Дети инициированных отца и матери получают возможность вырасти счастливыми мужчинами и женщинами.
Сакральный союз мужского и женского начал личности на определенных стадиях созревания начинает плодоносить. Мужское и женское начала со-творят друг другу, образуя во внутреннем мире некий собственный "генератор счастья", в результате чего личность человека получает все энергии, необходимые для полноценной самореализации в любых областях жизни. Таким образом, опыт инициаций мужественности и женственности приводит к достижению целостности личности - к со-творчеству, со-частью мужской и женской ее "половинок", то есть – к достижению здоровой эмоциональной автономии, внутреннего равновесия, состояний наполненности и счастья.

Таким образом, у участников инициаций мужской и женской зрелости:

  • налаживаются отношения с представителями противоположного пола, с детьми, родными, близкими и другими людьми; одинокие участники инициаций обретают партнеров;
  • гармонизируются отношения с любимыми;
  • исчезают психосоматические заболевания;
  • появляются чувства женского и мужского достоинства;
  • повышается уверенность, инициативность и ответственность мужчин;
  • расцветают привлекательность, обаяние и мягкость женщин;
  • состояния душевного равновесия, уверенности в своих силах и счастья становятся для человека стабильным эмоциональным фоном;
  • развивается родовое сознание.

В древних культурах для юношей и девушек всегда существовали обряды, направленные на своевременное преодоление притяжения материнского мира и формирование самосознания своего пола: осознания его социальных и духовных функций. Инициации имели форму ритуалов, создающих условия для перехода из одного социального и/или духовного статуса в другой. Как известно, содержание инициаций взросления сводится к проживанию трех этапов: «изгнания» за пределы привычного окружения; испытаний, соответствующих задачам пола, которые следует пройти успешно, и – возвращению к прежнему окружению, но уже в новом социальном полоролевом статусе.

Поскольку любому здоровому человеческому сообществу важно направить мужскую агрессию в конструктивное русло - для защиты, управления и познания мира, одна из важнейших задач-испытаний для подрастающих мужчин - научиться управлять своей природной агрессией. Что касается инициаций для девушек, то они позволяют осознать и принять женственность как драгоценный природный дар, обладающий целебными свойствами, а главное – способностью творить и сотворить мужскому началу.

Инициации-испытания веками существовали в древних культурах, помогая молодым поколениям осваивать азы мужского и женского предназначения в строго определенные сроки. Своевременность играет здесь особую роль. Если цивилизованное общество обладает относительным изобилием материальных благ, гарантирующих выживание, и может позволить себе роскошь игнорировать многие инициационные сроки, то в древних культурах даже небольшая отсрочка в освоении навыков самостоятельного выживания означала невыживание.

Балушок В.Г. в своей статье «Инициации древних славян» (попытка реконструкции, воспр. по: Этнографическое обозрение, 1993. № 4) сообщает, что у древних славян существовал обычай изгнания юношей определенного возраста из деревенской общины, который сопровождался ритуалом их посвящения в «волки».

На общей сходке на молодых людей надевали волчьи шкуры и устраивали ритуальное «изгнание волков» за территорию общины. По Балушоку, «само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры. Нередко указывается, что при этом человека опоясывали особым поясом, на котором завязывали магические узлы. (Напомним в этой связи о так называемых «волчьих рубахах» и «волчьих поясах» у немцев.) И князю-оборотню Всеславу в детстве волхвы завязывали на голове «науз» (узел). Как известно, для первобытных людей характерны представления о том, что человек, надевающий шкуру животного, сам превращается в него. Магическое значение пояса как замка, оберега, символа мужской силы и власти, а также узлов, завязываемых во время колдовских обрядов, общеизвестно… Но на этом инициация не заканчивалась… Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью»… Реминисценция «волчьего» поведения юношеских инициационных союзов архаической эпохи, - отмечает Балушок В.Г., - прослеживается в поведении членов парубоцких громад украинцев и западных славян, а также средневековых ремесленных подмастерьев. Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни воровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки…»

Юноши определенное время жили в лесах, добывая себе пищу охотой и набегами, иногда даже «умыкали» юных селянок, которые позже становились их женами. Эти события нашли свое отражение в свадебных обрядах славян. Балушок В.Г. пишет: «В среднерусских диалектах шафер со стороны жениха назывался «волком», что… также связано с рассматриваемым явлением, в частности с умыканием женщин членами «волчьих» союзов».

Эта «волчья жизнь» совершала настоящий переворот в сознании юноши. Он учился управлять своей природной агрессией и осознанно использовать ее для решения жизненных задач как своей мужской группы, так и собственных. По истечении срока юноши возвращались в общину, где их встречали другим ритуалом: с них публично снимали волчьи шкуры, «избивая» палками и «изгоняя» из них «волчью суть», после чего на них надевали белые рубахи. Это означало, что теперь юноши становятся полноправными мужчинами, которым позволено жениться и обустраивать собственное жилище.

Давайте обратим внимание на собственно момент изгнания «волчьей сути». Это один из важнейших духовных пиков мужской инициации. С того момента, когда «волчья суть» - необузданная, дикая и неуправляемая природная мужская агрессия – изгоняется, молодой мужчина теряет право на ее бесконтрольное проявление. Он становится мужчиной, тем, кто берет ответственность за себя, свои действия, свою жизнь и - жизнь собственной семьи, которую он отныне получает право создавать и защищать наравне со взрослыми мужчинами общины. То есть, природная агрессия мужчины получает по окончании инициации позитивный вектор, направленный на созидание - продолжение рода, творение, а не разрушение жизни.

В иудаизме мальчики после 12 лет получают право читать Тору в храме, с этих пор они обязанны отвечать за свои поступки. Так в сознании подрастающего мужчины инициируется основная мужская духовная функция – быть ответственным за тех, кого он ведет за собой.

Славянских девушек, по свидетельству Балушока, тоже на время изолировали - отселяли в так называемые «женские дома», где опытные пожилые женщины учили их не только ведению домашнего хозяйства, но и премудростям любви, правилам поведения во время родов.

Мирча Элиаде, автор книги «Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения» (изд. «София», ИД «Гелиос», 2002) обобщает многочисленные сведения об обрядах посвящения, которые проводятся для юношей и девушек, достигших возраста половой зрелости - обрядах, «чрезвычайно широко распространенных и засвидетельствованных у наиболее древних народов – австралийцев, калифорнийцев, бушменов, готтентотов и т.д.».

