Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 8 страница



В философии истории Г. Маркузе выдвинул идею «третьего пути» развития общества (некапиталистического и несоциалистического), способного привести к созданию «нерепрессивной цивилизации», в которой деятельность и поведение людей будут управляться «жизненной энергией любви». В ней потребности и влечения людей как глубинные истоки их социальной активности претерпят существенные изменения, станут более благородными. Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней. Рассматривая социально-философские идеи Маркузе нельзя не заметить их связи не только с фрейдизмом, но и другими современными стратегиями исследования социальной реальности.

Таким образом, современная социальная философия характеризуется плюрализмом концепций изучения природы и предельных оснований общества.

 

38.Понятие социальной реальности. Общество как система.

Понятие социальной реальности. Это специфически философское понятие, в которой отражается сущность общественной жизни

В социальной философии можно выделить три основные модели понимания общества как социальной реальности.

1. Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. Такой подход, в частности, отчетливо заявлен в концепциях, получивших в философии название экономического детерминизма, или экономократизма, а в политической экономии – «экономизма» (П. Лафарг, Ф. Меринг, В. М. Шулятиков, Р. Джонс). В них экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности, науки и т. п. Определенные оттенки экономократизма характерны для концептуальных разработок классиков экономической науки – экономического либерализма (А. Смит, Ф. Хайек) и экономического социологизма (К. Маркс), хотя, как будет показано дальше, К. Маркс все же, в отличие от схематизировавшего и огрубившего его взгляды «догматического марксизма», понимал неправомерность редукции сущности общества к объективной реальности.

2. Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах. Сошлемся в объяснении такого субстанциального выбора на мнение русского религиозного философа С. Л. Франка, констатировавшего, что общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна.

Спектр философов и ученых-гуманитариев, приверженных этой модели, весьма широк, включая как религиозных (В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс), так и нерелигиозно ориентированных (П. Сорокин, И. Абдиралович-Канчевский, О. Шпенглер) мыслителей. В сфере социально-гуманитарного знания ее выражением стал идеократизм с присущей ему теоретико-методологической установкой в познании общества на артикулированную роль духовного фактора, имеющего как трансцендентный (религиозная социальная философия), так и имманентный, социально-антропологический характер. В этом подходе идеологемы – феномены социального мифотворчества, утопические проекты, аксиологические схемы – обретают самостоятельную жизнь и рассматриваются как безусловные детерминанты экономических, политических и стратификационных процессов.

3. Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества усматривается либо в его материальности (определяющим становится общественное бытие), либо в его идеальности и субъективности (приоритет отдается общественному сознанию), в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.

В философской науке (социальной философии и философии истории) общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.

Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен и в материальных, и в духовных связях людей. Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику. В частности, с помощью нелинейных математических и синергетических моделей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках социума его элементы – подсистемы: сферы общественной жизни; человек-общество; малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и т.д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Общество как социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной непредсказуемостью, вероятностным и нелинейным типом развития.

Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития. Как только в обществе начинают предприниматься попытки претворить в жизнь одну из моделей развития, претендующую на статус единственно правильной и научной, общество превращается из открытой системы в закрытую, не способную к дальнейшему совершенствованию. В разных философских моделях общества выделяются разные ее системные элементы.

В марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни:

экономическую сферу, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения (среди которых главными являются отношения собственности), которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления;

социальную сферу, состоящую из таких структурных образований как классы, социальные общности, социальные институты и т.д., взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом. Социальная сфера - это сфера воспроизводства человека как социального существа;

политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.

духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга. Разделение общества на указанные выше сферы, конечно, несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.