Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 7 страница



Формализация - отображение содержания знания в знаково-символической форме (формализованный язык, формулы). Это необходимо для точного выражения мысли.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем (т.е. доказательством).

Гипотетико-дедуктивынй метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Как следствие этого – знание носит вероятностный характер.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это метод, который заключается в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению объекта и его связей. Содержание основных понятий этого метода - абстрактное и конкретное - раскрыл Гегель в «Науке логики». Абстрактное - это понятие, которое употребляется для характеристики самого знания - неполного, неточного и неокончательного. Абстракции выражаются в понятийном или категориальном аппарате. Конкретное - это понятие, которое обозначает как сами исследуемые объекты во всем многообразии их связей и свойств, так и полное, точное знание об этих объектах. Метод включает в себя две стадии. На первой стадии происходит движение мысли от конкретного к абстрактному, т.е. от конкретных вещей в область понятий. При этом теоретик отвлекается от конкретного целостного образа предмета, выделяя в нем лишь интересующие его свойства. Сущность самого предмета исследователю еще не известна, он дан познающему субъекту в явлении, а его свойства только начинают выделяться посредством анализа. Эта стадия наглядно представлена на этапе формирования наукой своего концептуального аппарата. На второй стадии, когда понятийный аппарат науки уже сформирован, возникает необходимость синтеза многих определений. Происходит теоретическая реконструкция конкретного, понятия наполняются содержанием. Движение мысли от абстрактного к конкретному здесь подкреплено уже имеющимся запасом знаний об объекте. Например, К. Маркс в «Капитале» начинал исследование с хорошо разработанного английскими политэкономами понятийного аппарата: товар, стоимость, рабочее время, наемный труд. Рассматривая эти понятия в определенной системе связей, синтезируя их, он раскрыл конкретное - сущность экономики капитализма.

Общелогические методы

Кроме методов, относящихся конкретно к эмпирическому или теоретическому уровням, существуют еще и общелогические методы, которые используются на всех уровнях научного познания:

Анализ – метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого.

Синтез – метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей исследуемого объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделением интересующих исследователя свойств и признаков объекта.

Обобщение – установление общих свойств и признаков объекта. Тесно связано с абстрагированием.

Индукция и дедукция. Индукция – метод познавательной деятельности, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок. Дедукция – метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера.

Аналогия и моделирование. Аналогия - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между различными объектами. На основании выделенного сходства делается соответствующий вывод (умозаключение) – по аналогии. Например, Если Х принадлежит А, В,С,Д; С принадлежит В,С,Д; Следовательно, возможно С принадлежит А. Знание здесь носит вероятностный характер. Знание об Объекте переносится по аналогии на другой Объект.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели (аналоге того или иного фрагмента действительности) Например, термоядерные процессы на Солнце. Исследовать этот реальный процесс невозможно. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований) в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.

Факт и теория. В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum - сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат". Как категория методологии науки факт - это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины.

Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, всегда играли наблюдения и эксперименты.

Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит достаточно длительный период их накопления. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях. Поэтому сообщения о передаче мыслей на расстоянии (телепатия), передвижении предметов мыслью (телекинез) и прочих "чудесах" не признаются в качестве фактов.

Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся на них по логическим правилам. Например, классическая механика может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса ("вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется"), тогда как другие законы, в том числе известные каждому студенту законы динамики Ньютона, являются его конкретизациями. Строгое построение геометрической теории, предложенное Евклидом, привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений и истин, принятых без доказательств (аксиом).

Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт – с помощью единичного.

По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшие из которых описательная, объяснительная и предсказательная. 0писательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Как заметил известный австрийский физик Л.Больцман, нет ничего практичней хорошей теории.

Вопрос о предсказательных свойствах теории заслуживает особого внимания. Предсказательная мощь теории зависит в основном от двух взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, от глубины и полноты отображения сущности изучаемых предметов; очевидно, чем глубже и полнее такое отображение, тем надежней опирающиеся на теорию прогнозы. Во-вторых, теоретическое предсказание находится в обратной зависимости от сложности и нестабильности исследуемого процесса, и чем сложнее и неустойчивее этот процесс, тем рискованнее прогноз.