М. Элиаде перечисляет следующие этапы посвящений взросления для мальчиков:

  • «а)… разлучение неофита с матерью,..
  • б) более драматичная тема, включающая обрезание, испытания, пытки, то есть символическую смерть с последующим воскресением,..
  • в) сценарий, в котором идея смерти заменена идеей нового зачатия и нового рождения,..
  • г) схема, главный элемент которой состоит в индивидуальном уходе в чащу леса и поиск Духа-Защитника,..
  • д) сценарий героических посвящений, который акцентирует внимание на победу, достигнутую с помощью магических средств (превращение в дикого зверя, «ярость» и т.д.» (с. 321),
  • е) пищевые и другие телесные лишения-испытания (насечки на теле, употребление психотропных растений и пр.),
  • ж) смена имени,
  • а также –
  • з) запреты на речевые контакты с матерью и соплеменниками, означающие символическую смерть,
  • и) влезание на деревья, в некоторых случаях - вверх ногами, символизирующее подъем на Небо, контакт с Высшими Существами, сотворившими мир и прочее.»

«Уже в древних культурах, - пишет Элиаде, - обрядовая смерть подкреплялась изначальным мифом, который заключался в следующем: Сверхъестественное Существо, чтобы «обновить» людей, их убивает и воскрешает «другими»; люди убивают это Сверхъестественное Существо…».

По Элиаде, поскольку Сверхъестественное Существо сотворило мир, через одержание победы над ним происходит слияние с ним, «вбирание» его сил, поэтому неофит становится отныне так же способен и активен в творении жизни, как и Сверхъестественное Существо. «…Затем вокруг этой драмы возникают тайные обряды; точнее, насильственная смерть Сверхъестественного Существа становится главным таинством, которое воспроизводится при каждом новом посвящении. …Смерть становится священной и приобретает религиозное значение, ибо она – главный момент истории Сверхъестественного Существа. Обрядовая смерть позволяет неофиту участвовать в сверхъестественном существовании Основателя Мистерий. При этом смерть и посвящение становятся взаимозаменяемыми понятиями,.. конкретная смерть уподобляется переходу в более высокое качество. Обрядовая смерть при посвящении становится непременным условием всякого духовного возрождения, сохранения Души и даже бессмертия… Значение, придаваемое обрядовой смерти, должно было привести к победе над страхом реальной смерти и к вере в возможность жизни Души после смерти.

…Обрядовая смерть означает одновременно конец «естественного», не культурного человека и его переход к новому способу существования: рождение для жизни духовной, а не только «сиюминутной». Иначе говоря,.. настоящий человек - человек духовный - не является результатом естественного процесса. Его «делают» старые учителя… Посвящение… открывает дорогу к транс-человеческому миру, или, как мы говорим, миру трансцендентному» (с. 325).

О женских инициациях Элиаде пишет следующее: «Посвящение молодых девушек проходит индивидуально. Это…связано с тем, что женские посвящения начинаются с первой менструации. Этот физиологический симптом – знак половой зрелости – вместе с тем является и знаком изоляции девушки от ее привычного мира. Ее немедленно изолируют, отделяют от общины, что напоминает разлучение мальчика с матерью. Разница состоит в том, что у девочек изоляция следует немедленно после первой менструации, то есть она индивидуальна, в то время как у мальчиков посвящение коллективно. Индивидуальный характер изоляции, происходящей по мере появления соответствующих признаков, объясняет сравнительно небольшое число обрядов посвящения… Продолжительность изоляции в разных культурах варьируется от трех дней (Австралия и Индия) до двадцати месяцев (Новая Ирландия) или даже до нескольких лет (Камбоджа). Таким образом, девушки в конце концов составляют группу; и тогда их посвящение празднуется коллективно под руководством престарелых родителей (как в Индии) или старух (Африка). Наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций, к которым допускаются женщины. Фактически, речь идет об общем образовании, но главное в нем – религиозные знания и все, что касается женской сакральности. Девушку ритуально готовят принять свой особый образ жизни, приводят к пониманию своей созидательной роли и ответственности перед обществом и Космосом, ответственности, которая у первобытных народов всегда религиозна по природе.

…Обряды женского посвящения менее драматичны, чем у мальчиков. Их важным этапом является изоляция. Она происходит в лесу… или в специальной хижине, как у большинства племен Северной Америки, в Бразилии, на Новых Гебридах, на Маршальских островах, а также у Ведда и некоторых народов Африки… В обрядовой изоляции девушек усилена символика темноты, их прячут в темном углу жилища, и у многих народов они не должны видеть солнце: это табу объясняется мистической связью между Луной и женщинами. В других местах они запрещают кому бы то ни было дотрагиваться до себя. Специфическое табу Южной Америки – не контактировать с землей, поэтому девушки спят в гамаках».

Земля, прежде всего, символизирует материнское начало. Запрет на контакт с землей указывает на необходимость отделения девушки от матери и родителей. Эта необходимость неизбежно связана с переходом в мир женщин и сменой типа защиты, которую отныне будет осуществлять уже не родительская семья, а мужчина, муж. Но этим не исчерпывается значение сна в гамаках. Отделение девушки от земли говорит и о нетождественности, различности материнских и женских энергий, о высокой духовной природе женственности. Само по себе женское состоит из двух важных начал – материнское начало является базовым, исходным, как земля, из которой все произрастает. Чистая женственность – это более высокие уровни женского сознания. Они, как всходы, которые дает земля, тянутся к небу.

В реальной жизни материнская и женская энергии неотделимы друг от друга, слиты воедино. Разделение на материнское и женское, с одной стороны, условно, и проводится в целях анализа. Но с другой стороны, такое разделение представляет собой проникновение в тайну эволюции женского, объясняет, как архаичные материнские земные энергии постепенно развиваются в энергии высшей - божественной женственности. Важен баланс материнского и женского в личности человека любого пола, и особенно важно - их здоровое взаимодействие, при котором ни одна из этих энергий не подавлена, не стеснена, не отрицается и никак не ограничена другой. Иначе говоря, должна соблюдаться здоровая духовная иерархия материнского и женского начал.

