Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 1 страница



Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю.

Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления.

Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь.

Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию.

Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда.

Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры.

Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри.

Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения.

Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией.

К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.

№24.Проблема бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

В ряду многочисленных философских категорий, составляющих категориальный аппарат большинства философских систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно — их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Это всеобщее свойство любого объекта, любой части реального мира и является тем, с чем, прежде всего, сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность.

Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с отправной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек столкнулся при первых же попытках рационально осмыслить мир. Вопрос о том, существует или не существует нечто, оказался в центре его внимания, как только он проявил «любомудрие», стал философствовать. Не случайно, поэтому главную задачу всей мифологии — рассказать, «кто родил все сущее?», философия заменяет на другую — рационально объяснить «что есть все сущее, откуда оно произошло и куда девается?»

Парменид (540—480 гг. до н.э.), первый из философов, выделил бытие как категорию и сделал ее предметом специального философского анализа. В отличие от философов Милетской школы и Гераклита, говоривших об изменчивой природе вещей, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия.

В Христианской философии истинное бытие – Бог, абсолют, который творит своей волей и своей премудростью.

В Новое время произошли глубинные мировоззренческие сдвиги, суть которых в том, что люди перестали признавать свою зависимость от Абсолюта, отвернулись от Бога. Люди пожелали присвоить себе право Творца творить мир.

Мировоззрение Нового времени отбросило средневековую идею о сопричастности этого мира и подлинного Бытия (Бога).

Отказавшись признавать бытие абсолютное, человек стал воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие.

Рене Декарт утверждал, что акт мышления – «я мыслю» - есть самое простое и самоочевиднейшее основание существования человека и мира. Человек как существо, способное сказать «я мыслю, следовательно я существую», является возможностью и условием существования мира, но не мира вообще, а мира, который он может понимать, по-человечески в нем действовать, ставить какие-то цели, что-то знать. Бытие стало человекоразмерным, так как определялось человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем.

Итак. В Новое время человек приписал деятельностную энергию только себе, чем оправдал свое право насильственно открывать тайны природы, переделовать природу и преобразовывать мир.

ХХ век отверг все основания существования мира и человека.

Попытка найти в разуме опору человеческого существования имела античные корни. ХХ век ознаменовался крестовым походом против разума, а это означало разрыв с античной традицией.

«Наше ученичество у греков кончилось: греки не классики, - заявил в начале ХХ века Ортега-и-Гассет, - они просто архаичны - архаичны и конечно же…. Всегда прекрасны. Этим они особенно интересны для нас. Они перестали быть нашими педагогами и становятся нашими друзьями. Давайте станет беседовать с ними, станем расходиться с ними в основном. Самое основное – это, во-первых, античное понимание бытия как неизменного и неподвижного. И , во –вторых, доверие к Разуму – Логосу.».

В ХХ век философы пытаются развить идею бытия как становления, вечного изменения.

Главной онтологической характеристикой мира объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Мир повседневности и обыденности, в котором господствуют сиюминутные интересы конечных эмпирических индивидов становится главной темой философских размышлений.

Таким образом, категория «бытие» считается исходной и наиболее общей категорией философии, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по признаку существования.

Философская категория бытия отражает «существование как таковое» безотносительно к его конкретному носителю.

Бытие = действительность=мир=реальность условно делится на:

Объективная реальность Субъективная реальность

Объективная реальность – это все то, что существует вне и независимо от сознания человека (независимо от его воли, желания).

Субъективная реальность – это все то, что принадлежит сознанию человека, а также различные формы проявления его бессознательного, различные психические состояния человека. Это все то, что принадлежит внутреннему духовному миру человека и вне его существовать не может.

Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:

1.Бытие природы

Бытие первой природы (вещи, тела, процессы, не тронутые человеком (девственная природа)).

Бытие второй природы (вещи, тела, созданные человеком (преобразованная человеком природа).

2. Бытие человека

Бытие человека в мире вещей (здесь человек рассматривается как вещь среди других вещей, как тело среди других тел, которое подчиняется законам конечных преходящих тел (биологическим законам, циклам развития и гибели организмов).

Собственное человеческое бытие (здесь человек рассматривается не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо).