Проблема. Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Это бывает весьма часто, когда человеческое познание вторгается в неизвестное и когда исследователь продолжает «вопрошать природу» на языке старой теории. Так, при открытии составных частей атомных и субатомных объектов ученые пытались применить к ним категории классической механики. "В этом случае, – писал П.Ланжевен, – мы поступали так, как поступают физики во всех случаях, когда им приходится иметь дело с совершенно новым явлением: мы попытались объяснить неизвестное с помощью уже известного и использовать в данном случае представления, оказавшиеся пригодными для других явлений. Другого пути не существует”.

Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего оно приводит к постановке новых проблем в науке.

Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником недостаточности может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки и др.

Гипотеза. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.

Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство.

Итак, теория, факт, проблема, гипотеза – важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания. Если теория и факт применяются прежде всего для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления. Между различными формами не существует жестких границ, для них характерны диалектические связи, взаимопереходы и взаимопроникновения.

 

 

№37. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Слово «социум» происходит от латинского глагола «социо», означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. С этим связана и этимология понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество. В русском языке этимологический исток слова «общество» праславянское имя «общий» означает «то, что вокруг».

Социальная философия как важнейший раздел философского знания стремится к постижению предельных оснований общества как целостного явления.

Важнейшими исходными положениями социальной философии являются следующие:

общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, которое не сводится к простой сумме составляющих его людей;

человек и общество находятся в сложной и противоречивой системе диалектических взаимоотношений. Существуют три подхода к осмыслению данной диалектике. Первый основан на представлениях о человеке как ансамбле социальных отношений (один из сторонников такого подхода Эмиль Дюркгейм считал, что общество производит тех людей, которые ему нужны). Второй подход базируется на понимании человека как автономного субъекта, обладающего сознанием и волей, способного к осмысленным рациональным действиям и сознательному выбору (такой подход был, в частности, присущ Максу Веберу, который считал, что общество не что иное, как сумма автономных индивидов). Совмещение представлений об обществе как системе социальных отношений и продукта деятельности можно найти в социальной теории К. Маркса, Т.Парсонса. Третий подход основан на трактовке общества как системы коммуникации, сторонами которой являются социальные отношения и человеческая деятельность (Ю.Хабермас, Н.Луман). Данный подход интенсивно развивается в современной социальной философии;

социальная философия изучает общество в целом (т.е. как сложную саморазвивающуюся систему, состоящую из относительно автономных частей, подсистем или сфер общественной жизни).

Основные стратегии исследования социальной реальности

Наиболее значимыми стратегиями исследования социальной реальности в современной философии являются:

марксистская историко-материалистическая концепция;

концепция социального действия М.Вебера.

модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.

теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуникации Н.Лумана.

а) марксистская концепция общества. Для К.Маркса специфическим признаком понятия «общество» было понятие «общественные отношения». Это означало, что какой-либо индивид становится личностью, а некоторая группа людей – социальным классом не благодаря своим биологическим свойствам – качеству крови или форме бороды, полу и т.п., а в соответствии с теми отношениями, которые устанавливаются между ним (ними) и другими индивидами.

К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение об определяющей роли способа производства, общественного бытия, определяющего общественное сознание. Следовательно, связывают людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения (в единстве образующие конкретно-истрический способ производства), видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т.д. Однако определяющим является общественное бытие, как своеобразная «социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей.

Материалистическое понимание истории делает упор на объективности процессов, происходящих в обществе, на принципе детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим» (К. Маркс). Общество, поэтому, можно изучать как «естественноисторический процесс», подобно тому как естествознание изучает природу и ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы реализуются только в сознательной деятельности людей; они более сложны по механизму проявления и вероятностны; действуют как «законы-тенденции».