Образ Богини отражает воплощенную женственность, когда материнское и женское находятся в гармоничном единстве. На высших этапах развития материнства, где материнское и истинное женское достигают полной гармонии, отсутствует свойственная земной матери природная защитная агрессия. На смену ей приходит другой вид защиты – духовная сила благословения, как акта присоединения к божественному сознанию. Такова Дева Мария, полностью принимающая судьбу своего сына. Она не гневается на его гонителей, а сострадает сыну и благословляет его своей любовью.

Предназначение высшего божественного материнства - служение и сотворчество с мужским началом, в первую очередь – с духовным отцовским началом. Сила благословения является более могущественной защитой, чем природная защитная материнская агрессия. Если мать с отцом творят физическое тело своего дитя, то их благословение содействует его духовному становлению. Благословляющая функция женского проявляется с того момента, когда материнское начало вступает в контакт с высшей, божественной женственностью и с божественной отцовской инстанцией.

Об инициациях, формирующих женское сознание, М. Элиаде далее сообщает: «Финальная часть обряда не менее значительна, чем первая – изоляция. У некоторых племен северного берега Австралии девушку, у которой началась менструация, на три дня изолируют в хижине, где она подвергается различным пищевым табу. Затем к ней приходят женщины, раскрашивают ее охрой и богато украшают. «Кульминационный момент начинается на заре, когда все женщины племени сопровождают ее к ручью или лагуне. После ритуального омовения девушку ведут в главное поселение под приветственные крики соплеменников, и с этого момента община считает ее женщиной»… Обряд… сопровождался песнями. Современные этнологи подчас имеют дело с обычаями, находящимися на грани исчезновения. Однако… основное в обряде сохранилось – процессия, направляющаяся вместе с девушкой к реке, приветственные крики в момент ее выхода из изоляции – это характерные черты женского посвящения. В некоторых регионах изоляция завершается общим танцем – обычай, особенно характерный для земледельческих районов. Здесь девушек, проходящих посвящение, «выставляют напоказ» и устраивают для них праздник, а затем все вместе обходят дома и получают подарки. Есть и другие внешние признаки, указывающие на то, что девушка прошла посвящение – татуировка, чернение зубов, но, по наблюдениям некоторых этнологов, последние обычаи являются нововведениями, появившимися под влиянием тотемических культур.

Итак, главный обряд – это торжественное представление девушек всей общине. Оно означает, что таинство было исполнено, девушка стала взрослой и готова принять образ жизни, предназначенный для женщины. Вообще, церемониальное представление чего бы то ни было, будь то знак, предмет, животное или человек, - означает декларирование присутствия священного, чуда. Этот чрезвычайно простой обычай принадлежит древнейшему религиозному ритуалу. Возможно, еще до возникновения членораздельной речи указание на предмет означало, что его рассматривают как исключительный, единственный, мистический, священный. Торжественное представление общине молодых посвященных, возможно, самый древний момент всей церемонии. Танцы, как пластическое и драматическое выражение мысли, также принадлежат к первобытному опыту... Посвящение девушек – это радостный праздник, означающий, что девушка достигла возраста, позволяющего ей основать семью.

Очевидно, что женские обряды посвящения, связанные с половой зрелостью, в еще большей степени, чем мужские, следует относить к мистерии крови… Так, у даяков девушку, достигшую половой зрелости, изолируют на год в белой хижине; она должна носить белую одежду и питаться белой пищей. К концу срока она через бамбуковую палочку высасывает кровь из вскрытой вены мужчины. Смысл этого обряда в следующем: в указанный период времени девушка – ни женщина, ни мужчина, ее считают «белой», «бескровной». Здесь мы узнаем тему временной двуполости или бесполости неофитов. Известны случаи, когда в период посвящения девушки одеваются мужчинами, так же как мальчики носят женскую одежду во время срока своего ученичества» (с. 118).

Исследования Элиаде делают очевидными причины суицидального поведения подростков в западном мире. Стремление в короткий строк сделать гигантский скачок в развитии, обрести интенсивный телесный и духовный опыт своего пола толкает подростков к употреблению психотропных веществ, к сексуальной гиперактивности и самоистязаниям. Естественная потребность пережить смерть-перерождение создает влечение к опасности.

Таким образом, подростки в западном мире нуждаются в проживании необходимого количества мужских и женских инициаций взросления, помогающих пройти подростковый кризис перерождения. Суть этого кризиса не только в осознании новых социальных ролей, но и в том, что через переживания символической смерти происходит прикосновение к высшей создающей инстанции, посылающей нас в мир – взрослеющий человек обретает первый сакральный, надличностный опыт бытия, который невыразим в логической форме. Такие переживания высвечивают и в определенной степени выводят Я на уровень осознания и понимания своего предназначения, своей миссии и места в мире людей.

В ходе подросткового кризиса перерождения «умирают» детские роли и появляется острая потребность быстро освоить целый арсенал совершенно новых половых и социальных ролей мира взрослых. Поэтому в обществе, не имеющем достаточного количества соответствующих инициаций, юноши и девушки вынуждены создавать для себя инициационные испытания сами – эти проверки на мужественность и женственность, это прикосновение к смыслу своего бытия необходимы им так же, как когда-то в детстве было важно научиться ходить. Таким образом, подростковая суицидальная статистика западного мира сигналит о том, что культура всеобщего образования не в полной мере соответствует потребностям молодежи. Логизированных научных знаний, которые предоставляет подрастающим детям цивилизованное общество, недостаточно для гармоничного созревания личности. Необходимо создавать настоящую инициационную культуру - своевременное обучение молодежи основам духовного знания, культуру постижения мужского и женского предназначения, осознанию сути мужского и женского начал путем инициаций. Иначе говоря, необходимо обучать взрослеющих мужчин и женщин этике пола как духовной этике.

Несмотря на завораживающую эстетику описанных выше мужских и женских инициационных обрядов, мы далеки от мысли, что их следует срочно внести в нашу повседневную жизнь в первозданном виде. Сегодня на основе опыта древних культур в наших силах создавать современные инициации. Ничто не мешает нам творить новые инициационные обряды в своих семьях, родовых и других сообществах.