3. Бытие духовного

Индивидуализированное духовное (это сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека).

Объективированное духовное (это надиндивидуальное духовное, это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества («социальная память культуры»).

4. Бытие социального

Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории (процессы социализации и жизнедеятельности каждого человека в рамках определенного человеческого сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху).

Бытие самого общества (проявление жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально – производственной и духовной сферы).

 

 

№25.Основные категориальные характеристики бытия: материя, пространство, время.

Понятие “материя” одна из наиболее фундаментальных философских категорий. Термин “материя” имеет немало определений, но, пожалуй, наиболее ёмко и лаконично выглядит то, которое закрепилось в марксисткой философии, где понятие материя определяется как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них1.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.

Основные структурные уровни материи в неживой природе: Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макро-скопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

Представления о строении материи на биологическом и социальном уровнях:

Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения. Наконец возникла жизнь (биологический уровень). На определенном этапе развития Метагалактики, в рамках некоторых планетных систем, создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. Как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации. Можно выделить: системы до клеточного уровня — нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень биоорганизации, самостоятельно существующей в виде одноклеточных организмов; многоклеточные организмы (растения, животные). Особые уровни организации живой материи образуют надорганизменные структуры. К ним относятся, прежде всего, популяции — сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве.

Любая популяция представляет собой особую системную целостность. Кроме популяций к надорганизменным уровням организации живой материи относятся виды и биоценозы. Последние образуются в результате взаимодействия некоторого множества популяций между собой и с окружающей средой. В целостной системе биоценоза эти популяции связаны так, что продукты жизнедеятельности одних становятся условиями жизни других. Так, лес — это биоценоз, в котором популяции живущих в нем животных, а также растений, грибов, лишайников, микроорганизмов взаимодействуют между собой, образуя целостную систему. Благодаря такому взаимодействию, сложным обменным процессам между продуктами жизнедеятельности разных популяций, создаются условия для их совместного существования. Многие популяции могут жить только в рамках определенного биоценоза.

Наконец, взаимодействие биоценозов образует глобальную систему жизни — биосферу. В этой целостной системе различные биоценозы взаимодействуют не только между собой, но и с воздушной оболочкой, через которую идет теплообмен Земли с космическим пространством, с водной средой, с горными породами. При нарушении этих взаимодействий меняется вся сфера жизни на Земле. Для того чтобы поддерживалось ее динамическое равновесие, необходимо не только воспроизводство определенных условий обитания различных организмов, популяций, биоценозов, но и некоторый уровень их разнообразия. При уменьшении этого разнообразия ниже определенного уровня вся биосфера начинает вырождаться. Люди являются частью сферы жизни на Земле. Развитие биосферы, связанное с появлением в ней все новых уровней организации, является результатом ее функционирования и эволюции как целого в рамках еще более широкой целостности — развивающейся Вселенной. И подобно тому, как в неживой природе формирование каждого нового уровня материальных систем обусловлено целым Метагалактики, так и дифференциация биосферы на качественно специфические уровни организации живой материи обусловлена ее развитием как сложной развивающейся системы.

Таким образом, на определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции живых существ, которые благодаря развивающейся орудийной деятельности трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов с все более и более сложной структурой — беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития (социальный уровень).

В рамках биосферы начинает развиваться особый тип материальной системы — человеческое общество. Здесь то же возникают особые подструктуры — семья, классы, нации и др., причем многие из этих подструктур исторически изменчивы, существуют только на определенных этапах человеческой истории и преобразуются в новые подструктуры усложняющегося разнообразия человеческой общественной жизни.

Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития.

Большинство предметов и процессов искусственно созданной человеком «второй природы» не могут самопроизвольно возникать в нашей Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни автомобиля, ни ЭВМ. Хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить среди объектов естественной природной среды. Самосборка автомобиля или счетной машины на полупроводниках в самой природе без человека неосуществима, но как воплощение в материале природы человеческих целей, как опредмечивание человеческого духа эти объекты обретают реальное бытие. Эволюция создаваемой человеком искусственной природной среды, которую К. Маркс образно назвал «неорганическим телом человека», есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества.