Марксизм не отрицает роли субъективного фактора в истории и свободы воли, поскольку «история – не что иное как деятельность преследующего свои цели человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т 2. – С. 102). В основе общественной связи людей лежит, по Марксу, система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т. е. первичности и независимости от сознания) не являются вещественными. Образно говоря, «социальную материю» нельзя пощупать (или чувственно ощутить каким-то другим способом), а она вполне реально, а подчас и трагически, определяет и направляет жизнь миллионов людей. Навязывание ходу истории человеком своей воли, подстегивание событий, проявление революционного нетерпения чревато, как показал опыт XX века, выпадением из общего потока развития мировой цивилизации, замедлением темпов прогресса и т.п. Не менее порочным выглядит на практике и упование на «крота истории», который «роет глубоко»; на то, что де объективные законы истории рано или поздно выведут человечество из нынешнего состояния в царство свободы и справедливости.

б) В теории социального действия М. Вебера в качестве атрибута общества рассматривался осмысленный характер социального действия. Это означало, что общество является такой системой, в которой человеческая деятельность всегда соотнесена с деятельностью других людей и ориентирована на определенные ожидания.

Системообразующим элементом в теоретической модели общества М.Вебера является «социальное действие», которое отличается от обычных действий человека двумя обязательными признаками: – «субъективным смыслом», который придает человек мотивам своего поведения, а также «ожиданием», «ориентацией на другого» как возможной ответной реакцией на предпринятое социальное действие. При этом М.Вебер выделяет четыре основных типа современных социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

М.Вебер исходил из того, что в идеале осмысленный характер деятельности должен быть целерациональным, т.е. основанным на логике и расчете, ориентированным на достижение поставленных целей. В этом был определенный не только научный, но и социально-политический подтекст (пиетет немецкого ученого по отношению к рациональности прусской бюрократической машины конца ХIХ – начала ХХ веков). Ценностно-рациональное действие, основанное на ценности или идеале, которое определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения, независимо от конечного успеха деятельности. Аффективное действие построено на эмоциях и чувствах, и, наконец, в традиционном действии доминирует привычка, традиция, обычай. Наряду с концепцией целерационального действия М.Вебер один из авторов «понимающей социологии», разработчик концепции «идеальных типов», бюрократии, протестантской этики как «духа капитализма».

Он исходил из убеждения в том, что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональности действий людей. Особенно это видно на примере развитии капитализма. «Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры – во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же, как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, - по мнению Вебера, - наиболее чистое воплощение принципа рациональности»3.

Воплощением рациональности Вебер также считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, на общезначимых политических и моральных ценностях.

Не игнорируя другие формы познания социальной действительности, Вебер предпочитал им ее научный анализ. Это касается, прежде всего, экономических и политических явлений и процессов. Он исходил из того, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина»4.

Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Неудивительно, что возрождение, начиная с середины ХХ в. интереса к его учению происходит потому, что он высказал глубокие суждения о возможных эффективных решениях сложных социальных проблем, которые волнуют нас и сегодня.

в) Фундаментальная роль понятия социального действия при изучении общества признавалась также в концепции структурно-функционального анализа Т.Парсонса. Изначально Т.Парсонс исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Здесь значение субъективной стороны социальной реальности очевидно, ибо, как подчеркивает Т. Парсонс, если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация.

Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

адаптации (к физическому окружению);

целедостижения (получения удовлетворения);

интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы);

воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация – целеполагание – интеграция – латентность), обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика – политика – право – социализация), каждая из которых имеет специализированный характер. Вместе с тем они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя во имя избежания возможных противоречий соизмерять социальные действия акторов. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

г) В социальной философии немецкого философа Ю.Хабермаса (автора теории коммуникативного действия) и науке об обществе Н.Лумана, развивается коммуникативная трактовка сущности общества. В ней общество – это, прежде всего, система коммуникаций, которые определяют как деятельность современного человечества, так и особенности его отношений. Центральным ядром этой концепции выступает проблема преодоления неадекватного статуса социальности в европейской культуре с ее установкой на вертикальную структуру субъект-объектного отношения. Необходима смена «научно-технологической рациональности» – субъект-объектной на новую, коммуникативную рациональность – субъект-субъектную.