Например, участники киевских семинаров «Мужчина и Женщина – тайна сакрального брака», проводимых автором этой книги, предлагали короновать мальчиков и девочек на праздниках в детских садах, оглашая при этом правила поведения для «коронованных особ» обоих полов. Это сформирует у детей различные для мальчиков и девочек светские манеры, поможет ощутить достоинство своего пола и уважение к полу противоположному. Такие инициационные праздники помогут детям не только постичь на символическом уровне эстетику своего и противоположного полов, но и дадут возможность глубже осознать духовное предназначение полов.

Другие предложения касались создания семейных обрядов, связанных с первой менструацией у девочек. Предлагалось торжественно отмечать это событие в кругу родных, были предложения, чтобы этот круг ограничивался только женщинами. Во время застолья предполагалось поздравлять виновницу торжества с ее новым женским статусом и преподносить девочке в подарок различные атрибуты женственности (цветы, украшения, наборы для вязания и вышивания, кулинарные сборники и пр.). Важно, чтобы эти подарки подчеркивали прежде всего женскую, и только затем - будущую материнскую роли девочки. Значение таких обрядов трудно переоценить. Они не только обеспечат принятие девочкой (девушкой) ее грядущих женских ролей, но и представят ей эти роли как высший дар, поскольку западному сознанию недостает именно уважения к женственности, почитания ее высоких духовных функций.

Если женское начало женщины принято, интегрировано в целостную структуру ее Я, это несовместимо с женскими болезнями. Целебная сила женственности не только исключает собственные гинекологические и другие заболевания, но и стоит на страже здоровья окружающих. Достаточно даже одного присутствия рядом человека с активно функционирующей зрелой женской функцией, чтобы рядом с таким человеком у других людей активизировались процессы исцеления и обновления. Интегрированная женственность у женщин устраняет печально известный предменструальный синдром: недомогание и болезненные состояния в критические дни - свидетельство отторжения женского предназначения.

Инициации для мальчиков также могут быть самыми разными. Подрастающий мужчина крепнет, осваивая, в первую очередь, навыки выживания и умение жить в ладу с природой. Следующее важнейшее направление инициаций для мальчиков – развитие защищающих мужских функций. Для этих целей можно устраивать специальные загородные сборы, где мальчики смогут учиться строить шалаши, разводить и гасить костры, стрелять из лука, защищать себя и других, и многое другое. Полученный вовремя, такой опыт пробуждает здоровые инстинкты охотника и защитника племени. Особенно важно, что инициации вносят в процесс возмужания высокие этические ценности – в ходе испытаний у мальчиков должно формироваться умение направлять мужскую силу на защиту и поддержку тех, кто в этом нуждается. Любое духовно здоровое общество расставляет на пути развивающейся мужественности неизбежные вехи-испытания, настоящие проверки на мужественность.

Когда в западном мире будет воссоздан культурный слой мужских и женских инициаций, ничто не помешают мужчинам и женщинам успешно подниматься по ступеням зрелости.

В ходе инициаций для полноценного формирования мужского и женского самосознания имеет большое значение разделение подростков на мужские и женские группы. Будучи своевременным и оптимальным, такое разделение позволяет не только испытать гордость принадлежности к своему полу, но и рождает необходимый ореол сакральности, таинства противоположного пола, то есть - романтизм как высокий духовный строй отношений мужчины и женщины.

Представители богатой инициациями культуры – здоровые и зрелые люди. Достаточно инициированные юноши и девушки, мужчины и женщины обладают высоким уровнем осознанности и ответственности при взаимодействии друг с другом.

К ростовскому психологу Татьяне Василец, автору готовящейся к изданию книги «Мужчина и женщина – тайна сакрального брака», давно обращаются мужчины и женщины, которые стремятся наладить отношения друг с другом. Мы решили расспросить ее о секретах гармоничных отношений, которых ищут в любви и семейной жизни все без исключения.

Татьяна, Вы в своей книге пишите о том, как преодолевать проблемы в отношениях мужчин и женщин. Насколько сейчас эти проблемы актуальнее, чем в прошлые века? И в чем причины кризиса этих отношений, который мы наблюдаем сегодня?

Если искать исторические корни этого кризиса, то можно вспомнить, что в России была уничтожена целая плеяда царей – на символическом уровне это был бунт против социального отца. Уничтожение последней царской семьи обозначало уничтожение не только отца, но и ценностей семьи на уровне общества. Мы знаем, что после этого войны и репрессии ХХ века уничтожили многих сильных, талантливых и ответственных мужчин. Произошла девальвация роли отца и мужчины, управлять семьей стала женщина. Сложилась типичная советская семья – авторитарная лидирующая женщина-мать, которая была вынуждена брать всю ответственность на себя, и – подчиненный ей сыноподобный мужчина. Возможно, так проявилась неосознанная материнская попытка уберечь мужчину, не вырастив его, сделать его меньше, укрыть от опасности.

К счастью, сегодня мужское достоинство, главенство и отцовство возрождаются. Общество постепенно выходит из экономического и духовного коллапса, возник класс предпринимателей. Институт наследования возрождает ответственность отцовства. Современные мужчины с гораздо большим уважением относятся к тем, кто после развода поддерживает своих детей. Сложнее обстоят дела с отношениями между мужчинами и женщинами – мужчина не достаточно знает, что значит быть мужем, а женщина – что значит быть женой.

Что же значит быть мужем и женой? Какие функции включают в себя эти роли? Как выглядит здоровое распределение обязанностей в семье?

В результате наших исследований и нашей практики мы с моей коллегой Натальей Романовой создали психологическую программу «Мужчина и женщина». Эта программа уже помогла наладить личную жизнь большому количеству людей в разных городах. Мы пришли к тому, что главная обязанность мужчины – осуществлять Великую защиту по отношению к женщине и детям. Главная обязанность женщины – восстанавливать силы мужчины, потраченные на столь благородную миссию.

Что значит — Великую защиту?

Великую – значит, большую, имеется в виду защита на многих уровнях. Этих уровней семь. Их названия мы позаимствовали у известного американского исследователя Библии по вопросам супружеских отношений Брюса Уилкинсона. Когда он опросил большое количество женщин на тему, каким должен быть мужчина, чтобы женщина могла чувствовать себя рядом с ним счастливой, женщины сошлись на семи главных качествах – мужчина должен быть Разведчиком, Защитником, Кормильцем, Генералом (Мужем), Королем (Царем-отцом), Целителем и Священником. Для симметрии нам оставалось только вспомнить, что говорил К. Г. Юнг об основных женских качествах, и добавить недостающие так, чтобы возникла заветная женская семерка: Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена-Мать, Королева, Фея и Богиня. Вскоре стало очевидно, что семь женских и семь мужских функций соотносятся между собой и даже сотрудничают во внутреннем мире человека.