В человеческой жизнедеятельности как бы сталкиваются различные линии саморазвития материи: с одной стороны, естественная эволюция неживой и живой природы, с другой — искусственная, только в обществе реализуемая эволюция материи. Причем вторая, возникающая благодаря человеческой деятельности, линия эволюции материи реализуется не только в формах развивающейся предметной среды, которую создает человек в процессе производства, но и в форме развития самого человека, который развертывает свои природные возможности, строит новые разнообразные формы общения и социальных отношений и в этом процессе изменяет самого себя.

Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы имеют общекультурный смысл и обсуждаются в современной философии.

Основные свойства(атрибуты) материи:

Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации.

Также материя обладает еще одним атрибутом - несводимостью одного структурного уровня материи к другим. Любой предмет и процесс в мире возникает только из других предметов и процессов и не может исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или процесса. В этом заключается фундаментальное положение всех форм материализма. Принципиальное отличие диалектики в понимании материи состоит в отрицании возможности сводить материю к какой-либо одной простейшей форме или к немногим простейшим формам, что характерно для механистического материализма. Каждая форма материи — будь то космическая система, атом, молекула, организм или человек — качественно своеобразна. Поэтому она не может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов, свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное своеобразие предмета создается особой формой связи его частей.

Физика не сводится к механике, химия — к физике, биология не сводится к совокупности механических, физических и химических явлений, а общество — ко всем остальным формам организации сущего. Биологическая организация имеет особый смысл, необъяснимый в пределах физической картины мира. В царстве живого мы имеем дело с такими специфическими явлениями, как приспособление, обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и наследственность. Все это отсутствует в неорганической природе. В живом организме даже чисто химические и физические действия направляются как бы к совершенно определенным биологическим задачам и целям.

Неуничтожимость материи. Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии, гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни один элемент материи не уничтожается в «ничто», а оставляет определенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину. Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Мир сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.

Принцип неуничтожимости и несотворимости, неисчерпаемости, сохраняемости, структурности материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей креационизма. Также атрибутами материи являются: протяженность, дискретность.

Таким образом, можно отметить, что материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Материя как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум (общество).

Понятие материя – это абстракция. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний.

Ни один из этих видов, форм, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.

Основными атрибутами материи являются сохраняемость, системно-структурный характер организации, неисчерпаемость, неуничтожимость, несотворимость.

Пространство и время как объективные формы существования материи

Пространство – это объективная форма существования материи, выражающая:

взаимное расположение материальных объектов (впереди, позади, вне, внутри. около, далеко и т.д.) способность их занимать определенный объем (т.е. иметь протяженность, длину, ширину и высоту )иметь определенную форму, структуру.

Атрибутивные свойства пространства:

- протяженность, т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

- непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации;

- относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

- трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.

Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования (год, столетие) и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов (до, после, одновременно).

Атрибутивные свойства времени:

-длительность, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

- одномерность времени;

-необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.

Анализ проблемы пространства и времени предполагает различие понятий:

1. Реальное пространство и время

2. Перцептуальное пространство и время

3. Концептуальное пространство и время

Реальное пространство и время характеризует объективные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо от сознания человека .

На перцептуальном уровне человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, т.е. зависят от физиологических и психологических особенностей человека.

Концептуальное пространство и время выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, а от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи.

Основные концепции пространства и времени

Субстанциональная

Реляционная

Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность (Демокрит, Галилей, Ньютон). На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, вне которых они существовать не могут (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами.

 

 

№26. Движение и развитие. Диалектика как теория развития.

Диалектика - дословно (от греч.) означает искусство вести беседу, рассуждать. Элементы диалектики содержались уже в учениях философов Древнего Востока (например, Древний Китай (Инь и Ян), в учениях философ Античности (Гераклит, Анаксимандр, Зенон, Эмпедокл и др.).

Формирование диалектики прошло долгий путь.

В истории философии можно выделить 3 основные формы диалектики:

Стихийная диалектика древних (древневосточная философия, Гераклит, Сократ, Платон и т.д. )

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии, которая была разработана особенно глубоко Гегелем.

Материалистическая диалектика, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.