Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что является результатом исследования и как он влияет на эффективность?



6. Возможности и проблемы количественной оценки эффективности иссле­дования систем управления.

Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Что такое факт?

Какую роль играют факты в проведении исследования?

Не тождественны ли понятия факта и информации?

Существует ли "критическая масса" фактов для поиска решения проблемы?

Как следует проводить систематизацию фактов и какие здесь могут возникнуть трудности?

17.1. Понятие факта и его роль в исследовании

 

В обычной жизни мы очень часто используем это понятие — факт. "Назови мне факты", "А где факты в твоих рассуждениях?", "Не надо ниче­го объяснять, давайте только факты", "Голые факты ни о чем не говорят", "Для этих выводов недостаточно фактов", "Сколько еще Вам надо привести фактов, чтобы Вы поняли наконец?...", "Не давите меня фактами, они еще ни о чем не говорят".

Перечень подобных фраз, утверждений, сомнений можно было бы про­должить. Как часто именно факты оказываются в центре наших дискуссий, становятся предметом спора, аргументом доказательства и убеждения. Что бы мы не обсуждали, мы всегда оперируем фактами, ищем факты, приводим факты, защищаем факты, иногда придумываем, вольно или невольно их ис­кажаем.

Но это наша обычная жизнь. А исследовательская деятельность? Здесь факт играет особую роль. Он показывает проблему, помогает раскрыть ее содержание, найти методы исследования. В обсуждении проблемы также нельзя обойтись без фактов. Но что такое факт? Всегда ли исследователь умеет оперировать фактами, отсеивать и комбинировать их в тех или иных целях исследования? Ведь в фактах можно утонуть, как в бурной и полно­водной реке. Именно такой рекой является и жизнь, и наша работа, и все ситуации управления.

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факты в деятельности менеджера и вообще в процессах управления яв­ляются основанием для оценок, распознавания ситуаций и проблем, аргу­ментами для доказательства или опровержения. От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эф­фективность управления.

Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том, что они очерчива­ют явление, как бы открывают проблему и позволяют ее распознавать, явля­ются посылкой, определяющей саму необходимость исследования, создают мотивационное поле исследования.

В то же время факты ограничивают исследование, служат материалом его проведения, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования, материалом для обобщения.

Без фактов, отражающих существование, свойства и изменение явлений, не может быть поставлено и проведено исследование. При этом для каждого исследования должно быть достаточно фактов.

17.2. факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов

На первый взгляд понятие факта может показаться тождественным поня­тию информация. Ведь факт, так же как и информация, отражает действи­тельность в сознании человека, представляет собой совокупность сведений или данных о тех или иных явлениях действительности.

Однако отражение действительности может быть различным. Оно может быть в такой мере субъективизированным, что явиться нам не только дале­ким от реальности, но и полной ее противоположностью. Отражение может не подтверждаться практикой деятельности человека, не повторяться при воспроизведении соответствующих условий. Такое отражение остается ин­формацией, но оно не может расцениваться как совокупность фактов дейст­вительности.

Информация может быть в виде фактов, но она может предстать перед нами и в виде идей, оторванных от действительности, голых интерпретаций, искусственных гипотез, надуманных концепций, субъективных позиций, ус­таревшей идеологии.

Информация — это сведения не только фактического характера. Но успех исследования определяет не всякая информация, а только такая, ко­торая не вызывает сомнений с точки зрения ее реальности.

Таким образом, факт можно рассматривать как образ, максимально соот­ветствующий реальному событию, как объективное восприятие действитель­ности.Факт — это единица логики, первоначальная ступень мышления че­ловека.Факт — это особый вид информации, характеризующийся опреде­ленным ее восприятием, это информация, подтверждаемая информацией о реальности первой.

Факты играют большую роль в исследовательской деятельности. Они яв­ляются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, факты являются эмпирической основой исследования, его предпосылкой и качества.

Состав фактов определяет качество исследования и возможность его про­ведения(схема 56). Всю совокупность фактов по критериям отражения ста­тики или динамики явления можно разделить на факты наличия, существо­вания, изменения. Факты наличия отражают статическую сторону явления. Они характеризуют реальность того или иного явления. Факты существова­ния отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления. Факты существования отражают динамику, но динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления.

Факты изменений отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это тоже динамика, но иного рода. Это факты возникновения но­вых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить факты связи и факты взаимодействия. Первые ха­рактеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств, вторые им­пульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.

В исследовании нередко важную роль играет количественное представле­ние фактов или их содержательное описание. Не все факты имеют количе­ственную форму, хотя количественной формой легче оперировать.

Могут быть также факты, отражающие различные сферы деятельности социальную, экономическую, организационную, психологическую и др.

Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных, отделение их от ненаучных, т. е. обычных.Научные факты — это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную ме­тодологию восприятия действительности, дающие новое знание или по­нимание явлений.

Однако зачем столь подробное рассмотрение разнообразия фактов? В ис­следовании, как правило, используется множество фактов и очень важно оп­ределить их состав, провести селекцию, отбор фактов. Это невозможно сде­лать без понимания их характеристик, которые, в свою очередь, определяют­ся классификационной принадлежностью. Зная классификацию фактов легче заметить их подтасовку, т. е. специальную подмену одного факта другим, либо урезывание фактов, либо тенденционный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.

Именно в этом суть выражения: "Есть Факты и фактики". С другой сто­роны, мудрость гласит: " Факты — упрямая вещь".

В исследовании факты являются средством определения проблемы, оцен­ки ситуаций, основой анализа и доказательства. При помощи фактов ут­верждаются результаты исследования. Факты определяют также предпосылки исследования.

17.3. Система фактов. Фактология

Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, которая определяется как целостная совокупность фактов, связан­ных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.

Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипоте­зы, цели, характеризует понятие фактологии исследования. Можно сказать, чтофактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяю­щую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.

Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами.

17.4. Фактология и научное обоснование явлений

Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, опре­деленности, соответствия предмету исследования.

Фактологическое обеспечение исследование представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами(схема 58).

А. Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.

Б. Отношение к сущности. Каждый из фактов может в различной мере отражать сущность явления. Факты должны быть сущест­венными. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.

В. Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настоль­ко полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать опреде­ленное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

Г. Принцип научной ценности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии иссле­дования, правилам концептуального объяснения явлений.

Д. Принцип соответствия предмету исследования. В процессе прове­дения исследования может возникать много фактов, которые цен­ны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к пред­мету исследования.

Е. Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о ре­альности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

Ж. Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенден­ции, характерные черты и особенности явления.

З. Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критиче­ская масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация. При исследовании необхо­димо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не торо­питься с выводами, ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследова­ния.

И. Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкова­ние факта может быть различным и преследовать различные цели. Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций ис­тинности, объективности.

Можно выделить некоторые наиболее характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:

• преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих односто­роннее представление о действительности, проблем и тенденций разви­тия, формирует деформированное понимание;

• подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;

• искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, лож­ным разъяснением;

• фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подбо­ре, искажающем действительное положение вещей;

• абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.

Таким образом, можно констатировать, что вся окружающая нас действи­тельность предстает перед нами в виде явлений. Эти явления различны и разнообразны. Они включают события, ситуации, проблемы. О каждом явле­нии в общем смысле мы получаем информацию. Однако часть информации (какую: большую или меньшую?) мы получаем в виде фактов — т. е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, их можно проверить и подтвердить. Реальная картина окружающей действи­тельности определяется не самими фактами как таковыми, не разрозненны­ми фактами, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими.

Вопросы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.