Значит, все эти качества есть у любого человека, независимо от его пола?

Совершенно верно. Еще К. Г. Юнг писал о том, что в каждом мужчине скрыто еще и женское начало, а в каждой женщине – мужское. Главное, насколько эти наши части ладят между собой в личности. От этого зависит и наше личное счастье.

Разведчик, например, больше налаживает связи с внешним миром, узнает, куда идти опасно, а куда выгодно – выбирает направление для развития семьи. Если Разведчик забыл, ради кого он пошел в разведку – это загулявший Разведчик. Ведьма – ведает все о внутреннем мире человека, о его подсознании, она отвечает за интуицию, иммунитет, физическое здоровье, знает, как использовать целебные силы растений и природы в целом. Хорошо, когда Разведчик и Ведьма дружат во внутреннем мире. Тогда мы здоровы и увлечены жизнью.

Защитник защищает не только жизнь, но и честь, и достоинство. Амазонка сохраняет здоровую автономию и независимость от мужчин, но если она переразвита – мужчинам объявляется война.

Кормилец и Гейша – по сути, жених и невеста. «У нас товар, у вас – купец» — говорится в сватовских поговорках. Кормилец – добытчик, охотник, строитель, он добывает жизненные блага, создает комфорт для избранницы и будущей семьи. Гейша открыто дарит мужчине красоту, уют, радость, умеет тонко понимать мужчину, проливает бальзам на его душевные раны.

Муж берет на себя генеральские функции – принимает решения, ведет за собой. Жена-Мать совмещает в себе две важные женские энергии. Женщина как Жена следует за мужем, помогает ему во всем, а как Мать – вынашивает семя в качестве главной идеи мужчины, идеи, посланной ему свыше. Если женщина умеет гармонично совмещать в себе функции жены и матери, если она и после рождения детей находит в себе силы дарить мужу любовь и заботу, то у мужчины появляется желание активно заботиться о семье, он учится быть отцом. В противном случае из-за нехватки энергий Жены, роль Матери берет верх, подавляя все истинно женские и истинно мужские энергии, а значит – и всех членов семьи. Мужчина, не чувствуя своего главенства, перестает понимать, кто он в семье и для чего он нужен. Нередко в результате он начинает пить и изменять жене, ведет себя как бунтующий подросток. Если вслед за Юнгом сравнить преувеличенную Мать с Драконом, становится очевидным, что это ситуация, когда победил не герой, а Дракон. Поэтому для женщины, когда она становится матерью, важно понимать, что и в вопросе материнства мужчина остается главным, так как ребенок – идея мужчины, а женщина эту идею вынашивает как полноправный соавтор.

Король и Королева символизируют еще большую степень ответственности. Король или Царь-отец является отцом не только в своей семье, но и возглавляет свою родовую ветвь. Можно добавить, что настоящим Царем-отцом мужчина становится только когда начинает чувствовать себя отцом не только детям, но и по отношению к своей жене. Тогда даже если он развелся с женщиной, он будет все равно чувствовать за нее ответственность. У детей такого мужчины будет шанс вырасти достаточно гармоничными, так как заботясь о них, он прежде всего будет интересоваться, как дела у бывшей жены, какая его помощь нужна ей. Так работает родовое сознание – способность принять ответственность за судьбу своего рода.

Каждому человеку передаются от предыдущих поколений задачи, которые наши близкие и дальние родственники не успели решить до нас. Если мы можем сделать что-то лучше, чем наши родители и прародители, если нам удается решить какие-то родовые проблемы – мы избавляем потомков от лишних затруднений. Например, алкоголизм как семейный сценарий часто передается из поколения в поколение. Разве не интересно стать тем, кому удастся остановить эту нездоровую эстафету? Недаром говорят, что гармоничный человек помогает сразу семи последующим поколениям. Более того, мы можем создавать новые родовые традиции, улучшая судьбу своего рода. Король – как раз является учредителем таких новых традиций. Например, муж может сказать жене: отныне отдыхаем два раза в году – один раз вдвоем, другой – с детьми. А жена как королева поможет своему королю наполнить новую форму отдыха приятным содержанием, изысканными нюансами и деталями.

Целитель и Фея символизируют волшебные духовные возможности человека. Целитель исцеляет, то есть делает все цельным, единым, собирает разрозненные части в одно целое, он разбирается в причинах душевного дискомфорта, физического недуга. Задача Феи – радовать и дарить, сиять и светить. Эти внутренние силы помогают нам не только радоваться жизни, но и помогать друг другу в нужный момент.

Самый высший уровень нашего Я – это Дух и Душа. В нашей практике мы используем названия Священник и Богиня, они отражают в личности божественное женское и божественное мужское начала. Когда эти функции развиты в человеке, весь мир идет ему навстречу, его идеи и помыслы воплощаются почти моментально, человек как бы чувствует божественный замысел внутри себя.

Конечно, все это идеальная картина. В реальной жизни человек может испытывать недостаток энергий и сил в области тех или иных функций, они могут быть просто травмированы. Например, если женщина часто обижается или ссорится с кем-то, можно сказать, что ее внутренний Защитник, мягко говоря, не в форме, и его всюду «подменяет» ее неугомонная Ведьма. А мужчина может постоянно искать работу, когда его внутренний добытчик нуждается в поддержке. Перегруженная же работой женщина может не сомневаться, что ее Амазонка – на пределе. Если женщина работает с удовольствием и интересом, сама распоряжается объемом своих нагрузок и своим временем – ее внутренний Кормилец гармоничен и силен.

Как мужчине осознать себя мужчиной, а женщине – женщиной?

Путей бесконечно много. Большое количество подсказок содержится в народных сказках. Ни один герой не пьет на брудершафт с Драконом, не водит дружбу со злодеем – настоящий герой побеждает их (как внутренние и внешние препятствия на пути к женщине). Ни одна плененная Драконом или Злодеем красавица не упрекает героя в медлительности или нерешительности – она посылает ему путеводные знаки, которые помогут быстрее отыскать путь к месту ее заточения. Иначе говоря, все прекрасные героини умеют активно ждать.