Определенное влияние на развитие социальной философии в ХХ в. оказало также психологическое направление, представленное, прежде всего, в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей.

Французский мыслитель Габриэль Тард (1843–1904) свое учение он развил в трудах: «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и др.

Одна из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, – взаимодействие личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858–1917). Если для Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, формирующее человека во многом по своему образу и подобию, то для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.

Тард находил движущие силы деятельности людей в закономерностях индивидуальной и групповой психики людей, сближая социологию с социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены, по сути, проблемам социальной психологии. Во взаимном подражании людей Тард усмотрел базовый элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.

Оригинальные идеи в рамках психологического направления в социальной философии развивал итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848–1923). Он обосновал логическо-экспериментальный метод исследования социальных явлений. Основную цель науки об обществе Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей. Социальные действия он делит на «логические» и «нелогические». Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые — неосознанны, инстинктивны, спонтанны. Неосознанные действия являются, по мнению Парето, более естественными и органически присущими людям. Именно они определяют основное содержание социальных явлений. Неосознанные действия непосредственно определяются психическим состоянием людей, которое является постоянной естественной основой, психической константой их социальной деятельности.

Оригинальной частью социальной философии Парето является созданная им теория элит. В рамках этой теории им решались проблемы социальной неоднородности или гетерогенности общества, социального неравенства, борьбы за власть и способы ее осуществления. По мнению Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психологическим неравенством людей, что выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей.

Социально-психологическая концепция Парето и, в частности, его теория элит оказали значительное влияние на развитие социальной философии в ХХ в.

К психологическому направлению в социальной философии также относят фрейдизм и неофрейдизма. В работе «Трудности психоанализа» (1921) Фрейд говорил о трех революциях, нанесших сокрушительный удар по нарциссическим представлениям, которые имело о себе человечество. Первая революция – революция Коперника, доказавшего, что Земля, меньшая, чем Солнце, вращается вокруг последнего. Вторую совершил Дарвин, доказав животное происхождение человека. Сам Фрейд как основатель науки о бессознательном считал себя ответственным за третью революцию. Психологическая революция еще более, нежели революция космологическая и биологическая, релятивизировала образ человека (бывший ранее стабильно определенным в культурно-философской традиции) и лишила его автономии. Ученики и последователи фрейдизма (К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.) широко использовали понятие психоаналитической революции, означающей значительное расширение сферы применения психоанализа, выход за рамки индивидуальных психических структур и претензии на исследование предельных оснований жизни общества.

Классическая психоаналитическая доктрина З.Фрейда посвящена изучению скрытых основ души человека – сфере влечений, инстинктов, неосознаваемых представлений и комплексов – это «бессознательное», или «Оно». Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности – производственной и политической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.

Фрейдизм фиксирует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, основанными на отказе от удовлетворения естественных желаний.

Идеи Фрейда получили развитие в трудах его многочисленных последователей – адептов и критиков. Так, один из его ближайших учеников и первых критиков Фрейда Альфред Адлер (1870–1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и отношений социальных групп.

Другой его ученик и оппонент – Карл Юнг (1875–1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Представители неофрейдизма Карен Хорни (1885–1952), Эрих Фромм (1900–1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, свзывали бессознательное с социальными факторами, в том числе социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой общества. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Некоторые последователи Фрейда соединяли его учение с марксизмом в фрейдо-марксизме. Видные представители фрейдо-марксизма Вильгельм Райх (1897–1957) и Герберт Маркузе (1898–1979). Они, как и другие фрейдо–марксисты, объявляют борьбу бессознательных инстинктов и влечений (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

В работе «Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде» Г. Маркузе, например,развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как «постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению»5. В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.