Кроме того, при желании можно самим стать авторами — создавать и проживать собственные сказки, где обязательно в конце соединяются в счастливом союзе влюбленные герои. В сказках, проходя через многие испытания (битва с драконом, вызволение из плена, освобождение от чар), герои становятся истинными мужчиной и женщиной, обретают счастье – со-частье, то есть соединение двух частей, двух заветных половинок.

 

Арт-терапевтические технологии в формировании зрелых мужских и женских феноменов «Я» в пространстве внутренней сказки

 

Публикации
Автор: Вознесенская Е.
21.02.2010 20:16
Вознесенская Елена, канд. психол. наук, с.н.с. Института социальной и политической психологии АПН Украины, президент ОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (г. Киев) На этапе перехода к новым формам социального взаимодействия в период трансформационных процессов в современном обществе остро встают вопросы переоценки социальных ценностей и иерархии социальных ролей. Сегодняшняя ситуация характеризуется смешением ролевых позиций женщины и мужчины. Разрушение старой системы социальных отношений, пересмотр устаревших моделей поведения приводят к тому, что женщина развивает в себе маскулинные качества, выполняя мужские роли. Нарушение равновесия мужского и женского у родителей обоих полов приводит к раз­витию внутриличностной дисгармонии у ребенка и формированию у него неконструктивных моделей поведения, в том числе и гендерного. В традиционных обществах полоролевая идентификация мальчиков и девочек происходила путем определенных обрядов (инициаций «взросления»), которые проводились при переходе детей в пубертатный возраст. Такие обряды исчезли в период развития технократического общества. Неинициированность поколения родителей тормозит инициацию их детей и внуков. Именно поэтому тема «Мужского и женского в структуре личности» так актуальна сегодня и привлекает внимание и психологов-практиков, и при­водит к разработке серьезных научных теорий в различных социальных науках: психологии, социологии, теологии (Т.Б. Василец, 2004; Т.Марез, 2001; А.Менегетти, 2001; А. Уотс, 1999; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А.Тихонова, 2003 и др.) Автор также не осталась равнодушной к проблемам взаимоотношений современных мужчин и женщин. Целью настоящей статьи является представление арт-терапевтических технологий работы с внутренними мужскими и женскими структурами личности. На основе теоретических и практических результатов ростовских психологов (Т.Б.Василец, Н.В.Романова, 2002) была разработана программа арт-терапевтической работы «Мужчина и его Женщина. Женщина и ее Мужчина». Программа представляет арт-терапевтическую и аналитическую работу, направленную на психокоррекцию взаимоотношений между партнерами, формирование зрелых личностей, гармонизацию отношений внутренних муж­ских и женских структур. Содержательно теоретической базой работы является юнгианская аналитическая психология и исследования юнгианских аналитиков архе­типических образов, представленных в культуре каждого народа (Калшед Д., 2001; Франц М.-Л., 1998; Джонсон Р.А., 1996; Эстес К.П., 2001; Пропп В., 1986; Василец Т., Романова Н., 2002; Василец Т., 2004; Бреусенко-Кузнецов А., 1998, 2002, 2003). В программе с помощью арт-терапевтических технологий происходит обращение к ресурсам коллективного бессознательного, содержащихся в архетипах славянских народных сказок, былин и сказаний, описывающих этапы развития человеческой личности, пути достижения мужской и женской зрелости. В рамкам программы участники имеют возможность в созданном безопасном арт-терапевтическом пространстве пройти символические инициации зрелости мужского и женского аспектов личности. Таким образом, программа является сочетанием использования возможностей инициационной психотерапии (Василец Т., 2004) и арт-терапевтических технологий. Символический язык изобразительного искусства, как установлено, наиболее адекватен для выражения содержаний личного и коллективного бессознательного (К.-Г.Юнг, 1998). Поэтому основным методом работы является арт-терапия, которая связана с раскрытием творческих способностей и сущностного потенциала человека, мобилизацией внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Являясь средством свободного самовыражения и самопознания, художественное творчество помогает идентифицировать и оценивать свои чувства, воспоминания, образы буду­щего, найти способ общения с самим собой (Копытин А.И., 1999). Опираясь на трансцендентные свойства символов и собственный творческий потенци­ал, участник способен достичь самоисцеления. Созданные символические образы заключают в себе способы разрешения внутрипсихических конфликтов. В результате арт-терапевтической работы создаются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход членов группы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосознаваемых) механизмов организации поведения, проис­­ходит созревание и интеграция мужского и женского аспектов личности; освобождение от внедренных доминирующей культурой и идеологией паттернов поведения и освоение тех ролей, которые в большей степени соответствуют их глубинной природе, потребностям и направлениям развития. Групповая форма арт-работы способствует спонтанному проявлению творчества во внутригрупповом процессе, увеличивает ценность сотрудничества. Творчество в группе приводит к выражению наиболее сложных содержаний психической жизни, связанных с мифологией, поэзией, сновидениями (А.И.Копытин, 2002). Вовлечение участников группы в эстетическую и фантазийную активность позволяет каждому за счет взаимодейст­вия достичь психической целостности. В то же время, изобразительное творчество всегда является способом уединения и рефлексии участников арт-терапевтических групп. Это позволяет им реализовать свою способность к саморазвитию и самогармонизации. В ходе работы за счет активизации воображения членов группы путем направленной визуализации, происходит спонтанный (в ряде случаев инициированный ведущим) переход в драматическую реальность, развивается мифотворчество группы и формируется групповая мифо-поэтическая модель мира. Арт-терапевтические технологии с целью личностного развития используются в таких формах арт-работы как открытые студийные и тематичес­ки-ориентированные группы (Практикум…, 2000). Т.о., формой реализации программы, направленной на преодоление внутриличностных конфликтов мужских и женских феноменов «Я» была выбрана тематически-ориентированная группа, работа в которой фокусируется на решении конкретных задач. Тематический подход, связанный с использованием определенного набора тем, способствует сознательному отношению участников группы к психическому материалу. Согласно К.Кейз и Т.Делли (Case C. And Dalley T., 1992), темы позволяют структурировать хаотические переживания участников группы и направить их энергию в определенное русло. Участникам тематических групп необходимо иметь достаточную силу «Я» и развитую способность к вербализации своих переживаний (McNeilly G., 1987). На ранних этапах развития группы предполагается более директивный подход к ведению работы со стороны арт-терапевта, который организует и задает направление деятельности участников, используя мягкое структурирование деятельности участников группы и различные формы психотерапевтической интервенции. Группа работает как закрытая на более поздних этапах своего развития, что позволяет достичь большей откровенности участников за счет ощущения ими своей защищенности в пространстве группы. На этом этапе арт-терапевт снижает директивность своего воздействия, что помогает преодолеть зависимость участников группы от ведущего. Мы считаем, вслед за Г.МакНилли, что ведущий должен стремиться сформировать у членов группы активную, равную с ним позицию, его функция – поддерживать групповую динамику (McNeilly G., 1987). В работе используется творческий процесс и результаты изобразительной деятельности как инструмент динамической коммуникации. Совместное творчество участников позволяет использовать возможности групповых процессов как основу для внутренних изменений. Таким образом, авторская работа представляется нам методологически близкой к интерактивной модели групповой арт-терапии. Системный подход предполагает рассмотрение группы на более поздних этапах терапии как единого организма, саморазвивающейся системы, которая постоянно находится в контакте с окружающим миром и в процессе изменений. Акцент ведущего делается на переживаниях клиента «здесь и теперь» согласно экспериентальному под­ходу в психологии, обмен личным опытом участников группы как опыт группового взаимодействия, обратная связь с ведущим и другими участниками предполагает основу для изменений в паттернах поведения. В начале каждого занятия, в свою очередь, предлагается обмен личным опытом участников группы, самоанализ их переживаний, событий, чувств, возникших после предыдущего занятия, что способствует развитию рефлексии. В задачи арт-терапевта не входит анализ и интерпретация созданных участниками группы индивидуальных художественных образов. Возможно участие ведущего в работе над некоторыми из предложенных группе тем. Это способствует сопричастности к формированию культуры и мифо-поэтической картины мира группы и, таким образом, создает эффективную среду для изменений на более поздних этапах развития группы. Следует отметить, что при работе с архетипическими темами в виде феномена внутренней сказки предпочтительнее избегать интервенций, следуя логике сказки и доверяя бессознательному клиента. Роль терапевта сходна с его работой в ассоциативном методе символдрамы и сводится к поддержи­вающему присутствию (Лейнер Х., 1996). Принципиальное значение имеет самостоятельное творчество клиента. Помощь клиенту в ориентации в прост­ранстве сказки необходима только в начале работы, далее вмешательство может помешать. Погружаясь в пространство сказочных архетипов, клиент получает доступ к ресурсам коллективного бессознательного, содержание внутренней сказки часто драматизируется, поэтому напряженные по своему содержанию образы, как правило, завершаются гармонично, приносят клиенту удовлетворение и заметные позитивные результаты, находящие отражение в реальности его жизни. В настоящей статье мы ставим целью презентовать арт-терапевтические технологии работы со сказочными образами, которые являются составной частью зрелых мужских и женских структур, отражением личностной зрелости. Рассматривается работа с образами Королевы и Царя-отца. Тема «Королева» Королева прежде всего ассоциируется со зрелой женственностью. Работа в группах показала (4 группы, в которых участвовало более 30 человек), что образ Королевы описывается следующими характеристиками: в функции Королевы входит способность к управлению, забота о других, материальное благополучие, высокий социальный статус, у Королевы развито чувство собственного достоинства, она воплощает созидающее начало. К.-Г. Юнг считал, что в каждой женщине живет королева. По мнению Т.Б.Василец (2004), если у женщины внутренний архетипический образ Ко­ролевы развит, можно говорить о существовании встроенного защищающего мужского поля в структуру личности этой женщины – развитого и зрелого Анимуса. В сказках Королева вследствие своего высокого статуса имеет армию, личную охрану. Зрелость Анимуса, его защищающая роль позволяет женщине испытывать чувство собственного достоинства, что приводит к соответствующему отношению к ней окружающих, в первую очередь мужчин, стремящихся защищать и проявлять благородные качества. В одном из своих значений архетип королевы символизирует разные планы социальной женской успешности – высокий социальный статус, признание окружающих и чувство женского достоинства как ощущение своей женской силы и ее власти в социальном мире. Бессознательно готовясь к инициации женской зрелости, проявленной Королевой, современные девочки на эдипальной стадии своего развития рисуют принцесс. По К.-Г.Юнгу, архетип королевы является важной составляющей женской природы. На символическом уровне он представлен образом статной и дородной женщины, богато одетой, достойно несущей свои скипетр и державу. Но власть и богатство – не единственные, а только частные свойства архетипа королевы. Вечными его составляющими являются созидательная женская сила и жизнеутверждающая природа. Образ Королевы также имеет еще один смысл: желания Королевы осуществляются легко и естественно, без усилий и напряжения, она хорошо знает, чего хочет и как это получить. На наш взгляд, именно архетипический образ Королевы в наименьшей степени развит в структуре личности современных женщин. Это печально, но не удивительно, поскольку женщина сегодня, вынужденно выполняя в семье функции кормильца, добытчика, защитника, пытается сохранить за собой и роль хранительницы домашнего очага. Трудно ощутить себя Королевой, когда, проработав полный рабочий день, зайдя в магазины и нагруженная сумками, женщина выходит «во 2-ю смену» как домашняя хозяйка. «Если в женщине недостает энергий королевского архетипа, она во многом ограничивает себя, многого не может себе позволить, не вполне осознает свои глубинные желания и цели, не допускает в свою жизнь необходимые блага, начиная от бытового комфорта, заканчивая личным счастьем» (Василец Т., 2004). Негативный полюс архетипа королевы позволяет провести параллели с архетипом ведьмы и гиперматеринскими структурами в личности жен­щины или в области Анимы мужчины. Это – полюс подавляющего управления, удушающей власти. Королева может быть жестокой, свергнуть неугодного ей короля, держать его закованным в дворцовом подземелье (исторически такой тип власти нашел свое отражение в правлении Екатерины ІІ). В современной жизни это проявляется в манипулировании по отношению к мужу, муж «находится под каблуком», не имеет возможности проявить ин­дивидуальность, взять на себя ответственность, что приводит к различным зависимостям (наркотической, алкогольной), психосоматическим симптомам, как у мужчины – слабого Короля, так и у женщины – деспотичной Королевы. Итак, архетипический образ Королевы включает символику зрелой женственности и интуитивное восприятие – знание высших смыслов жизни. Кроме того, зрелость характеризуется потребностью отдавать, создавать, строить, взращивать, быть причиной событий в своей судьбе, судьбах своей семьи и мира в целом, т.е. творить. В сказках этот этап в жизни героев наступает, когда они, преодолев испытания, пройдя путь инициации, достигают царского положения – заключая супружеский союз, сказочные жених и невеста в то же время становятся Царем и Царицей или Королем и Королевой (Василец Т., 2004). В программе «Мужчина и его Женщина. Женщина и ее Мужчина» в работе с образом Королевы происходит обращение к совместному творчеству участников группы: созданию короны (с участием и интеракциями ведущего). Используемые материалы: картон, золотая и серебряная фольга, краски, карандаши, мелки, блестки, перья, бусинки, стразы и т.д. (материалы, которые возможно использовать для украшения короны). Участники группы после обсуждения образа королевской особы, осознания его функций и качеств получают задание создать корону. На выполнение задания отводится 60-90 минут. Следующим этапом работы является упражнение «Коронация» (идея Т.Василец). Каждому из участников группы предлагается подойти поочередно к каждому и произнести фразу: «Я – достоин(на)». Участники произносят в ответ: «Да, ты – достоин(на)». Последние из участвующих берут корону, возлагают ее на голову коронующемуся и подводят его к трону, на который ему предлагается сесть. Участник находится на троне столько времени, сколько ему необходимо. Остальные, играя роль придворных, поздравляют его аплодисментами, выражают свое почтение. После чего происходит коронация следующего участника группы. На коронации возможна фотосъемка, что предоставляет богатые ресурсы для использование полученных фотографий в дальнейшей работе в качестве инструмента терапии (фототерапии). Они являются мощным ресурсом при переживаниях участниками кризисных периодом личностного развития. Важным моментом в создании короны и коронации является способность группы к выработке единого решения, что свидетельствует как о зрелости группы, так и о зрелости мужских и женских компонентов личности каждого участника, и мужчин, и женщин. Корона является символом единственности, исключительности власти в каждый конкретный момент времени. Лишь один участник группы может быть Королем (Королевой), остальные признают это его право и достоинство. Работа с образом Королевы проводится на продвинутых этапах арт-терапевтической работы, активность ведущего направлена на снижение зависимости участников и увеличение сплоченности группы, он играет роль катализатора этих групповых процессов. Сессия завершается обменом опытом участников группы: Каково было быть Королевой (Царем или Королем)? Что чувствовали? Что понравилось? Что хотелось сделать? Как чувствовали себя на месте придворных? Следующим этапом работы с образом Королевы будет упражнение «Создание карты королевства». Этот этап может проводится как отдельная сессия или, по договоренности с участниками группы, работа с образом Королевы длится одну сессию в течении 5 часов. Здесь сочетается метод направленной визуализации с последующим созданием художественных образов. Возможно расслабление участников семинара лежа или сидя в удобных позах, после чего им предлагается в молчаливом образе представить себя Королевой: «Представьте себе, что Вы – королева… Как Вы выглядите?… Как одеты?… Где живете и как?… Каковы Ваши владения?… Какое у Вас королевство?… Где проходят границы?… Каковы Ваши взаимоотношения с соседями?… Какую внутреннюю политику Вы проводите?» Для последующего создания «Карты королевства» предлагаются следующие материалы: бумага разных размеров (от А1 до А4 и рулонная) на вы­бор участников, краски, карандаши, мелки. Задание: нарисовать карту своего королевства. После художественного творчества следует обмен опытом в группе. Продолжение работы с картой королевства возможно в варианте анализа символики карты (например, при индивидуальной работе или по желанию группы): рассматриваются границы королевства, их проницаемость, взаимоотношения с соседями, происходящие внутри королевства процессы как аналог внутрипсихических процессов человека, находящих отражение в его жизни за пределами группы; возможно рассмотреть существование в королевстве водных источников, рек, морей и символики их с точки зрения витальности, подключения к ресурсам бессознательного; интересны для анализа размеры королевства, наличие развитой социально-экономической системы, армии, расположение на карте гор, лесов и т.д. Дальнейшая работа с картой королевства позволяет использовать неисчерпаемые возможности жанра «фентези» с его сюжетными ходами и составле­нием карты пространства в котором проходят действия как характерной особенности этого жанра. Тема «Царь-отец» Архетип Короля или Царя в нашем понимании – символ зрелости мужской части эго, он воплощает качества зрелого мужчины. Содержатель­ное наполнение этого архетипического образа – материальное и духовное богатство, средоточие благородства и достоинства семьи и рода, абсолютная власть в виде ответственности за судьбу жены и семьи в целом, а также – ответственность за процветание земли (женский символ) и ее народа (символ потомства). Если мужчина в состоянии исполнять в семье функции защитника, кормильца, разведчика, полководца, учителя и целителя, то он уже явля­ется королем, т.к. решать все эти задачи под силу только зрелому (царственному) эго. Одной из мужских функций в семье является способность быть лидером, быть главным, вести за собой. Это высокий уровень ответственности, когда принимаемые решения имеют судьбоносный характер для семьи. Выражение «глава семьи», подвергшееся в советском культурном пространстве и в феминистическом подходе девальвации, имеет глубокий духовный смысл. Если значимые для семьи решения принимает женщина, отрицается божественная суть мужской ответственности: вести за собой, быть полководцем. Но зрелость мужчины приходит с интеграцией в единое целое его функций мужа – главы семьи, т.е. полководца, и отца, осознанием его отцовской роли, когда он не только партнер и лидер в супружеской паре, но тогда, когда он становится отцом. Становясь биологическим отцом, мужчина еще не является отцом в духовном смысле этого явления, а только становится на путь развития отцовства. Настоящим отцом своим детям мужчина может стать только, когда он начинает ощущать отцовскую ответственность и за свою жену (Вознесенская Е.Л.; 2004-1,2). Такого рода высокий уровень ответственности исключает расторжение брака в кризисные моменты отношений, так как ответственность отца имеет свойство быть вечной. Верность как фундамент встроена в систему зрелых отношений. Становясь Отцом, мужчина обретает глубинную потребность и способность быть отцом не только по отношению к своим детям, но – и по

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.